А.А. Беляеву
Уважаемый Алексей Анатольевич!
16 апреля 2017 года я, как председатель Комиссии по социальному-экономическому развитию Совета депутатов района Отрадное, совместно с Л.Н. Чуриковой произвел осмотр павильона железнодорожной станции Отрадное Бескудниковской ветки Савеловской железной дороги, расположенной на месте автостоянки № 46 по ул. Декабристов на территории района Останкино.
История станции такова. Согласно данной «Википедии», железнодорожная линия от Москвы на Савёлово начала строиться в конце XIX века по инициативе Саввы Мамонтова, акционера и директора общества Московско-Ярославской железной дороги и известного мецената.
Железная дорога открылась в 1900 году, однако тогда Савелового вокзала и участка Савеловский вокзал – ст. Бескудниково не существовала, и поезда до Савелово следовали от Ярославского вокзала или от дачного поселка Лосиноостровский Московского уезда через ветку ст. Лосиноостровская – ст. Бескудниковская.
После открытия Савёловского вокзала в 1902 году ветка от Лосиноостровской до Бескудникова, соединяющая Савёловское направление с Ярославским, осталась вспомогательной. После строительства Московской окружной железной дороги загруженность Бескудниковской ветки уменьшилась.
Интенсивность использования линии возросла после строительства рядом с с. Свиблово Института пути (сейчас это Научно-исследовательский институт транспортного строительства (ЦНИИС) и ВНИИЖТ) и жилого городка при нем.
Примерно в 1944 году по линии было восстановлено пассажирское сообщение. В 1945-55 годах железная дорога была электрифицирована. В 1945 году была открыта платформа «Институт пути», а в 1948 году – платформы «Отрадная» и «Слободка».
Однако уже в 1918 году на этом месте, предположительно, находился полустанок Отрадное.
В 1950-е годы Бескудниковская ветка использовалась наиболее интенсивно. Помимо пассажирского движения, ветка использовалась для подвоза грузов на ближайшие промышленные предприятия и племенного скота на ВСХВ.
10 сентября 1966 года движение на перегоне Дзержинская-Лосиноостровская было прекращено из-за открытия трамвайной линии, пересекавшей железнодорожные пути. При строительстве Калужско-Рижской линии метрополитена 18 мая 1976 года был закрыт следующий перегон, от Дзержинской до Института Пути. Станция метро «Свиблово» частично расположена на территории, которую занимала ветка.
Окончательно линия была закрыта в мае 1987 года, когда началось активное строительство северного радиуса Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена.
На месте путей были построены многоэтажные дома, а на пересечении с ними расположилась станция метро «Отрадное». Окончательно 2 последних участка ветки были разобраны в 2005—2007 годах, в т.ч. участок между станцией Бескудниково и Алтуфьевским шоссе , который до 2002 года до 2002 использовался для обслуживания склада по адресу Алтуфьевское шоссе, 43А, а также поддерживалось в рабочем состоянии ответвление на территорию ОАО «НИКИМТ-Атомстрой».
Платформа Отрадное находилась у Сельскохозяйственной улицы, на тот момент упиравшейся в железнодорожные пути. В этом месте была конечная автобусов (на 1969 год — маршрутов 81 и 185, причём 81-й, ходивший от Курского вокзала, был одним из самых длинных маршрутов в Москве). После появления улицы Декабристов она была соединена с Сельскохозяйственной улицей, был организован охраняемый переезд ветки через Сельскохозяйственную улицу восточнее платформы. На юг от платформы было ответвление к промзоне ВДНХ, а к западу от платформы — небольшое путевое развитие (однако нет упоминаний о том, что Отрадное когда-либо имело статус станции). На большом участке, практически от Слободки до моста через Яузу, существовал экспериментальный второй путь (к северу от основного).[4]
В настоящее время от станции (платформы) сохранился одноэтажный павильон для пассажиров с билетной кассой (это единственная сохранившаяся постройка всей Бескудниковской ветки), расположенный вблизи улиц Декабристов и Сельскохозяйственной.
Информация о платформе Отрадное представлена в «Википедии».
Как следует из ответа заместителя Префекта СВАО г. Москвы от 30 апреля 2019 года мое предложение было направлено в адрес Москомнаследия, однако по состоянию на 30 апреля 2019 года информации от Департамента не поступало.
В связи с этим повторно прошу Вас принять меры к сохранению павильона платформы Отрадное с признанием его объектом культурного наследия с направлением обращения в Москонаследие о признании здания станции (платформы) Отрадное Бескудниковской ветки Савеловской железной дороги вновь выявленным объектом исторического наследия и определить его охранный статус.
Для этого предлагаю провести в июне 2019 года совместное совещание с участием Москомнаследия, ОАО «РЖД», Управ районов Отрадное и Останкино по вопросу признания здания платформы «Отрадное» объектом культурного наследия г Москвы.
А. Бабушкин

Journal information