?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Коллегия состоится в вторник, поэтому поправок ждем в понедельник. Извините за спешку.

Тезисы выступления по теме
«О состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства, направленного на пресечения незаконных методов воздействия в отношении лиц, содержащихся под стражей, и осужденных к лишению свободы».


  1. Основные проблемы соблюдения прав человека в учреждения УИС.



  1. Необоснованное избрание меры пресечения.

Нередко меры пресечения избираются для
-  оказания давления на обвиняемого с целью заставить его признать свою вину или дать показания в отношении иных лиц;
- замаскировать бездействие и волокиту следствия, объясняя их тем, что обвиняемый якобы скрылся от следствия;
- того, чтобы избежать умозрительной опасности того, что обвиняемый скроется.
Пример:  Предприниматель Захаров Вадим Викторович, ранее - инвалид 2-й группы,  является обвиняемым по уголовному делу, предусмотренному ч. 4 ст. 159 УК РФ (6 эпизодов), находящихся в производстве СО ОМВД Лазаревского р-на г. Сочи. Захарову В.В.  вменяется то, что он, являясь генеральным директором ООО «Каптаж», не имея законного основания для строительства жилья и законной возможности выполнить условия договора в будущем, организовал рекламу о возможности строительства жилых домов, путем  обмана и злоупотребления  доверием заключил договора с 6 лицами,  получил от них деньги в качестве задатка, после чего завладел данными денежными  средствами и распорядился ими по своему усмотрению. Данные события имели место в 2011 году.  При этом Захаров начал строительство домов и вел их вплоть до возбуждения 
С 2013 по 2019 год следственные действия по делу не проводились. Захаров  повестки не получал, вел активную общественную деятельность, создал «Центр музей педагогики «Светоч», получивший большую известность среди специалистов в области музейного дела и педагогики.  1 марта 2019 года Захаров неожиданно был арестован, в настоящее время находится в СИЗО № 2 ГУФСИН России по Краснодарскому краю. За 2 мес. никаких следственных действий в отношении Захарова не проводилось.


  1. Злостная следственная волокита по делу из-за:

- стремления принудить обвиняемых к изменению показаний;
- непрофессионализму следствия, его равнодушию к соблюдению прав человека.


  1. Несвоевременное поступление из суда, вынесшего приговор, распоряжения о вступлении приговора в законную силу.



  1. Поверхностная проверка материалов о гибели людей в СИЗО: дознание и следствие по этим материалам осуществляют дознаватели и участковые уполномоченные полиции, не имеющие доступ в следственный изолятор.



  1. Отсутствие телеприемников в ряде камер СИЗО, в т.ч. в тех, где содержатся женщины  или лица, помещенные под стражу длительное время назад.



  1. Из-за недостаточной численности отряда хозяйственно-лагерной обслуги  СИЗО, многие  осужденные вынуждено работать с повышенной нагрузкой;



  1. Отсутствие при организации питания обвиняемых и осужденных специального рациона для мусульман, иудеев и индуистов.



  1. Уклонение врачей от СИЗО от фиксации телесных повреждений и выдачу представителю защиты соответствующей справки.



  1. Отсутствие в СИЗО достаточного количества оборудованных телефонных мест для обеспечения телефонных переговоров подозреваемых и обвиняемых.



  1. Недостаточная принципиальность мед работников СИЗО при  решении вопросов о том,  может ли обвиняемый содержаться под стражей либо участвовать в следственных действиях.



  1. Применение недозволенных методов воздействия для принуждения осужденных  писать явки с повинной (ФКУ ИК № 3 УФСИН России по Владимирской области).



  1. Нарушение прав  адвокатов на доступ к своим подзащитным (ФКУ ИК № 7 УФСИН по Владимирской области, СИЗО № 2 ФСИН России «Лефортово», Т-2 г. Владимир и другие).



  1. Применение взысканий по надуманным основаниям, например, в связи с тем, что при очередной в течении дни  встрече с сотрудником учреждения , осужденный с ним не поздоровался  либо поздоровался не по форме.                             



  1. Бездействие органов прокуратуры; злоупотребление прокурорами своими надзорными полномочиями.



  1. Противодействие освобождению осужденных по болезни.

Так, Сигаури Султан Алиевич, 1960 г.р., осужден приговором суда по ч. 2 ст. 105 УК РФ. Отбыл 7 лет лишения свободы. Болен нарушением функции мононейронов спинного мозга в шейном отделе, корешковой дисфункцией, нейпропатией ветвей плетевого сплетения левой верхней конечности, аксонально-демиелизирующим типом нейропатии сенсорных волокон нервов.  Прогноз для развития заболеваний и для жизни неблагоприятный.  Обнаруженная у Сигаури дегенерация нервной системы способна вызвать остановку дыхания и смерть осужденного. Был представлен МСЧ ФСИН по Тульской области к освобождению по болезни. Однако в районном и в Тульском областном суде прокурор выступил категорически против освобождения Сигаури по болезни.
Торжокский суд, несмотря на противодействие прокуратуры по надзору, освободил от наказания по болезни Марата Юсупова, который болен ВИЧ 23 года, в колонии был заражен туберкулезом, страдает стадией вторичных заболеваний, подпадающих под постановление Правительства РФ № 54. Однако надзирающий прокурор Фолов добился отмены постановления, ошибочно полагая, что ВИЧ-инфицированный подлежит досрочному освобождению, при  одновременном условии наличия,  как стадии вторичных заболеваний, так и терминальной стадии ВИЧ.

  1. Бездействие органов прокуратуры в ситуации, когда последствия меры пресечения в виде взятия под стражу оказываются более опасными, нежели преступление.

  2. Бездействие органов прокуратуры при предъявлении обвиняемыми законных требований при объявлении голодовки. Так, обвиняемый Шестун А.В. объявил голодовку, требуя обеспечения его  права на личное участие в деле по конфискации его имущества, рассматриваемом в Красногорском суде, о конфискации имущества,  а также о принятии процессуального решения по делу прокуроров, которые на территории Московской области крышевали игорный бизнес. Однако о реакции прокуратуры на данные законные требования до настоящего времени не  известно.

  3. Отсутствие должного реагирования прокуратуры на игнорирование учреждением УИС законных представлений  надзирающего прокурора. Так, прокурор по надзору принес более 10 представлений начальнику ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области, которые были отклонены. Чтобы добиться их исполнения, прокурор не вылазит из судов. Тем не менее, о реагировании со стороны вышестоящего прокурора в адрес ФСИН России не известно.

  4. В Красноярском крае прокуратура принимала меры прокурорского реагирования, направленные на воспрепятствование применения поощрений в отношении осужденных, которые добросовестно относятся к учебе и труду, ошибочно исходя из того, что добросовестное отношение к труду или учебе основанием для поощрения не является.

Аналогично, в Тульской области, надзирающий прокурор, установив, что в ФКУ ИК № 2, при более, чем 100 обучающихся в школе, данные лицам практически не представляются к поощрениям, мер прокурорского реагирования не предпринял.

  1. Несмотря на внедрение в ряде учреждений УИС системы услуг по электронной вязи ФСИН –письмо, органы прокуратуры не только не способствуют применению этого ресурса для обеспечения реализации конституционных прав граждан, но и прямо препятствуют применению этого инструмента. Так,  в одном из крупнейших в стране СИЗО № 1 г Нижний Новгород под давлением прокурора начальник СИЗО прекратил использование в учреждении системы «ФСИН письмо».

  2. Отсутствует достаточный прокурорский надзор за решением вопросов о выдворении из России освобожденных из числа иностранных граждан.   Нередко такому выдворению подвергаются лица, которые имеют супруг и детей, являющихся граждан России, что приводит  к разъединению семей и нарушению конституционного принципа о том, что семья находится под защитой государства.

  3. Опыт поездок в учреждения УИС регионов позволил сделать интересное наблюдение: как только свернул с дороги на некое подобие дороги с ямами и ухабами, на которых машина начинает разваливаться, значит, начинаешь ухать в колонию. Так, дорога на ИК № 49 ГУФСИН по Коми имеет ямы глубиною более 70 см.,  дорога на ИК № 6 УФСИН по Ставропольскому краю имела ямы площадью более 10 м. кв. (к настоящему времени под нашим влиянием дорога частично отремонтирована), трудно проехать в ИК № 5 УФСИН России по Рязанской области. К 80 % СИЗО и колоний ведут дороги, которые резко выделяются среди соседних дорог в худшую сторону.  Тем не менее, о мерах прокурорского реагирования в связи с аварийным состоянием дорог, ведущих к учреждениям УИС, ничего не известно.

  4. В стране сложился ряд учреждений, откуда невозможно освободиться условно-досрочно либо в связи с заменой наказания более мягким. Одно из таких учреждений – ИК № 1 г. Пензы.  Совет трижды обращал внимание на данное нарушение в указанном учреждении.  Тем не менее, необходимых мер прокурорского реагирования так и не предпринято.

  5. В случаях, когда ФСИН переводит осужденных с приближением к месту жительства в связи с семейными обстоятельствами, которые рассматриваются, как «иные исключительные обстоятельства» по смыслу ст. 81 УИК РФ,  прокуратура начинает этому противодействовать, ссылаясь на то, что семейные обстоятельства иными исключительными обстоятельствами признаны быть не могут. 



  1. Рекомендации в адрес органов прокуратуры.

    1. Шире применять практику совместной проверки соблюдения прав заключенных совместно с членами ОНК и членами СПЧ.

    2. Провести ревизию нормативных актов ФСИН России и ГУИН Минюста России, получивших гриф «ДСП» в период с  1997 по 2012 годы, принять меры к снятию данного грифа с тех актов, которым он был присвоен необоснованно.

    3. Разработать механизм прокурорского реагирования на случаи  нарушения в отношении лиц, обратившихся с жалобами к прокурору, ОНК, УПЧ, иные правозащитные органы, и подвергшиеся в связи с этим преследованиям.  

    4. Шире включать в состав общественных советов при прокуратуре правозащитников, работающих в сфере защиты прав заключенных.

    5. Разработать методические рекомендации по проведению прокурорской проверки по жалобам на применение пыток, жестокого  и унижающего обращения и наказания; при  наличии аналогичного документа организовать его обсуждение с общественностью.

    6. Раз в квартал (или в пол года) проводить встречи заместителей Генерального прокурора РФ, курирующих вопросы деятельности правоохранительных органов и УИС, с представителями СПЧ, региональными УПЧ,  членами ОНК, помощниками начальников УФСИН по правам человека для обсуждения вопросов соблюдения прав  человека в УИС.

    7. Направлять в СПЧ проекты приказов и иных НПА органов прокуратуры, затрагивающих права человека, для их общественной правозащитной оценки.

    8. Разработать механизм оперативной передачи информации о нарушениях прав  человека на стадии задержания, проведения ОРД, проведения следственных действий, нахождения в отделе полиции и ИВС от прокурора по надзору за СИЗО к прокурорам иных специализаций.



                                           
promo an_babushkin november 20, 04:27 2
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars