?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Решение рабочей группы СПЧ
по коренным и коренным
малочисленным народам России № 2

Об оптимизации рыболовной деятельности
представителей КМНС

Для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Рыболовство является основным видом традиционной хозяйственной деятельности, выступая в качестве основы их жизнеобепечения. Даже для оленеводов, рыболовство является важным источником питания с периода отела оленей (апрель-май) до забоя оленей (ноябрь-декабрь).

Во многих национальных селах рыболовецкие общины малочисленных народов стали градообразующими предприятиями. Развитие традиционного рыболовства как вида экономической деятельности общин и иных объединений малочисленных народов, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, является сегодня гарантией стабильности и эффективности развития отдаленных сельских территорий, поддержания в них приемлемого уровня жизни.

В условиях более пригодных для проживания, где само рыболовство не является основой выживания как крайней меры, ведение традиционного образа жизни защищает коренные народы от таких негативных последствий всеобщей глобализации, как стирание индивидуальности, потеря национальной идентичности, утрата, этнических национальных традиций, превращение людей в серую безликую массу.

22

При осуществлении рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренные малочисленные народы, их общины и иные объединения использовали и используют различные традиционные методы и способы добычи (вылова) водных биоресурсов в зависимости от их вида, времени года, необходимого количества, а также от особенностей рыбохозяйственного бассейна.

Так, в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне используются следующие традиционные орудия добычи (вылова):
• Закидной, ставной, кошельковый неводы, тралы и снюрреводы (орудие лова для добычи донных пород рыбы на глубине 30 и более метров), близнецовые (тралы) невода, донный невод (мутник), таван (орудие лова глубоководных рыб);
• Бредень;
• Сети плавные, донные плавные и ставные, ван, сяван;
• Вентеря, верши, морды, мережи (рюжи), ловушки (закол, запор, заедка, каравка), конусообразные и прямоугольные ловушки, наважьи ловушки, миножьи ловушки, крабовые ловушки.
• Драга;
• Подольники (переметы);
• Крючковые орудия добычи (вылова);
• Троллинг;
• Щипцы, сачок, петли, захваты, фитили;
• Кальмароловная снасть;
• Черпушка;
• Марик или мерик;
• Гарпуны;
• Острога;
• Для добычи морских млекопитающих: это огнестрельное оружие, сети, ловушки, обкидные и ставные невода;
• Для добычи морской капусты - канза (шест), кошение, орудия с режущим принципом действия.

Данные орудия добычи сложились не позднее конца 19 века. Однако большая часть из них существовала уже в 17 веке, что видно из многочисленных исторических источников (справка прилагается?).

Однако с середины 1990-х года, когда началось возрождение КМНС, со стороны органов, регулирующих добычу и вылов ВБР, в вопросе применения коренными народами Камчатки современных прогрессивных орудий лова стали применяться неоправданные ограничения, которые достигают характера произвола.

При этом незначительная часть ограничений способов добычи ВБР, такие например, оглушение и с применением ядов растительного происхождения мною не упоминаются, носят обоснованный характер.

Большая часть способов и орудий добычи, запрещенных для представителей КМНС Правилами рыболовства, прошли адаптацию, развитие и были приспособлена к нынешним условиям жизнедеятельности коренных малочисленных народов, например, такие как: крабовые ловушки, ставные морские сети, донные закидные невода (мутники), ставные лососевые ловушки (каравки) как морского, так и речного использования, и назначения, и многие другие орудия лова.

Ажиотаж вокруг традиционных орудий лова коренных малочисленных народов носит не здоровый характер и не имеет каких научных обоснований.

В настоящее время представителям КМНС для добычи ВБР, как правило, разрешено применение:
- закидной и неводной сетей глубиной 3 и длиной 30 метров;
- удочки (по лицензии);
- наважьих ловушек;
- кальмароловных сетей.

12

Указанные ограничения не учитывают рельефа дна, наличия донных пород рыб и прочих существенных обстоятельств.
Это связано с ошибочным пониманием со стороны некоторыми руководителей организаций и ведомств традиции, традиционной культуры, традиционного образа жизни, как понятий не зыблемых, не подвергающихся ни каким прогрессивным изменениям и развитию. Эти должностные и ведомства путают общины КМНС с этнографическим музеем, рассказывающем о быте людей каменного века.
Между тем, традиция, традиционная культура, традиционный образ жизни, это не только сохранение и использование накопленного предками жизненного опыта, но и его развитие.

Применение методов и орудий лова ВБР без учета их развития, не позволяет представителям КМНС вести добычу в тех же объемах, что они вели ранее, так как появление в тех же водах крупных промысловых компаний, ведущих добычу ВБР в промышленных масштабах, снижает возможности их доступа к добыче ВБР.

Общины КМНС должны иметь доступ к применению современных передовых технологий, как в процессе добычи, так и в процессе переработки и хранения произведенной продукции.

В настоящее время рыбопромышленники, занимающиеся выловом водных биоресурсов на коммерческих условиях, активно вносят поправки в предлагаемые к принятию Правила рыболовства.

Принятые Правила рыболовства не содержат в своих положениях понятий традиционной хозяйственной деятельности общин коренных малочисленных народов как предприятий, ведущих освоение водных биоресурсов на современном уровне. В данных Правилах рассматривается только вылов биоресурсов для личного потребления и только в реках. Морское рыболовство для ведения традиционного вида хозяйства по этим Правилам вести почти невозможно. Прописанные в Правилах орудия лова, как и в предыдущих (ныне действующих) вновь не предусматривают добычу донно-пищевых пород рыб, высота сетного полотна имеет ограничения по высоте, длина сети обозначена для одного пользователя, то есть для физического лица.

Отсутствие изменений в новых Правилах рыболовства в сфере традиционного рыболовства направленных на применение активных орудий лова именно в морском и прибрежном рыболовстве вновь ставит под угрозу освоение общинами КМНС квот на вылов морских водных биоресурсов.
Предоставляемые квоты не могут быть освоены при помощи тех орудий лова, право на использование которых имеют общины КМНС. Так, в 2012 году общины Камчатского края получили квоты на вылов 24 тыс. тонн рыбы. В 2015 году общины получили квоту на вылов от 220 до 300 тонн рыбы, однако освоить эти квоты не смогли, в связи с чем попали в черный список.

Как это происходит из года в год от путины к путине, квоты не будут освоены или будут освоены частично, и путина 2019 года в области освоения донно-пищевых пород рыб, как и в предыдущие годы, будет сорвана.

Такая ситуация заставляет представителей общин и физических лиц обращаться со своими квотами к промышленникам, предлагая им освоение этих квот по неоправданно низкой цене. Однако рыбопромышленники часто даже при таких условиях не берутся за их освоение, поскольку Правила рыболовства ограничивают и не предусматривают применение донных активных орудий лова для КМНС.

На Сахалине общины КМНС лишены возможности получить отдельные участки для ведения рыболовства в южной части острова.
Существенный ущерб интересам рыболовства КМНС наносит заявительный принцип выдачи квот, введенный в 2008 году. Так, в Алюторском районе Камчатского края из 740 поданных заявлений положительное решение было принят только по 49.


33

Рабочая группа по правам коренных и коренных малочисленны народов рекомендует:
1) Министерству сельского хозяйства РФ:
1.1. Отменить требование об обязательном освоении выделенной квоты;
1.2. Разрешить представителям КМНС рыболовство в местах фактического проживания;
1.3. Провести в мае 2019 года встречу заместителя Министра сельского хозяйства Шестакова И.В. с членами Постоянной Рабочей группы, депутатом Госдумы Т.С. Гоголевой и экспертами из числа представителей КМНС.
1.4. Внести в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбопромыслового бассейна изменения в статью Правил о традиционном рыболовстве разрешающее применение всех орудий добычи (вылова) общинами Коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ наравне с промышленным рыболовством, включить в перечень разрешенных орудий лова для осуществления традиционного рыболовства отдельную статью о добыче (вылове) водных биоресурсов общинами КМНС и их сообществами перечисленных в данном решении традиционных видов орудий добычи (вылова) водных биоресурсов;
1.5. Разделить традиционное рыболовство на:
- осуществляемое традиционными способами;
- осуществляемое в целях социально экономического развития общин и территорий традиционного проживания.

2) Рекомендовать Росрыболовству:
- разрешить представителям КМНС использовать все разрешенные Правилами рыболовства орудия лова и добычи ВБР в рамках предоставленных квот;
- снять для представителей КМНС запрет на вылов камчатского краба, морского ежа, добычу ламинарии (морской капусты);
- отменить заявительный принцип рыболовства представителями КМНС, предусмотрев, что до составления Реестра вылов ВБР происходит на основании списка представителей КМНС, составленного органом местного самоуправления и справки о включении лица в указанный список.
- установить, что квота для КМНС на вылов и добычу ВБР должны составлять не менее 20 % в Камчатском крае, Чукотском автономном округе, Ненецком автономном округе, Сахалинской области, Иркутской области, Красноярском крае, ЯНАО, не менее 15 % в Республике Саха-Якутия, Красноярском крае, Магаданской области, .

21

3) Правительству Российской Федерации при увеличении объемов добываемых ВБР предусмотреть выделение дополнительных объемов для КМНС.

Предлагаемый подход вытекает из:
- Декларации ООН по охране окружающей среды от14 июня 1992 г. определяющая, что государства должны признавать и поддерживать самобытность, культуру и интересы коренных народов, обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития;
- Декларации ООН о праве народов на развитие от 04 декабря 1986 г. все народы имеют право на участие в экономическом, социальном, культурном и политическом развитии. При этом на государство возлагаются обязанности определять соответствующую национальную политику развития, направленную на постоянное повышение благосостояния населения на основе активного, свободного и конструктивного участия в развитии и справедливом распределении, создаваемом в ходе его благ, а также обеспечивать равенство возможностей, которые касаются доступа к основным ресурсам питания и других;
- Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» устанавливающим в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития малочисленных народов;
- Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утв, Распоряжением Правительства РФ от 04 февраля 2009 г. № 132-р.
promo an_babushkin november 20, 04:27 2
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars