В переполненном зале собралось более полусотни человек. Круглый стол вел Н.М. Харитонов, председатель Комитета Гос Думы по региональной политике, Севера и Дальнего.
Мне Николай Михайлович памятен, как кандидат в Президенты России во время выборов, кажется, 2004 года.

Представитель Минпроса России рассказал о создании Фонда поддержки языков коренных народов. В 2019 году Фонд планирует разработку учебников для изучения языков коренных народов. В федеральный перечень учебников включено только 8 учебников.
Минпросовцу был задан вопрос о кочевых школах, но ответил он что-то неуверенное, мол вопрос прорабатывается.
На мой вопрос представитель Минпроса ответил, что в настоящее время изучается 81 родной язык, что на 7 языков больше, чем в 2017 году. Сколько языков народов России не изучается, он ответить не смог.
Представитель Якутии задала вопрос о приостановлении выплаты стипендий студентам из числа коренных народов,

Представитель Росбыловства Евгений Кац сетовал, что не может определить, кто является представителем КМНС без составления реестра представителей КМНС, а количество заявок от общин столько, что рыбы на всех не хватит.
Однако депутат Госдумы из Красноярского края В.Г. Поздняков привел пример, когда представителям КМН края дается квота на вылов около 40 кг рыбы в год на человека. И это при том, что рыба являетсчя основным продуктом питания для представителей этих народов.
Представители муниципалитетов объяснили г-ну Кацу, что национальность может быть определена на основании выписки из похозяйственной книги, которая ведется муниципалитетами.
Прекрасно выступила руководитель соседской общины коренных народов Сахалина Ирина Грудова, которая рассказала о тех проблемах, которые искусственно создаются на Сахалине для представителей КМНС.

Я обратил внимание представителя Росрыболовства на то, что общая численность КМНС России – всего лишь 214157 человек. Из них менее половины имеют отношение к рыбе. Каким образом сто тысяч рыболовов могут быть источником исчерпания рыбных ресурсов, объем которых исчисляется сотнями тысяч тонн, нельзя представить себе даже в самых смелых фантазиях.

В своем выступлении я поставил, в частности, следующие вопросы:
- включения в рекомендации предложения дополнить законодательство положением о выявлении, признании и использовании священных мест коренных народов**;
- более тщательного выявления потребностей в изучении языков малочисленных народов (такие потребности есть у води, ижорцев, тувинцев-тоджинцев и десятков других народов).
- необходимо, наконец-то, решить вопрос о признании народа айну коренным малочисленным народом Дальнего Востока.
- В Федеральном законе "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" относить к числу коренных малочисленных народов не только тех, которые имеют численность менее 50 тысяч человек, но и те народы, которые насчитывали на момент вступления в действие этого закона менее 50 тысяч человек;
- в статье 7 указанного закона о взаимодействии общин и органов власти указать. Что целевая подготовка кадров по профессиям, необходимым общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов для самоуправления и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, является бесплатной;
- в этой же статье предусмотреть бесплатное оказание помощи общинам по юридическим вопросам;
- предусмотреть в качестве форм помощи общинам со стороны органов власти бесплатную помощи в оформлении земельно-имущественных отношений; оказание помощи в сбыте продукции, включая изделия народных промыслов; создание и развитие кочевых школ;
- при ликвидации общины, и состава которой вышло 2/3 учредителей или членов, предусмотреть, что такая ликвидация возможна, если членами общины осталось менее 3 человек;
- предусмотреть механизм разделения одной общины на 2 и более;
- Внести изменение в ФЗ «О гражданстве РФ», предусмотрев упрощенный порядок получения гражданства для представителей малочисленных народов, прибывших из-за рубежа, в том числе разделенных народов;
- при изъятии земельных участков и других обособленных природных объектов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предусмотреть дополнительные защитные механизмы, например, что изъятие производится решением главы субъекта РФ по согласованию с Уполномоченным по правам человека, Уполномоченным по правам коренных малочисленных народов;
- в законе «Об общих принципах организации деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» предусмотреть, что в субъектах РФ, в которых проживают коренные народы, создается институт Уполномоченного по правам коренных народов – заместителя Уполномоченного по правам человека субъекта РФ;
- необходимы этнографические исследования, как в части выявления новых народов, обладающих этническим самосознанием, например, тувинцев-терехольцев или чатских татар, так и выявления представителей малочисленных народов, не известных властям и ученым, но не утратившим национального самосознания
Journal information