?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

3. Минюсту России, Минтруда России рассмотреть вопрос о целесообразности разработки проекта федерального закона об основах социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.

4. Минюсту России, ФСИН России
4.1. рассмотреть вопрос о необходимости пересмотра системы оценки деятельности органов и учреждений УИС, установив в качестве критериев, помимо прочих: степень выполнения индивидуальных программ исправления осужденных; уровень постпенитенциарного рецидива; количество и уровень тяжести преступлений, совершенных осужденными во время нахождения в учреждении; качество жизни и здоровья осужденных; образовательные и трудовые достижения осужденных; качество соблюдения прав человека в учреждении по оценке органов прокуратуры, ОНК, регионального уполномоченного по правам человека; внедрение новых форм воспитательной работы;
4.2. проработать вопрос о внесении в Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", изменений, предусматривающих обязательную  психологическую реабилитацию сотрудников УИС, работающих с осужденными, не реже чем один раз в пять лет.

5. Минюсту России рассмотреть вопрос о целесообразности разработки проекта федерального закона о порядке объявления и применения актов амнистии.

6. Минюсту России, МИД России проработать вопрос о присоединении Российской Федерации к Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и создании национального превентивного механизма на базе института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и сети региональных общественных наблюдательных комиссий (ОНК).

7. Администрации Президента Российской Федерации:
7.1. Рассмотреть вопрос о включении в критерии оценки деятельности глав субъектов Российской Федерации следующих показателей:
7.1.1. эффективности их взаимодействия с региональными Уполномоченными по правам человека и ОНК;
7.1.2. наличие и эффективность региональных мер по социальной реабилитации осужденных, освобожденных из мест лишения свободы;
7.1.3. уровень трудозанятости и оплаты труда в местах лишения свободы.

8. Минздраву России, Минтруда России:
8.1. рассмотреть возможность введения бесплатного зубопротезирования для осужденных, которые в связи с утратой зубов лишены возможности принимать пищу, однако не имеют на лицевом счету достаточно средств для зубопротезирования;
8.2. обеспечить контроль за правильностью установления, пересмотра или продления группы инвалидности и составления индивидуальной программы реабилитации инвалидов в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных, не допуская необоснованного отказа в установлении инвалидности или занижения группы инвалидности.

9. Минюсту России:
9.1. пересмотреть обоснованность установления ограничения на доступ к информации в отношении приказа Минюста России № 252 как затрагивающего вопросы нормативно-правого регулирования прав человека;
9.2. разработать самостоятельные Правила внутреннего распорядка для колоний-поселений, не распространяя на них общие Правила внутреннего распорядка для исправительных учреждений;
9.3. рассмотреть вопрос о разработке государственной автоматизированной системы «Уголовно-исполнительная система» (по аналогии с ГАС «Правосудие», ГАС «Выборы» и т.д.), предусмотрев возможность ее использования для централизованного получения видеоинформации в режиме реального времени со всех учреждений УИС;
9.4. проработать вопрос о наделении активным избирательным правом осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в колониях-поселениях. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2016 г. № 12-П «федеральный законодатель правомочен внести в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство изменения, в соответствии с которыми отбывание наказания в колониях-поселениях лицами, осужденными к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицами, осужденными к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, ранее не отбывавшими лишение свободы, – как разновидность режима лишения свободы в смысле статьи 56 УК Российской Федерации – было бы трансформировано в отдельный вид уголовного наказания, на который не распространяется ограничение, предусмотренное статьей 32 (часть 3) Конституции Российской Федерации».

10. Минюсту России, МВД России, ФСИН России, ФСБ России, СК России:
10.1. рассмотреть вопрос о создании в каждом регионе единой базы данных о задержанных, доступную адвокатам и родственникам задержанных. Для сохранения персональных данных, задержанный указывает круг лиц, которому может быть сообщено о его задержании и открыт доступ к информации о месте его нахождения. Кроме того, доступ к такой информации должны иметь вступившие в дело адвокаты, члены ОНК, члены Общественных советов при территориальных органах ФСИН России и МВД России;
10.2. ввести в практику незамедлительное этапирование лица, подавшего заявление о совершении в отношении него преступления сотрудником УИС, в другое учреждение УИС, либо в Единое безопасное место либо в ИВС в целях обеспечения его безопасности и минимизации угрозы оказания давления на него;
10.3. укрепить опытными кадрами и иными ресурсами специализированные подразделения СК России, к ведению которых относится доследственная проверка и предварительное расследование преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов и учреждений УИС;
10.4. оказывать содействие членам ОНК в реализации их права осуществлять фиксацию условий содержания заключенных при помощи фото- и видеоаппаратуры, предусмотрев в подзаконных нормативных правовых актах право членов ОНК иметь при себе соответствующие технические средства при посещении мест принудительного содержания.

11. ФСИН России:
11.1. развивать практику включения в состав Общественных советов при территориальных органах ФСИН России наиболее активных и принципиальных правозащитников, занимающихся проблематикой соблюдения прав человека в пенитенциарных учреждениях;
11.2. обеспечить регулярное проведение помощниками начальников территориальных органов ФСИН России по правам человека совместно с ОНК и региональными уполномоченными по правам человека анонимное анкетирование лиц, находящихся в учреждениях УИС, на предмет применения неправомерного насилия, жестокого и унижающего обращения, нарушений коррупционного характера, невыплат заработной платы и иных нарушений прав человека в учреждениях УИС. Использовать результаты анкетирования для оценки поступивших жалоб, ситуации с соблюдением прав человека в учреждении УИС, составления и корректировки плана проверок соблюдения прав человека;
11.3. создать в каждом территориальном органе ФСИН России Единое безопасное помещение, незамедлительно направляя туда обвиняемых и осужденных, заявивших о совершении в отношении них преступления и настаивающих на применении к ним мер безопасности; при этом сотрудники, от которых может исходить угроза безопасности данных осужденных, и связанные с такими сотрудниками лица, не должны иметь возможности какого-либо влияния на положение указанных заключенных и права доступа в Единое безопасное помещение. Доступ в Единое безопасное помещение должен определяться в каждом конкретном случае начальником территориального органа ФСИН России. О помещении лица в Единое безопасное помещение должны незамедлительно уведомляться надзирающий прокурор, уполномоченный по правам человека в субъекте РФ и ОНК;
11.4. увеличить объем и глубину курса «Основы прав человека. Реализация прав человека в деятельности сотрудников УИС», охватив обучением по данному курсу всех сотрудников УИС; привлекать к преподаванию курсов правозащитников, как это практикуется в УФСИН России по Архангельской и Мурманской областям. Ввести при обучении, повышении квалификации и переподготовке сотрудников УИС, непосредственно контактирующих с заключенными, курс по основам конфликтологии и медиации. Разработать Методические рекомендации по применению медиативных практик при разрешении конфликтов между заключенными, осужденным и потерпевшим, заключенным и сотрудником;
11.5. расширить применение в воспитательной работе поощрений, как мотива для изменения поведения обвиняемого и осужденного и достижения тем самым целей уголовного наказания. Считать недопустимой практику, сложившуюся в некоторых учреждениях, когда в среднем по итогам года в учреждении на 1 объявленное поощрение приходится 5 и более взысканий. Сформировать у осужденных понимание того, за какие действия они могут получить поощрения;
11.6. не допускать нарушений и ограничений прав и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, не предусмотренных нормативно-правовыми актами, строительными нормами и правилами, и не направленных на достижение целей наказания, создание для них заведомо ухудшенных условий проживания, решительно пресекая соответствующую практику. Например, в ряде учреждений УИС в запираемых помещениях скамейки имеют высоту 20 см от пола, а стол расположен немного выше скамейки. При этом пол туалетной кабинки расположен на высоте 60 см от пола камеры. В ФКУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области на окнах были обнаружены установленные на окнах внешние стекла, которые не дают поступать в камеры свежему воздуху;
11.7. повысить статус психолога учреждения УИС, назначив старшего психолога (начальника психологической службы учреждения) начальником отдела; установить, что предписания психолога обязательны для исполнения всеми сотрудниками учреждения УИС в части, их касающейся; 
11.8. пересмотреть приказ ФСИН России № 696 от 2016 г., указав в нем полный перечень заболеваний, требующих лечебного питания; установить для лиц, страдающих указанными заболеваниями, нормы лечебного питания; установить нормы питания для лиц, исповедующих ислам, иудаизм, индуизм, а также являющихся вегетарианцами;
11.9. разработать и внедрить инструкцию о порядке ознакомления заинтересованных лиц (адвокатов, защитников, прокуроров, членов ОНК, родственников осужденных и иных лиц) с медицинской документацией лиц, находящихся в местах принудительного содержания. Такая инструкция должна предусматривать возможность изготовления копий медицинских документов при наличии письменного согласия пациента;
11.10. отменить норматив получения явок с повинной, как критерий оценки работы учреждений УИС; ввести в практику, что все явки с повинной проверяются сотрудниками центрального аппарата или по их поручению и под их контролем с использованием методов психофизиологической экспертизы;
11.11. обеспечить эффективный контроль ФСИН России за достаточностью кабинетов для встреч с адвокатами для исключения ситуации, когда адвокаты вынуждены ждать по несколько дней своей очереди для встречи с подзащитными, как это в течение многих лет имеет место в ФКУ СИЗО № 2 ФСИН России «Лефортово». Не допускать «бронирования» кабинетов для следователей в ущерб адвокатам, кроме случаев выделения кабинетов для ознакомления с материалами дела;
11.12. разработать Методические рекомендации по проведению проверки обращений о применении пыток, жестокого обращения, незаконного насилия, предусмотрев в них тщательный и незамедлительный опрос заявителя и всех лиц, на которых тот укажет как на очевидцев и свидетелей происшествия; при этом такой опрос должен производиться в отсутствие сотрудников учреждения; одновременный и параллельных опрос всех сотрудников и заключенных, которые находились на месте происшествия, в том числе с постановкой перед ними вопросов, по которым они не могли выработать согласованную позицию; тщательное описание выявленных телесных повреждений; проведение не позднее, чем на следующий день судебно-медицинского исследования телесных повреждений; незамедлительный допуск к заявителю адвоката или иного лица, оказывающего правовую помощь;     
11.13. ввести практику сообщения родным и близким по выбору подозреваемого, обвиняемого и осужденного о факте убытия и месте отбытия наказания осужденным на следующий день после его отправки к месту отбытия наказания;
11.14. изолировать от других заключенных лиц, которые находятся на голодовке (кроме случаев, когда им противопоказано одиночное пребывание);
11.15. в обязательном порядке приглашать региональных уполномоченных по правам человека в состав комиссий ФСИН России, проверяющих учреждения УИС на соответствующей территории;
11.16. практиковать создание совместных рабочих групп для изучения ситуации в наиболее проблемных учреждениях УИС, пригласив к участию в них представителей Совета, регионального уполномоченного по правам человека, прокуратуры, региональной ОНК, Общественной палаты Российской Федерации;
11.17. провести комплексную и повсеместную проверку учреждений УИС на предмет организации работы по видеофиксации нарушений со стороны как сотрудников, так и со стороны подозреваемых, обвиняемых, осужденных. Такая проверка должна помочь устранить «слепые зоны» в системах видеофиксации, обеспечить все учреждения необходимым количеством видеокамер и видеорегистраторов, исключить самовольное выключение приборов, повреждение или уничтожение видеозаписей, гарантировать точную локализацию каждой записи, фиксацию ее во времени и по кругу лиц, и т.д. Необходимо кратное увеличение средств видеофиксации в учреждениях УИС, обеспечение сохранности и длительного, не менее одного года, хранения видеозаписей, установление персональной ответственности сотрудников УИС за порчу видеорегистраторов, изменение или удаление видеозаписей;
11.18. ввести практику регулярных исследований сотрудников УИС на полиграфе на предмет их склонности к насилию, жестокости и агрессии;
11.19. произвести корректировку обязанностей осужденных, а также налагаемых на них запретов. Исключить из Правил внутреннего распорядка обязанности, носящие избыточный характер, например, здороваться с сотрудниками при встрече в течение одного дня неопределенное число раз, или при представлении сотрудникам называть не только свою фамилию, но также имя и отчество, номера статей Уголовного кодекса РФ, по которым он осужден, начало и конец срока наказания в виде лишения свободы;
11.20. разместить в жилой зоне каждого учреждения УИС  звукоизолированной кабинки с телефоном прямой связи с помощником начальника территориального органа ФСИН России по правам человека, надзирающим прокурором, членами ОНК;
11.21. организовывать регулярные совещания помощников начальников территориальных органов ФСИН России по правам человека, с участием правозащитников и представителей ОНК;
11.22. подчинить помощников по правам человека территориальных органов ФСИН Директору ФСИН России, подчинив помощникам по правам человека сотрудников учреждений, отвечающих за хранение видеозаписей;
11.23. оборудовать все МСЧ УИС кабинетами телемедицины; реанимационными палатами (наряду с палатами интенсивной терапии); благоустроенными прогулочными дворами;
11.24. запретить пристёгивание пациентов при их нахождении в общегражданских медицинских стационарах наручниками; ввести норму об ответственности сотрудников УИС за данное нарушение;
11.25. ввести обязательную видеорегистрацию медицинского освидетельствования лица, заявившего о применении к нему насилия, обеспечив доступ и конфиденциальность хранения записей, их безотлагательную передачу и архивирование в территориальных органах прокуратуры и органах здравоохранения информирование о наличии такой записи ОНК;
11.26. предусмотреть, что при водворении в запираемое помещение осужденного в ходе медицинского осмотра водворяемого лица должен делаться не только вывод о том, может ли это лицо содержаться в запираемом помещении, но и о прогнозе развития имеющихся заболеваний при нахождении наказанного осужденного в запираемом помещении;
11.27. при решении вопроса о допуске в порядке ч. 4 ст. 89 УИК РФ приравнять к полномочиям адвоката, действующего в интересах обвиняемого и подозреваемого по уголовному делу, полномочия представителя заявителя по доверенности, в том числе при подготовке и направлении жалобы в Европейский суд по правам человека; представителя правозащитной организации, устав которой предусматривает защиту прав человека в местах принудительного содержания; лица, проводящего полиграфическое исследование или психофизиологическое исследование;
11.28. для повышения эффективности оказания стоматологической помощи ввести научно обоснованный норматив соотношения пролеченных и удаленных зубов;
11.29. обеспечить нахождение женщин, у которых состоялись роды, в роддоме не менее 2 суток после родов;
11.30. создать «горячую линию» УОМСО ФСИН России, доступную для осужденных, телефон которой висел бы около каждого телефонного аппарата, установленного в учреждениях;
11.31. обязать начальников учреждений УИС заверять родственникам лиц, содержащихся под стражей, письменное согласие на получение медицинских документов по месту прохождения ими лечения, разработать механизм направления запросов на получение выписок из медицинских документов, находящихся в медицинских учреждениях, где заключенный под стражу человек ранее получал лечение, сразу же по его прибытию в учреждение ФСИН России;
11.32. медицинским работникам УОМСО ФСИН России более тщательно подходить к выдаче справок о том, может или не может человек по состоянию здоровья содержаться под стражей, принимать участие в следственных действиях и судебном разбирательстве, содержаться в карцере, штрафном изоляторе, ПКТ, исходя, как из его состояния здоровья на момент обследования, так и прогноза развития имеющихся у него заболеваний. Разработать Методические рекомендации по выдаче таких справок, предусмотрев в них прогноз развития заболевания со степенью оценки рисков при тех изменениях, при которых выдается справка;
11.33. поручить территориальным органам ФСИН России ставить членов ОНК в известность о заключенных и осужденных, которые находятся на голодовке, а также лиц, прогноз развития заболеваний у которых неблагоприятен для жизни;
11.34. по итогам служебных проверок, вневедомственного надзора и общественного контроля за соблюдением законности и прав человека в местах принудительного содержания в тех учреждениях, где были установлены грубые и системные нарушения, проводить переаттестацию руководящего состава учреждения, привлекая к ее проведению представителей общественности;
11.35. для повышения территориальной доступности специализированной медицинской помощи внутри системы УИС создать Межобластные больницы ФСИН России в каждом федеральном округе;
11.36. размещать на двери каждой камеры СИЗО данные замеров микросреды в данной камере;
11.37. предусмотреть, что при обнаружении у заключенного телесных повреждений один экземпляр акта под роспись выдается заключенному, а еще один экземпляр по его требованию направляется его защитнику или представителю;
11.38. ввести следующий порядок приема медикаментов: в СИЗО с наполнением не более 500 человек они принимаются не реже 3 раз в неделю, более 500 человек – не реже 5 дней в неделю, более 100 человек – 7 дней в неделю не менее 2 часов в день. У иногородних граждан и инвалидов лекарства по распоряжению ДПНСИ принимаются вне графика приема медикаментов;
11.39. ввести практику принесения извинения руководителями и сотрудниками учреждений УИС, руководителями территориальных органов ФСИН России перед заключенными, в отношении которых было допущено совершение неправомерных действий, разработав порядок принесения таких извинений; 
11.40. заменить расселение осужденных в зале (едином не разгороженном жилом помещении для большого числа людей) на покомнатное размещение из расчета от 2 до 8 осужденных в комнате;
11.41. оборудовать переговорные пункты для телефонных переговоров в каждом отряде исправительных учреждений;
11.42. изменить структуру штатной численности ФСИН России, предусмотрев, что воспитательной, социальной, медицинской, психологической работой с осужденными должно заниматься не менее 40% персонала учреждений УИС;
11.43. увеличить количество начальников отрядов, снизив численность одного отряда до 60 осужденных;
11.44. практиковать встречи осужденных с бывшими осужденными этого учреждения, добившимися позитивного изменения своей судьбы;
11.45. при поступлении информации о том, что в учреждении УИС действует актив, применяющий физическое или психологическое насилие к другим осужденным, незамедлительно проводить соответствующую проверку; при подтверждении указанной информации применять нулевой коэффициент оценки деятельности учреждения;   
11.46. ввести для осужденных и сотрудников УИС дополнительные формы одежды, которую носят при жарких погодных условиях;
11.47. изменить форму одежды осужденных, ввести одежду, приближенную к спортивной, имеющей заранее вшитый кармашек с прозрачным покрытием для размещения нагрудного знака;
11.48. не допускать случаев отказа осужденного или обвиняемого от получения помощи от конкретного адвоката без предварительного проведения конфиденциальной беседы между ними;  
11.49. не допускать случаев злоупотребления проведением обысковых мероприятий, когда полный обыск проводится не при наличии информации о том, что у лица может находиться предмет, запрещенный к проносу в учреждении УИС, а в целях затруднения его законной деятельности или преследования за критику;    
11.50. ввести в каждом учреждении (объединении учреждений, группе учреждений) УИС должности оперуполномоченного по проверке соблюдения прав человека, который бы рассматривал жалобы на пытки, жестокое и унижающее обращение и наказание, назначался напрямую начальником территориального органа ФСИН России и находился в его подчинении;
11.51. обеспечить немедленное отстранение от несения служебных обязанностей должностных лиц, указанных в сообщении о неправомерном применении насилия, на период проведения служебного расследования, доследственной проверки и следствия по данному факту;
11.52 в целях соблюдения конституционного права лиц, содержащихся в учреждениях УИС, на свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечить беспрепятственное посещение их священнослужителями зарегистрированных в установленном порядке централизованных религиозных организаций (ЦРО), для чего в соответствие с ч. 4.1 ст. 14 УИК РФ заключить двусторонние соглашения между ФСИН России и ЦРО.

12. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
12.1. Обеспечить внутриведомственное взаимодействие прокурора, надзирающего за СИЗО, с прокурорами, надзирающими за правоохранительными органами, соблюдением социальных прав, поддерживающими государственное обвинение, для учета ими тех обстоятельств, которые были выявлены при осуществлении надзора за СИЗО (применение пыток, жестокого обращения, иных нарушений прав человека при задержании, осуществлении следствия, конвоировании, нахождении в ИВС, семейном и ином социальном неблагополучии обвиняемого, отъем имущества или бизнеса), для учета в своей деятельности и принятии мер прокурорского реагирования.
12.2. Ввести практику публикации на сайте территориального органа прокуратуры субъекта Российской Федерации краткого отчета о результатах посещений прокурором учреждений УИС.

13. Верховному Суду Российской Федерации и Судебному Департаменту при Верховном Суде Российской Федерации:
13.1. Предусмотреть в разъяснениях по вопросам по вопросам компенсации жертвам неправомерного насилия обязательную компенсацию жертвам такого насилия, исходя из презумпции гражданско-правовой ответственности государства, если видеозаписи не позволяют его идентифицировать инцидент, либо ими не установлено отсутствие самого факта применения насилия со стороны должностных или третьих лиц.
13.2. Предусмотреть, что направление распоряжения о вступлении приговора в законную силу возлагается на суд, вынесший апелляционное постановление.

14. Общественной палате Российской Федерации:
14.1. Прекратить практику исключения из состава ОНК наиболее опытных, активных и эффективных членов Комиссий.
14.2. Шире практиковать ежегодные семинары-совещания для повышения квалификации членов ОНК. 

Настоящие рекомендации одобрены Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека путем заочного голосования 14 декабря 2018 г.



Председатель Совета                                                М. Федотов

Recent Posts from This Journal

promo an_babushkin november 20, 04:27 2
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars