an_babushkin (an_babushkin) wrote,
an_babushkin
an_babushkin

Выступление А. Бабушкина на форуме депутатов местного самоуправления г. Москвы 27.10.12.

Любая социальная система всегда стремится к закрытости от внешнего контроля. Если же система является носителем государственной тайны, ее сотрудники чувствуют свое отличие от обычных человеков, облечены правом применения силы и оружия, а законодатель именует сотрудников этой системы «представителям власти», то контроль за этой системой сталкивается с определенными трудностями.




Как Вы, наверное,  знаете, в 2004 году был сделан правоприменительный прорыв – в Москве появилось 2 организации, члены которых стали регулярно посещать отделы внутренних дел с проверками. В 2008 году был сделан прорыв законодательный – принят Федеральный закон № 76 «Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания», в соответствие с которым Общественной Палатой России по представлению   общественных организаций в каждом субъекте федерации формируются Общественные наблюдательные комиссии численностью от 3 до 20, а с 2013 года – до 40 человек. В Москве такая Комиссия состоит из 19 человек, возглавляется бывшим депутатом Гос Думы Валерием Борщевым и работает в режиме ежедневных посещений ОВД, СИЗО и  ИВС.  

Члены  ОНК -  главные союзники депутатов районных собраний в осуществлении общественного контроля за деятельностью полиции. Другие потенциальные союзники депутатов – члены Общественных советов при органах внутренних дел. Такие советы в настоящее время существуют на двух уровнях – городском, где такой Совет возглавляет Ольга Костина, член Общественной Палаты России,  и на окружных.  В 2013 году будут сформированы Советы районного уровня.  Полагаю, что депутаты органов местного самоуправления могли бы принять в этом процессе самое деятельное участие, в том числе и возглавив такие советы в ряде районов. 

Каковы  основные механизмы влияния депутатов на правоохранительную жизнь своего  района?

Первое. Совместные посещения  отделов с членами ОНК  или Общественных Советов для проверки мест принудительного содержания. В ходе такой проверки  можно не только  полюбоваться на камеру  для задержанных или полюбопытствовать имеется ли стенд для  доставленных. Например,  изучая Книгу учета доставленных, можно понять  кого и за что доставляют в отдел (например, изучив выборку из 100 записей) – то ли это действительно жуткие нарушители, или же в основном в отдел доставляются случайные  люди и все силы сотрудников отдела уходят именно на них.

Второе. Посещение  участковых пунктов полиции (УПМ). Для знакомства с их работой депутатам не надо ни  членов ОНК, ни каких – либо особых полномочий. Прибыв в  УПМ посмотрели,  ведется ли прием согласно графику, насколько вежливо сотрудники беседуют с гражданами,  нет ли  практики, когда по пустяковому вопросу заявитель приходит в УПМ по 2-3 раза, доступна ли для  граждан Книга жалоб и предложений,  висят ли  на стенде графики приема населения, графики отчета перед населением и иная важная информация.

Третье. Наблюдение  за работой уличных нарядов ППС поможет понять, действительно ли в  районе  существует дефицит патрульно – постовых нарядов или же такой дефицит надуман, а сами сотрудники ППС «пасутся» около метро, вылавливая иностранцев и хорошо одетых  москвичей с бутылочкой  пива.

Четвертое. Отчеты перед населением и депутатами начальников отделов и участковых уполномоченных . Первые должны отчитываться 2 раза в год осенью и весной,  вторые – ежеквартально. Полезно изучить  перед  подготовкой отчетов  приказ МВД России № 975 от августа 2011 года, который как раз и посвящен   организации и проведению отчетов. При изучении приказа обратите внимание на то, что задолго до самого  отчета на сайте  ОВД должна размещаться аналитическая записка с основной  информацией по работе за отчетный период, а протокол отчета  должен не только публиковаться, но и использоваться для  оценки работы должностного лица или подразделения.  Таким образом, отчеты полиции перед населением могут стать, как красивой показухой, так и  важнейшим механизмом и каналом влияния депутатов и избирателей в органах внутренних дел.

Любой настоящий контроль  всегда можно подменить имитацией. Однако чем больше субъекты контроля связаны с интересами и позицией  граждан, тем ниже угроза такой имитации.

Без качественного и  регулярного депутатского контроля  за полицией  все другие виды контроля – государственный, ведомственный,  общественный могут нести в себе признаки такой имитации.

Поэтому  я желаю нашим московским депутатам, как  можно быстрее и плотнее подключаться к осуществлению депутатского контроля за деятельностью полиции.



Subscribe
promo an_babushkin november 20, 2018 04:27 3
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment