?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Реально в сознании человека могут иметь место различные, порой прямо противоположные по своим интенциям структуры, которые в силу своей интенциональной разнородности постоянно дестабилизируют его жизнедеятельность. При этом человеку может даже казаться, что такая противоречивость — необходимое условие динамичности его личности. Но это до поры до времени, ибо, как глубоко выразил эту мысль Иисус Христос: «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12,25). И отношении явного антидуховного содержания дух поступает очень просто: он отказывается с ним отождествляться, он его или просто отбрасывает, игнорирует или же подвергает насмешке. Однако надо иметь в виду, что антидуховное содержание практически никогда не выступает в чистом виде. Напротив, антидуховное, как правило, претендует на высшую духовность, на «новую» духовность (примером может служить призыв Ф.Ницше к переоценке всех ценностей) и, используя механизм внушения, оно проникает в дух человека. И чем раньше личность выведет из своих духовных структур антидуховное содержание, тем лучше, ибо обуздать его в принципе невозможно ввиду его противоположной интенциональной природы. Здесь не помогут ни воля, ни тем более прекрасные намерения.

Что же касается объективного содержания, то дух, как правило, относится к нему спокойно, обо оно чаще всего не претендует на духовный статус. Действительно, было бы нелепо, если бы мы захотели строить свою жизнь на основе объективной научной информации, хотя на первых порах развития науки такие попытки предпринимались, о чем свидетельствует ранний позитивизм (особенно закон трех стадий развития О.Канта: религиозной, метафизической, и позитивной).  Но уже Г. Галилей разумно поступил, когда ради научного положения не пожертвовал своей жизнью: статус научного знания достаточно прочно защищен своей объективностью, и никакие жертвы со стороны человека не в состоянии его усилить.


Таким образом, если в отношении ценностно-ориентированных феноменов сознания работает, используя механизм отождествления, за счет которого, собственно, и развивается дух, то в отношении объективного, анти- и квази-духовного содержания сознание должно работать, применяя механизм неотождествления, который по своей природе не способен включить то или иное содержание в глубинные структуры сознания. Это содержание остается, как правило, внешним для духа, но существенным для периферийных слоев психики. Конечно, под давлением обстоятельств человек может сделать вид, что это внешнее для духа содержание им якобы глубоко усвоено, но тем не менее оно всегда остается чуждым духу, и при благоприятных условиях человек безболезненно от него,       освобождается, как от ненужной и тяготящей его обузы. Для этого достаточно волевой интенции сознания, с помощью которой можно перевести это содержание в сферу практической деятельности или же в сферу теоретическо¬го рассмотрения, структура котороых исключает саму возможность отождествления духа с тем или другим феноменом. В этом смысле возникновение науки было колоссальным шагом вперед, поскольку оно позволило освободиться человеку от груза суеверия и магии, долгое время порабощавшими человека.       

Конститутивная деятельность духа, как нам удалось установить, принципиально отличается от деятельности конструктивной характерной для теоретической и практической деятельности человека. И при этом важно иметь в виду, что это раличие обусловлено не материалом (хотя, разумеется, определенное влияние имеет место), но прежде всего  установкой сознания, точнее типом установки. Поэтому для духа жизненно важно не поддаться очарованию гой пли иной реальности, а сохранить чистоту духовной интенции. которая является гарантией чистоты ценностных переживаний, а, следовательно, и устойчивости духовных структур.

Способности духа к гармонизации базируется на его синтетической природе, благодаря которой дух способен оказывать  колоссальное воздействие на ход событий, меняя их интенциональную направленность, а следовательно, на характер самих процессов. Дух как раз и предназначен дли интеграции человеческой жизнедеятельности, для придания этой жизнедеятельности смысловой перспективы. Поэтому дух  то не особая сверхреальность (подобно «миру идей» Платона), к которой человек должен стремиться, покидая мир. Дух потенциально всегда присутствует в человеке. Для его восприятия необходимо определенное усилие -  надо прежде всего встать на точку зрения самого духа, занять духовную установку сознания. И тогда действительно окажется, что  «царство Божие внутри нас», и тогда человек будет не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но  и видеть. Ибо человек — это «образ Божий», которому дух присущ изначально.

Рассмотрев специфику конституирования духа в целом, целесообразно более детально проанализировать те синтетические процессы, которые имеют место в конституировании личностных структур человека.
promo an_babushkin august 23, 2015 23:58 6
Buy for 100 tokens
Это – моя предпоследняя заметка, написанная по впечатлениям поездки во Вьетнам в августе 2015 года. Название Муй Не означает «спокойный нос корабля». Первые отели возникли здесь в 1995 году, когда в Муй Не произошло полное солнечное затмение. Посмотреть на него собрались тысячи туристов, однако…

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars