?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Российский Красный Крест,
Москва, 26 июня 2018 года

Рекомендации круглого стола «Проблемы разработки современных стандартов социальной помощи пожилым людям и инвалидам»

Современный мир стареет. Рост продолжительности жизни влечет увеличение количества людей, нуждающихся в посторонней помощи.





Старость и тяжелая болезнь приводят к ограничению подвижности, вызывают снижение физической силы, слуха, зрения и / или памяти, лишает активности, самодостаточности и самостоятельности. Это одинаково тяжело для любого человека и семьи, независимо от того, насколько они богаты, влиятельны, знамениты или образованы. Утрата возможности самостоятельно удовлетворить свои базовые потребности может быть компенсирована действиями других людей. Роль этих людей в обеспечении достойной, комфортной и безопасной жизни ослабленных больных и стариков крайне важна. Основная функция таких специалистов - оказание помощи больным с ограниченными возможностями ухода за собой для поддержания максимально возможной самостоятельности в повседневной жизнедеятельности. Они осуществляют индивидуальный, а в некоторых случаях - очень специфический уход, выполняют разнообразные социальные и/или бытовые действия.

РФ находится в последней черти по качеству жизни пожилых людей.  В наибольшей степени РФ отстает по состоянию здоровья (10,42 %), благоприятная физическая среда *14,58%), качество паллиативной помощи. Наилучшим образом на фоне других стран, обстоит в России ситуация с материальным обеспечением инвалидов и лиц пожилого возраста (70 % от потребностей)
Хотя состояние здоровья пожилых людей в России хуже, стационаров для пожилых в России меньше, чем в развитых странах мира.
При этом эффективного регулирования рынка оказания данных услуг нет.
Среди причин низкого качества социальной и медицинской помощи следует отметить:
- низкое качество подготовки персонала;
- отсутствие необходимой безбарьерной среды;
- переполнение учреждений;
- плохой менеджмент.

Исследований нарушения прав лиц, проживающих в социальных стационарах для пенсионеров, по России нет. Исследования, проведенные в США, показали, что треть подопечных были свидетелями жестокого обращения, 10 % сотрудников признались о том, что применяли физическое насилие в отношении пожилых людей в стационарах.


Деятельность специалистов (или «работников») по уходу актуальна и востребована, как в учреждениях здравоохранения, так и в системе социального обслуживания. В системе здравоохранения отдельные функции по уходу выполняют медицинские сестры, в социальной сфере - социальные работники. В этом наглядно проявляется отсутствие "холистического", или целостного, подхода при осуществлении ухода за людьми, нуждающимися в посторонней помощи. Подход, который преобладает в  повседневной практике социальной и медицинской помощи, направлен на выполнение конкретных задач, сформулированных различными ведомствами, часто без координации друг с другом. Необходима реализация подхода, основанного на восприятии человека как личности и социального субъекта, а не объекта перечня манипуляций, которые ему необходимо выполнить. Человека нельзя поделить на медицинский и социальный компоненты. Поэтому вся помощь в сфере восполнения дефицита самообслуживания для удовлетворения полного спектра потребностей должна включать необходимые аспекты и способствовать улучшению качества жизни инвалида / престарелого. Необходимо применять персонифицированный подход, ориентированный на личность и ее наиболее важные потребности.
Важным условием эффективного ухода за пожилыми людьми являются стандарты ухода за пожилыми людьми. В настоящее время приняты стандарты социального работника, мед сестры по уходу. Однако стандарты для работника по уходу не созданы. При этом для специальности «работники, оказывающие индивидуальные услуги по уходу за больными», не требует медицинских знаний.

Только 2 случаях применение стандартов носит не рекомендательный, а обязательный характер.

Важную роль в оказании  социальной помощи престарелым и инвалидам играют территориальные Центры социального обслуживания. Однако в ЦСО нагрузка на 1 соц. работника достигает 30 человек. Медицинского подразделения в ЦСО нет.
К видам помощи по месту жительства лиц, нуждающихся в постороннем уходе относится:
- медицинская помощь;
- психологическая помощь;
- правовая поддержка;
- социально-бытовая помощь;
- помещение во временный социальный стационар.   
Принципы разработки стандартов по организации ухода за пожилыми людюьми и инвалидами должны быть таковы:
- ориентация на иерархию потребностей человека;
- охват всех сторон жизнедеятельности человека;
- не допустимость при оказании социальной помощи человека, как пациента и как получателя социальных услуг.

При выполнении любых видов ухода за нуждающимся в помощи больным (проведение гигиенических мероприятий, организация питания и кормления, выполнение рекомендаций врача по уходу, организация досуга подопечного или выполнение поручений по ведению домашнего хозяйства) специалист (работник) по уходу должен руководствоваться принципами профессиональной этики, конфиденциальности, гуманности и непрерывности.

Подготовленный Российским Красным Крестом первый проект профессионального стандарта в сфере ухода за людьми с ограниченной способностью к самообслуживанию, который исходит не из ведомственных или групповых интересов, а основывается на восприятии человека как единого целого, понимании иерархии его потребностей, совокупности его жизненных активностей и рассматривает процесс ухода с современных позиций как компенсацию и реабилитацию утраченных способностей человека.

В стране нужно развивать профессиональную гериатрическую систему, которая предусматривала бы и надомное обслуживание пожилых людей, и размещение их в пансионатах или домах сестринского ухода. Система должна быть такой, чтобы человек, когда это возможно, мог жить дома. В этом заинтересованы все: и семья, которая не будет испытывать чувство вины перед тем, кто оказался отправлен в стационарное учреждение, и государство.

Система поддержки пожилых людей на дому будет стоить обществу значительно дешевле, чем стационарное обслуживание, поэтому она нужна. И только когда надомное обслуживание становится дороже стационарного или за человеком больше невозможно ухаживать на дому, его следует переводить в дом престарелых или дом сестринского ухода. В свою очередь, стационары должны быть небольшими, чтобы каждый клиент получал необходимое ему внимание.

Качественные изменения в государственной сфере ухода за пожилыми людьми требуют подготовки. Сегодня в системе государственных интернатов нет достаточной информации о категориях граждан, которые там находятся: с какими они заболеваниями и в каком состоянии. Невозможно серьезно обсуждать развитие стационарозамещающих технологий — для начала нужно понять, кто живет в системе и сколько там тяжелых людей, которых нельзя отпустить на дом.

Необходимо категорировать и сами учреждения. Так, существуют ПНИ, дома престарелых, пансионаты, интернаты малой вместимости. Однако отсутствует достаточное понимание того, чем они отличаются друг от друга. Например, человека с легкой и с тяжелой формами деменции могут поместить в одно и то же учреждение. Задача же стоит в том, чтобы  использовать специфику учреждения на благо людям: если это более или менее сохранный пожилой человек, он может жить в пансионате, если это паллиативный пациент — в доме сестринского ухода, если человек с серьезным психиатрическим заболеванием — в специализированном интернате малой вместимости.

Хорошей альтернативой ПНИ и государственным домам престарелых, могут стать частные пансионаты: нужно, чтобы те, кто может и хочет платить, - платили, а те, кто не может, - получали такую услугу бесплатно. В настоящее время расходы государства на содержание человека в частном пансионате на 40% меньше, чем в государственном.
Однако для того, чтобы частные пансионаты стали альтернативой государственным интернатам, необходимо усовершенствовать законодательство: на федеральном уровне принять минимальные стандарты в сфере стационарного социального обслуживания. По данным некоммерческого партнерства "Мир старшего поколения", сегодня в Москве и Московской области имеется около 5,5 тыс. мест в частных домах престарелых. Из них только около 1,5 тыс. мест более или менее отвечают базовым требованиям. Закон позволяет бизнесмену снять домик в садовом товариществе, нанять гастарбайтеров и назвать это место социальной гостиницей. Объявил цену за сутки — и берет всех подряд: и онкологических пациентов, и паллиативных, и хирургических. Врача нет, медсестры нет, грамотного ухода нет. Чтобы такого не происходило — нужны стандарты для таких учреждений.





Федеральный стандарт ухода за инвалидами и престарелыми должен гарантировать открытость таких учреждений для общественного контроля.
В России нужно создать институт профессиональных сиделок и высококвалифицированных медсестер: медсестры в учреждении должны иметь больше знаний и опыта. Что касается сиделок, то сегодня и в семьях, и почти во всех частных пансионатах они являются непрофессиональными. В государственных учреждениях их и вовсе нет. Профессиональные сиделки являются основой для развития и надомного обслуживания, и гериатрической и паллиативной стационарной помощи.

ФЗ-442 усложнил работу организаций, оказывающих помощь социально незащищенным гражданам.  Введенной практикой аутсерсинга нанесен удар по качеству оказания социальной помощи

Участники круглого стола рекомендуют: 


  1. Разместить в поликлиниках и больницах информацию об оказании в этих учреждениях паллиативной и патронажной помощи, а также об иных доступных учреждениях, в которых такая помощь оказывается.



  1. Обеспечить наличие в каждой поликлинике  отделения по оказанию надомной помощи за лежачими или малоподвижными больными.



  1. Ввести  в Классификатор занятий и Классификатор профессий профессию «работника по уходу», который не должен иметь медицинского образования.



  1. При работе с тяжелыми пациентами, нуждающимися в уходе, проводить консилиум медицинских работников для согласования действий при оказании различных видов медицинской, учета получаемой человеком  социальной помощи.



  1. Организовать социальную помощь лицам, которые не являются одинокими пожилыми людьми, родственники которых не могут или не хотят ухаживать за ними, в том числе на время командировки и иных выездов родственников, их убытия на работу.



  1. Организовать обучение навыкам оказания медицинской и социальной помощи родственников, проживающих вместе с теми, кто нуждается в уходе. Одобрить программу обучения навыкам ухода, разработанную Российским Красным Крестом вместе с партнерскими организациями.



  1. Поддержать практику создания:

- домашних стационаров;
- специализированных поликлиник для обслуживания пациентов на дому.   


  1. Не рассматривать в качестве работающих пенсионеров, получающих пособие по уходу за инвалидами 1 группы или лицами старше 80 лет, так как в ином случае они лишаются доплаты к пенсии,  что препятствует их привлечению к уходу за больными.



  1. В качестве обязательного условия открытия или функционирования социального стационара для пожилых людей рассматривать наличие лицензии на сестринское дело и врачебный терапевтический кабинет в социальных стационарах для престарелых. 



  1. Принять законодательство об общественном контроле за учреждениями, в которых находятся временно или проживают постоянно пожилые люди и инвалиды.



  1. Включать  в учебные программы образовательных учреждений модули, направленные на формирование знаний и навыков оказания помощи пожилым людям и инвалидам



  1. Росздравнадзору внести изменения в СанПин № 6815, упростив медицинскую документацию для лиц, поступающих в стационары для временного пребывания в течение 3 недель (в настоящее время лица, поступающие в ГБУ «Пансионат для инвалидов по зрению», должны  представить 7 различных справок, получение которых представляет  значительную трудность для незрячих или слабовидящих).  

  2. Поддержать  предложение ГБУ г. Москвы «Пансионат для инвалидов по зрению» о строительстве в Ступинском районе на земельном участке, принадлежащем г. Москве, стационара для инвалидов по зрению



  1. Обеспечить организацию прогулок для слепых граждан, являющихся одинокими, либо родственники которых не могут или не хотят гулять с ними,  проживающих по месту жительства



  1. Обеспечить перевозку специальным транспортом (возможно в структуре станции скорой помощи) пациентов, выписанных из больниц в Пансионаты ветеранов труда, откуда они поступили ранее.  


Поправки принимаются до 2 июля 2018 года до 20.00. 


promo an_babushkin august 23, 2015 23:58 6
Buy for 100 tokens
Это – моя предпоследняя заметка, написанная по впечатлениям поездки во Вьетнам в августе 2015 года. Название Муй Не означает «спокойный нос корабля». Первые отели возникли здесь в 1995 году, когда в Муй Не произошло полное солнечное затмение. Посмотреть на него собрались тысячи туристов, однако…

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars