Я познакомился с Сергеем Юрьевичем, когда он работал в Управлении безопасности ФСИН России. С правозащитниками он говорил на одном языке, много полезного и правильного сделал для того, чтобы нашими СИЗО перестали пугать людей, чтобы к людям в тюрьмах относились по-человечески.
В 2013 году его перевели начальником ГУФСИН России по Ростовской области. В новой должности Смирнов С.Ю. смог завоевать уважение и доверие правозащитников. Он добивался расширения практики освобождения условно-досрочно и по болезни, смог добиться увеличения количества освобождаемых с заменой наказания на более мягкое, увеличить объем производства, улучшить условия жизни заключенных.
Важным достижением Сергея Юрьевича стало налаживание рабочих контактов с ОНК и с правозащитниками в целом.
В 2017 году на основании показаний одного из своих заместителей С.Ю. Смирнов был арестован. Генерала обвиняли в том, что он, якобы, получил взятку в 2 млн. рублей. При этом арестовали его буквально на трапе самолета, на котором он должен был отправляться на лечение.
Хотя было известно о том, что Смирнов С.Ю. болен онкологическим заболеванием надпочечника, имеет только одну почку, страдает гипертонической болезнью (нижнее давление доходит до 120, верхнее – до 210), у него выявлен диабет судом по инициативе Следственного Комитета Смирнов был взят под стражу.
Смирнова С.Ю. по поместили в СИЗО № 4 ФСИН России, который находится под плотным контролем ФСБ. Еще в 2017 году нам стало известно о том, что в связи с резким ухудшением состояния здоровья скорая помощь вывозила Смирнова в Ростовскую областную больницу для операции на надпочечника, после чего Смирнов был направлен в областной госпиталь МВД. Однако реабилитация не была осуществлена. Несмотря на возражения врачей Смирнов С.Ю. был возвращен в СИЗО. После этого состояние здоровья Смирнова резко ухудшилось, скорая помощь вновь госпитализировала его в больницу. Однако прямо посреди ночи оперативные сотрудники ФСБ прибыли в больницу, прервали лечение, забрали Смирнова из-под капельницы и вернули его в СИЗО. Врачами были обнаружены метостазирование опухоли.
О данных нарушениях мы обращались в Генеральную прокуратуру страны, однако никаких мер предпринято не было. Не изменили тяжело больному человеку и меру пресечения.
Между тем, состояние здоровья Сергея Юрьевича продолжало ухудшаться. Скорая помощь приезжала к нему в СИЗУ не менее 7 раз. А следствие не спешило, последние месяцы следствия действия не проводились вовсе.
8 июня 2018 года в больнице номер 20 города Ростов-на-Дону сердце генерала остановилось.
Сергея Юрьевича похоронили с воинскими почестями. Проводить в последний путь его вышли не только сотрудники пенитенциарной службы, но и члены ОНК.
Я не знаю, виновен ли С.Ю. Смирнов (думаю, что скорее всего нет), я не знаю, как и что он делал в начале своей карьеры в 1980-е годы, но я запомнил его порядочным человеком, хозяином своего слова. Убежден: так бесчеловечно обходиться с людьми нельзя.
Вечная память тебе, Сергей Юрьевич!
А. Бабушкин
Journal information