an_babushkin (an_babushkin) wrote,
an_babushkin
an_babushkin

Армения – 2013 глазами правозащитника.часть 1

2 декабря 2013 года в Армению отправляет  В.В. Путин. За 5 дней до Путина Армению решили посетить мы, группа российских правозащитников, работающих в сфере общественного контроля за полицией и тюрьмой.

Последний раз я посещал Армению в декабре 1991 года, когда в качестве наблюдателя я ездил на референдум в Нагорный Карабах.
На этот раз мы прибываем в Армению по приглашению Армана Татояна, правозащитника и юриста, который является членом Европейского Комитета против пыток от Армении. За те 2 недели, что мы не виделись с Арменом, он стал заместителем Министра юстиции Республики.

Армения 2013 года выглядит нарядно, но стоит отойти от фасада, как становится видна бедность, в которой живет страна.
Весной значительная часть жителей Еревана выезжает в Россию, Германию, Францию и США, а осенью возвращаются обратно. Заработки армян за пределами Армении имеют существенное значение для экономического благополучия страны. Промышленности внутри страны почти что нет. «Еразы» - продукцию Ереванского автомобильного завода – перестали выпускать в 1992 года.  Из всей промышленности в стране  - добыча молибдена, добыча и переработка драгоценных и полудрагоценных камней и атомная электростанция.
 Таксист, который вез меня из аэропорта в гостиницу, пошутил, что у армян несколько президентов – местный, Путин, Обама и т.д.
На углу дома, в котором находится гостиница «Ани плаза», круглосуточно работает магазин торговой сети «Москвичка». Рассказывают, что эта сеть принадлежит бывшему начальнику полиции Еревана. Из-за этого бизнеса он и лишился своей должности.   В магазине меня поразило несколько вещей.  Цена на российский товар – ниже, чем в России, а на значительную часть местного товара (коньяк, фрукты и т.д.)– почему – то выше. Надеются на богатых туристов? Особенно меня поразил коньяк, который стоит от 3 тыс. до 1 нескольких миллионов драм, то есть от 250 до сотен тысяч  рублей. В магазине продается разнообразная водка производства Нагорного Карабаха – тутовая, кизиловая, персиковая, абрикосовая, дорогая, но очень вкусная

Защитник прав человека Армении и Национальный превентивный механизм.
На улице Пушкина в скромном 3- этажном доме под охранной полиции находится офис армянского амбудсмена.  Уполномоченный по правам человека появился в Армении только в 2004 году. В настоящее время в Республике – третий по счету Уполномоченный. Называется Уполномоченный по правам человека Армении Защитником прав человека.
Уполномоченный имеет право обращения в административный и конституционный суд, но в отличие от российского Уполномоченного, лишен права обращения в Верховный Суд о пересмотре вступивших в законную силу судебных решений. При Минюсте существует совет, куда Уполномоченный может обращаться с жалобами на судей, в связи с чем судья может быть наказан вплоть дл освобождения от должности.
В Аппарате Уполномоченного, как мы поняли – 5 отделов. Наряду с отделом по гражданским и уголовным делам и отделом писем в Аппарате Уполномоченного имеет отдел быстрого реагирования. Особенно много обращений  в этот отдел поступает во время митингов.
А принимал нас самый молодой отдел Аппарата  – отдел Национального превентивного механизма (НПМ), который возглавляет Ани Нерсесян, созданный после ратификации Арменией протокола о создании национального превентивного механизма по предотвращению пыток и жестокого обращения.
НПМ -  не единственный в Армении механизм общественного контроля за местами принудительного содержания. Еще до ратификации протокола Конвенции и создания отдела, в 2004 году при Минюсте была создана мониторинговая группа по местам лишения свободы. Затем при МВД Армении была создана мониторинговая группа по КПЗ (то есть изоляторам временного содержания). Третьей мониторинговой группой стала группа по посещению спецшкол и детских домам. Все мониторинговые  группы формируются следующим образом. 7 членов мониторинговой группы назначает Министр. Затем сами члены группы вправе доизбрать еще от 1 до 14 человек, которые представляются министру на утверждение. Отклонить их кандидатуры министр уже не может.  Члены мониторинговых групп вправе ходить в подконтрольные им учреждения по трое. Мониторинговая группа имеет достаточно широкие полномочия, например, она вправе предъявить к директору учреждения требования об увольнении допустившего существенное нарушение сотрудника под угрозой обращения в суд. В настоящее время в мониторинговых группах при ведомствах – от 8 до 21 человека.
При Минобороне Армении нет мониторинговой группы, но действует общественный совет.

После ратификации Арменией Конвенции против пыток, в 2008 году в Закон об омбудсмене было внесено дополнение, что омбудсмен является Национальным превентивным механизмом (НПМ). Механизм  НПМ  был создан по модели «омбудсмен +»:  в 2011 году в аппарате был создан отдел  НПМ (отдел по предотвращению пыток и бесчеловечного отношения) из 5 сотрудников аппарата, а из представителей общественности – экспертный совет из 11 человек.
Представители НПМ посещает полицию, ИВС, СИЗО, колонии, детские дома, дома престарелых, участки военной полиции, воинские части, то есть любые места, где могут происходить пытки, жестокое и унижающее обращение.
Сейчас в отделе 4 человека (начальник, 2 юриста и врач; раньше до отказа от международного финансирования, был также еще и психолог)). Ранее финансирование шло от международных организаций, но в 2014 году отдел должен перейти на национальное финансирование. При отделе существует экспертный совет,  члены которого имеют те же права, что и работники аппарата. Единственное отличие членов экспертного совета от работников аппарата состоит в том, что они не получают зарплату.  Удостоверения же у них всех одинаковые. Некоторое время эксперты оплачивались за счет средств бюджета Евросоюза. В настоящее время из-за отсутствия финансирования экспертам выезд в регионы Армении не финансируется и они должны драться туда за свой счет. Эксперты вправе посещать МПС вдвоем без сотрудников аппарата. Отчет о посещении должен представляться в течение 3 дней.
Посещение сотрудниками НПМ производится без уведомлений. Но, как и в России, сотрудники НПМ, вправе брать с собою фото и видео технику, но не вправе брать с собою в тюрьму мобильные телефоны.
За невыполнение рекомендаций НПМ санкций не предусмотрено. Ответ на обращения  НПМ дается в течение месяца, однако, если в письме указан иной срок – например, 3 или 5 дней, - то ответ дается в указанный сокращенный срок. За не направление ответа Уполномоченному существует административная ответственность,  однако пока что проблем с ответом не возникало и данная административная норма пока -что ни к кому не применялась.
НПМ не хватает полномочий при расследовании уголовных дел. Раньше Уполномоченный имел такие полномочия, но по заявлению Минюста Конституционный Суд признал эти полномочия неконституционными.
Уполномоченный вправе давать указание гос. органам о производстве экспертиз, однако данная  экспертиза оплачивается из бюджета Уполномоченного.
НПМ пользуется отчетами мониторинговых групп. У членов мониторинговых групп при выявлении нарушения есть право обратиться к министру и указать, что, если тот в течение 3 дней не устранит нарушение, то информация об этом будет направлена в СМИ.
Сотрудники НПМ должен посещать учреждение не реже, чем в 5 лет. В условиях Армении, где таких учреждений всего 12, такое посещение, разумеется, производится чаще.

29 ноября2013 года в новом высотном здании мы встретились с Защитником прав человека Андреосяном, который рассказал о том, как Защитник работает в качестве национального превентивного механизма. Он призвал к сотрудничеству между правозащитниками обоих стран. Андреосян рассказал о том, что финансирование НПМ предоставлялось со стороны Евросоюза. Из-за прекращения европейского финансирования количество сотрудников сократилось. Тем не менее, в ближайшее сотрудников снова станет 5.  Сам факт сотрудничества российских и армянских организаций по защите прав человека уникален, - отметил Андреосян. Интерес к нашей встрече проявило даже юмористическое издание. В ответных выступлениях Валентин Гефтер, Любовь Виноградова и я отметили, ценность для нас армянского опыта НПМ. Я сказал о том, что, узнав, что Армения обходится без административного ареста, засомневался, что Россия пошла правильным путем, приняв закон об административном аресте. Л. Виноградова сказала о том, что в свое время она выступила против распространения полномочий ОНК на психбольницы, теперь же, ознакомившись с опытом армянской НПМ, который проверяет и эти учреждения,  она сомневается, что ее прежняя позиция была правильной. А. Листков коснулся того российского опыта нормотворчества и правоприменения, который мог бы быть интересен для Армении.  Он привел пример с Комиссией по УДО, которая в Армении является препятствием для освобождения. Российская  модель условно – досрочного освобождения позволила бы освобождать условно- досрочно больше людей.


Tags: Общественный контроль
Subscribe
promo an_babushkin november 20, 2018 04:27 3
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments