?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Итак, Григорий Явлинский был готов к тому, что получит только 2 процента голосов. Получил же он немногим больше 1 %.

С одной стороны он был прав: если на выборах есть «основной кандидат» и все остальные кандидаты выступают в качестве то ли статистов, то ли актеров, то ли понятых, то ли подтанцовки, независимый суд и независимые СМИ существуют лишь только в мечтах, то лучше быть честным реалистом, чем воздушным мечтателем.
С другой стороны, если кандидат говорит: я знаю, что мне нарисуют 2 %, на каждого, кто поражается его мужеству, приходится двое, а то и трое, кто восклицают «А нафига я буду за него голосовать!» и отдают голос другому кандидату» (как модно стало сейчас говорить, «чтобы голос не пропал») или просто остаются дома (это уже, чтобы «время не пропало»).

Идея о том, что можно получить очень мало, и при этом добиться очень много, осталась непонятна большинству избирателей. За это их винить нельзя; они просто не знают о том, как функционируют политические механизмы и институты.
В этой заметке я хотел бы постараться понять: мог ли кандидат от партии «Яблоко» получить иной результат выигрышный.
Избирательная компания Явлинского имела ряд новых положительных элементов. Так, заработал проект «Электронная партия», позволяющая «Яблоку» общаться со своими сторонниками в цифровом режиме. Была написана интересная, всестороння и, главное, реалистичная программа. Наконец, то «Яблоко» перестало считать социологию «лженаукой» и стало проводить социологические исследования, по крайней мере хотя бы восприятия агитационных материалов.

Почему же наш кандидат получил всего лишь 1 %, а не те 10, которые, извиняюсь перед моими друзьями в штабе Явлинского, вполне бы мог получить?
Про административный ресурс, злобный оскал ЦИК, вредоносных судей и прочие происки империализма, промолчу: они были раньше, были сейчас, и будут впредь, по крайней мере, в обозримом будущем.
Где же наши ресурсы, которые мы не использовали, либо использовали плохо.

Первое. Вернусь к социологии, которая, к счастью, оказалась вовсе не лженаукой. Предметом глубоких социологических исследований не стала программа кандидата и его выступления по ТВ. Кроме того, как мне кажется, были допущены 3 ошибки при социологическом сопровождении выборов:
- выборка делалась из числа тех, кто имел высокий индекс готовности голосовать за Явлинского, а не тех, кто являлся его вероятностным избирателем;
- исследования предпочтений следовало делать по 3 выборкам: 1) чтобы ни произошло, я все равно проголосую за Явлинского; 2) 18 марта я буду выбирать между Явлинским и другими кандидатами; 3) 18 марта я буду выбрать между Явлинским и дачей (поездкой в гости, в ресторан или телевизором);
- исследования шли по примитивной шкале «понравилось-не понравилось», а не того, что избиратель ожидал от Явлинского. Вот, например, телевизионный конфликт между доверенными лицами Сурайкина и Грудинина. Что должен был делать Явлинский во время этого конфликта, что ожидали от Явлинского его ядерный и периферийный электорат? Такие замеры были достаточно просты: они давали ясную картинку уже при опросе 100-120 человек, более того, если бы опрос шел «по живому», то есть вскоре после просмотра дебатов, тех, кто бросил трубку было бы совсем немного.
Второе. Плохо был использован важный именно для «Яблока», как партии - защитницы прав национальных меньшинств, ход: издание материалов кандидата на национальных языках. Краткая программа Явлинского была издана только на татарском и башкирском языках. Между тем, численность более 1 млн. человек в России имеют, по крайней мере, еще 4 народов: украинцы (2,9 млн.), чуваши (1,63 млн.), чеченцы (1,35), армяне (1,13 млн. чел.). К народам, которых в России проживает больше полумиллиона еще 10: аварцы (814 тыс.), мордва (843 тыс.), белорусы (807 тыс.), казахи (637 тыс.), удмурты (636 тыс.), азербайджанцы (621 тыс.), марийцы (604 тыс.), кабардинцы (519 тыс.) осетины (514 тыс.), даргинцы (510 тыс.). Проявление уважения к этим народам, да еще так, чтобы сами народы про узнали, не могло не дать Явлинскому 2-3 сотни тысяч голосов.
Третье. В докладе Н. Рыбакова правильно говорилось о слабости и пассивности некоторых региональных организаций. Этому можно не удивляться: постоянные роспуски региональных организаций, непрекращающееся и не всегда удачное вмешательство в их деятельность, ослабило данные организации не на шутку. Не случайно, в Питере, где Явлинский был депутатов городского парламента и оказал огромное влияние на развитие города, он получил только 3, 17 % голосов (в Москве, где Явлинский депутатом никогда не был, он также получил 3, 17 %). Здесь уж нам надо понять, чего мы хотим: получать такой результат, который позволит нам защитить своих избирателей, или руководить всей партией с ул. Пятницкой. Я думаю, что, если бы при роспуске питерской организации, члены бюро заболели и решение бюро не состоялось, дополнительную сотню тысяч голосов Явлинский бы получил).

Четвертое. Нам так и не удалось разрушить мифы, которые были придуманы про Явлинского. Этих мифов я насчитал десятка 2, но самые вредоносные из них таковы:
- Явлинский уже был у власти в 1990е годы;
- Явлинский только критикует и ничего не предлагает;
- Явлинский живет в Америке (Англии);
- Явлинский куда-то исчез и ушел из политики, появляясь только перед выборами.
Эти мифы существуют и в пропагандистском поле и отложились на уровне подсознания. Задача противостоять им была частично решена в агитационной газете, но большинстве агитационных материалов были составлены без учета этих установок.

Пятое. На мой взгляд, во время дебатов по телевидению, сам Явлинский оказался не всегда готов к подмене реальной повестки дня, важной для России, фэйковыми вопросами, псевдо-повесткой, превращением дебатов кандидатов в ток-шоу, где самым главным было, кто кого перекричит. Не удивительно, что в политическом «Дом-2» Ксения Собчак обогнала Григория Явлинского. Думаю, что, если бы Путин участвовал в «дебатах» данного формата, он бы Явлинского обогнал, заняв почетное место между Явлинским и Собчак.

Шестое. Избирательная компания Явлинского, как я понял, ориентировалась на 3 группы избирателей:
- обеспокоенных российской внешней политикой;
- сторонников демократии, как формы государственного устройства и защитников прав человека;
- обеспокоенных провальной социальной политикой и чахоточным состоянием местного самоуправления.
Эти 3 группы – очень разные, как по своей электоральной динамике, конвертации своих взглядов и позиций в электоральный результат, так и по реагированию на непонятные или, как им кажется, взгляды, несовместимые с их собственными.
Сильная социология и сильная политтехнология могла бы позволить перевести восприятие этими группами кандидата Явлинского в поле политической непротиворечивости, воспринять его не противоречивой, а многогранной цельной политической фигурой, однако этого, к сожалению, не произошло. Как мне кажется, каждая из этих групп потенциальных сторонников Явлинского отталкивали друг друга.

Седьмое. В программе, и в агитационной компании мало внимания было уделено малым городам и сельским поселениям. С учетом одного из ключевых положений программы Явлинского о перераспределении бюджета в пользу местного самоуправления, это выглядело достаточно странно.
С учетом того, что в маленьких городах и селах на яркое политическое событие приходит чуть ли не все взрослое население, если бы хотя 100 доверенных лиц кандидата совершили хотя бы 10 выездов в небольшие населенные пункты, это бы не могло не повлиять на результат. Конечно же сам Явлинский побывал в 20 городах 16 регионов, однако малые города и сельская местность (где проживает 12 % населения страны) его компанию не заметили.

Восьмое. Несмотря на то, что «Яблоко» умеет работать в Интернет –пространстве, в этот раз такая работы оказалась не на высоте. Я посмотрел в Интернете, что же можно найти про Явлинского, как кандидата в Президенты. На первой странице сети Интернет нахожу следующую информацию:
- ролик «10 % за Явлинского помирят нас с Украиной» – 10 тыс. просмотров;
- ролик- мультфильм «Санкции нам не страшны» – 85 тыс. просмотров;
- запись «Явлинский в гостях у Соловьева, студия в шоке от бреда сумасшедшего» – 669 тыс. просмотров (правда, из 5 тыс. комментариев, большая часть комментариев – поддержка Явлинского);
- ролик «10 миллионов человек могут все» – 1 млн. 075 тыс. чел.
Создать ролики, которые собрали хотя бы 10 млн. просмотров, не удалось.

Девятое. Хотя одной из основных идей избирательной компании Явлинского являлась новая бюджетная политика, последние публикации о новой бюджетной, найденные мною в сети Интернет, относятся к ноябрю –декабрю 2017 года.
Вопрос о бюджетных пропорциях на примерах конкретных районов, городов, сел, школ, больниц, мог вовлечь в дискуссию сотни тысяч людей. Но, увы, так и не вовлек.
Между имею мало провозгласить, ее надо сделать, как говорил Карл Маркс, материальной силой.

Десятое. У «Яблока» сложилась удачная и относительно узнаваемая цветовая гамма. Зачем потребовалось переходить к окраске «Справедливой России», не ясно. Если это делалось в расчете на то, что часть избирателей СР проголосуют из-за этого за Явлинского, то такая идея не оправдалась.

Одиннадцатое. Не очень хорошо была организована работа доверенных лиц. Как я понимаю, доверенными лицами должны стать:
- известные федеральные политики;
- популярные региональные политики;
- люди, известные в определенных сферах деятельности (экология, бизнес, производство, профсоюзы).
Если такая градация и активность и имело место, все это прошло мимо меня.

Эти ошибки и упущения – основные, но, увы, не единственные. Впрочем, не будем рвать на себе волосы, так как не ошибается тот, кто ничего не делает
А вот на следующей компании при таких же ошибках без вырванных волос не обойдется.
promo an_babushkin november 20, 04:27 1
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars