Сразу оговорюсь, что название города Санья не имеет никакого ругательного значения, хотя и звучит по-русски, так сказать, не очень, и поименован так по реке Санья, на которой стоит.

Город Санья, именуемый в китайских проспектах «небольшим китайским городом» насчитывает 1,4 млн. жителей, что в 3 раза больше, нежели все население Сахалина.

Санья – самый южный город Китая. Южнее его, как я уже писал, только поселочки на спорных островах.
Город вытянулся вдоль побережья, образующего 5 бухт, три из которых стали местами отдыха туристов - многокилометровую бухту Санья-бей, маленькую и уютную бухту Дудунхай, элитную - Ялунвань, где находятся дорогие отели, а также вдоль рек, опоясал покрытые лесами небольшие горы, но почти на вторгся на их зеленые территории.

Гордостью китайцев является то, что, несмотря на промышленный бум ни в городе, ни в ста километров от него, нет ни одного промышленного предприятия, что обеспечивает хорошую экологию, которой другие густозаселенные районы Китая похвастать не могут (так, даже Тайвань на котором с 1949 года расположена независимая от КНР Китайская Республика страдает от прилетающих с материка кислотных дождей). Правда, о хорошей экологии можно говорить с некоторыми оговорками. Например, почти все время нашего пребывания на главной улице города в нескольких местах из канализационных люков били настоящие источники воды с сильным запахом сероводорода: в этой части города прорвало канализацию, но целых 10 дней ее почему –то не чинили. Впрочем, может быть китайцы любят этот запах? Однако все хорошо в меры: понюхали пару-тройку дней, - починили

Жилая застройка очень разнообразна: от 2-3 этажных коттеджей с небольшими садиками до зданий в 22-25 этажей. Около торгового центра «Ананас» обнаружились и местные хрущобы – 7 этажные панельные домики примерно 1970-х годов постройки, расположенные очень близко друг к другу. На окнах всех квартир – выпуклые решетки: то ли, чтобы не залезли соседи, то ли, чтобы не вывалились хозяева. Кстати, практически для всей жилой застройки, возведенной более четверти века назад, решетки на окнах являются неприменным атрибутом, даже, если это верхние этажи.

В соответствие с китайскими архитектурными канонами многие новые многоквартирные высотки имеют выступающие козырьки покатых крыш (правда, без дракона…), крытых под черепицу. Все микрорайоны имеют собственную архитектуру, ни один не повторяет друг друга. Во дворах необычайно высокая плотность зеленых насаждений на дворовых территориях новых домов: выйдя из подъезда своего дома, человек буквально оказывается в парке. При том, что новые микрорайоны не похожи друг на друга, внутри микрорайона здания имеют единый архитектурный стиль. Между жилыми массивами из 10-20 домов расположены обширные парки.

Характерная особенность, наверное, 90 % квартир, - изобилие сохнущей одежды на балконе: в городе очень высокая влажность, поэтому в квартирах постиранная одежда не высыхает. В этом убедился и я: все, что я стирал, высыхало только под включенным кондиционером.
На некоторых дорогах установлены фонари, снабженные солнечными батареями и ветровыми двигателями. Все новые дороги оборудованы дорожками для велосепедистов и мотоциклистов.

Как и в других городах Китая и Юго-Восточной Азии, дороги заполнены мотоциклистами и водителями мотороллеров, лавирующих между машинами и творчески обходящими все пробки.
Бухта Додунхай – самая маленькая, протяженность полоски пляжа не превышает 3 километров. Песок пляжа очень чистый, плотность отдыхающих и спасателей – высокая, но не слишком, кажущееся спокойным и мелкое у берега море – коварное: совершенно неожиданно, даже без ветра, откуда-то появляются высокие волны, после которых сильное течение вполне способно утянуть в море ребенка лет 10-12. Пляж в бухте публичный, туалеты – бесплатные, еда – дорогая.
Среди работников местных ресторанчиков я повстречал студентов из Казахстана, которые учатся в Китае, подрабатывающих на зимних студенческих каникулах.
Зимние каникулы длятся 2 месяца. Ребята работают с утра до вечера с 2 выходными в месяц. Выходит 8 тыс. юаней за 2 месяца. Граждане Китая зарабатывают в 2 раза больше. Правда, очень обременительной я бы их работу не назвал. Всего таких переводчиков-зазывал из числа русскоязычных студентов-казахов трудится около 100 человек.

Надписи в бухте Додунхай не могут не порадовать любителей русского языка. Так, для повышения безопасности на пляже вывешена песня о безопасности при купании. Есть и перевод песни на русский язык, где меня порадовали такие слова: «Чувствуя дискомфорт или утопление, высоко поднимите знамя руки, чтобы позвать на помощь». Звучит хотя и смешно, но достаточно образно.

Город Саньа буквально начинен достопримечательностями.
Достопримечательности города Саньа раскрывают нам китайцев, как гениальных мастеров делать достопримечательность, если и не на пустом месте, то по крайней мере там, где еще пару десятилетий назад найти что-то действительно интересное было просто невозможно. Характерный пример этого, парк под названием «Олень повернул голову».

Еще какие-то пол века назад Саньа был поселком городского типа без особой истории, мало кому известный даже в сотне километров от Саньа на севере Хайнаня. К числу старинных достопримечательностей в окрестностях города относились известный с 18 века Камень края света, на который обратил внимание один из императоров династии Цин, и священные для даосистов пещеры и гроты к западу от города (оба места сегодня также превращены в парки).
Однако с превращением города в мощный туристический центр были вспомнены все легенды, которые когда-то бытовали в окрестностях. Одна из них повествовала о том, как по приказу жестокого местного феодала молодой охотник преследовал оленя, который затем превратился в прекрасную девушку, поле чего, как говорится, молодые жили долго и счастливо. В честь этого, в Хайнани на вершине поросшей лесом горы была создана новая достопримечательность – парк «Олень повернул голову». Маленький детский автобус по крутой дороге привозит нас ко входу в парк. Дальше надо идти пешком. Минут за 20 поднимаемся на вершину горы. Кроме действительно симпатичной статуи девушки, парня и оленя, в парке есть статуя бессмертного Лунного Старца, тысячелетний баньян (подозрительно смахивающий на столетний). Зато отсюда открывается потрясающий вид на ночной город. Освещение домов сделано таким образом, чтобы весь город образовал единый световой ансамбль. Картину дополняют мощные прожектора, подсвечивающие небо Саньа разноцветными лучами.

С вершины горы виден искусственный остров Феникс, насыпанный в море, на котором высятся 5 зданий этажей под 30. От острова до берега – дорога метров в 300. С другой стороны от острова – соединенный с ним дорогой еще один искусственный остров, на этот раз предназначенный не для жилой застройки, а в качестве причала для морских лайнеров.

Одна из новых достопримечательностей города – единственный в мире 7-звездочный «Прекрасные деревья», спроектированный теми же архитекторами, что строили уникальные здания в Дубае. Удержаться от его посещения я не смог. Комплекс был построен в 2012 году, но открылся только в 2016 году.

Вопреки моему предположению, здания отеля не были построены в виде деревьев. Отель имеет 9 корпусов отеля и действительно похожи на резные листья, только без черенка. Каждый листочек имеет в высоту 32 жилых, под которыми находится еще 5 административно-технических этажей. Однако на фасаде каждого корпуса действительно изображены ствол и устремленные к верху ветви деревьев. В темное время суток световая картинка все время меняется: деревья сменяет скользящий дракон, дракона - плывущие медузы, медуз – цветные тропические, рыбок – иероглифы.
Комплекс построен напротив павильона, в котором уже неоднократно проводился международный конкурс «Мисс Мира». Павильон похож на здание цирка на Ленинских горах.
Во время посещения на площадью перед входом в комплекс китайце в возрасте от 18 до 80 проводили тренировку владения каким-то древним китайским оружием. С одной стороны похожим на секиру, в другой – на копье. К моему удивлению, вход в комплекс оказался свободным. Более того, на 23 этаже одного из корпусов был оборудована рекламная экспозиция для потенциальных заселенцев 7-звездного отеля: поднявшись на роскошном скоростном лифте можно было любоваться всеми 32 номерами, попутно разглядывая и город снизу. Однако меня ждало разочарование: подняться на 23-й этаж удалось, н все номера были закрыты. Зато я посмотрел оформленный в стиле дворца грандиозных размеров коридор или правильнее сказать зал, проходящий под комплексом, потолок которого покрыт фресками на исторические темы, правда, как я понял, европейской истории, ресторан на 1000 посадочных мест, казино без единого посетителя, а также похожий на джунгли внутренний двор комплекса, по которому также курсирует автобус – паровозик.
Вдохновленный увиденным я возвратился в свой отель. Отель «Линда»- один из старейших в Дудунхае и когда-то, наверное, тоже вызывал вздох восхищения. Он встроен прямо в скалу и за его крайними корпусами начинается лес. Часть номеров имеет вид на море, часть на парк, однако меня поселили в номере, который имел вид на проезжую часть, которая никак не могла похвастать слабой интенсивностью движения. Однако на меня отель произвел впечатление не своей стариной, а удивительно низким качеством обслуживания: милые девушки на рецепшн в принципе не знали ни английского, ни русского, если рядом не было русскоговорящего гида, выслушав тебя и мило улыбнувшись, они забывали про твое существование, продолжая заниматься своими делами. Между душем и туалетом у меня не было двери, в связи с чем после того, как я принимал душ, туалет превращался в маленький пруд. Когда у меня в номере сломался сейф, ни починить, ни заменить его за 10 дней не удалось. Однако из рассказов соседей на обратном пути я понял, что мне еще повезло: одни несколько дней не могли добиться замены перегоревшей, другие – ремонта протекавшего душа. Зона вай-фая ограничивалась 3 столами и 3 диванами на первом этаже.
Так –что из 3 звезд две с половиной я бы у отеля «Линда» отобрал.
Другие отели Додунхая здорово отличались от Линды дисциплиной сотрудников и комфортом проживания. Но не все. По дороге от «Линды» к морю взорам отдыхающих представала 6-этажная коробка здания с пустыми глазницами окон. На первых двух этажах здания располагалось десятка два магазинов, массажных салонов, ресторан и даже компьютерный клуб, но как мне кажется, все они были не арендаторами, а самозахватчиками. История этого здания такова: застройщик взял кредит на строительство, само здание возвел, но с большей частью денег уехал в США. Почему здание в 200 метрах от моря, находящегося в центре крупного международного курорта никак не достроят уже много лет, не так никто объяснить и не смог.
Добавлю, что как центр отдыха Саньа был рассчитан на три группы туристов – собственно китайских из холодных северных районов, из России, Казахстана и других среднеазиатских республик, из Кореи. Однако в прошлом году у КНР и Кореи что разладилось… Как мне рассказывали после этого на дверях некоторых ресторанов появились надписи о том, что корейцам вход в них воспрещен.
Journal information