круглого стола
«Святые (почитаемые) места и объекты коренных народов и конфессий России – необходимость их обязательной законодательной защиты, как основы развития туризма, свободы, национального, религиозного достоинства, культурной идентичности»
Для формирования национального самосознания, религиозных и культурных общностей большое значение имеют связанные с ними места, территории, местности. Посещение священных и памятных мест, паломничества, играют большую роль в установлении культурных связей, объединении людей по религиозному, идеологическому или национальному признаку, являются важным элементом культуры.
Отношение государственных и общественных институтов к таким достопримечательностям – важный показатель общей культуры и уважения к правам граждан, национальной и культурной идентичности.
Неуважение и пренебрежительное отношение к таким местам – это одновременно неуважение не только к традициям, но и к личности.
Множество святых, сакральных территорий коренных народов и конфессий РФ, турмаршруты, будучи, основой туртрафика, экономики туризма, реализации ФЦП в России до сих пор остаются незащищенными, без охранного статуса, или с охранным статусом не профильного характера, недостаточным покрытием территорий охраны.
Редок охранный статус «Достопримечательность», которое курирует ведомство, не связанное с туризмом.
Не выполнено поручение Президента России о разработке нового закона о туризме.
Участники круглого стола
рекомендуют:

1. Ввести в российское законодательство понятие особо охраняемых туристических территориях включив в них в том числе:
- священные (почитаемые) объекты и места религий и коренных народов России;
- объекты и места, связанные с незаконными политическими репрессиями;
- мемориалы

2. Федеральному законодателю принять Федеральный Закон «Об особо охраняемых туристических территориях» (ООТТ), предусмотрев в нём:
- специфику обременения земли в ООТТ;
- субъекта, отвечающего за учет святых и сакральных мест в РФ, которым должно стать Министерство культуры;
- механизма финансирования работ по изучению объекта в процессе придания ему охранного статуса;
- субъекта инициирования признания объекта особо охраняемой туристической территории.
В настоящее время присвоение охранного статуса территориям такого рода носит в основном заявительный характер, должно инициироваться населением, НКО, но не стало обязанностью должностных лиц.

3. Инициация процедуры присвоения сакральным территориям охранного статуса ООТТ и других должна стать прерогативой ответственности исполнительных органов в сфере туризма (и ФАДН), а последние не должны ограничиваться функцией статистов, «приоритетными национальными турмаршрутами» Минкульта, «дорожными картами» от регионов со списком мест по привлечению туристов.

4. За туризм и за сохранение объектов туризма, туристических ценностей в регионах РФ должно отвечать одно ведомство, ответственность за туризм, за турмаршруты должна быть возложена на определённый законом круг госорганов.
5. Ведомства, непосредственно отвечающие за туризм в регионах, должны в соответствии с 132-ФЗ (сейчас нет) нести ответственность по защите турмаршрутов, туристических сакральных ценностей территорий, за защиту туринвестиций от рисков, и эффективность, за безопасность самих туристов, за создание благоприятного инвестклимата в туризме.
6. Нормативные акты в сфере туризма по сохранению сакральных территорий коренных народов и конфессий России должны реализовывать конституционные гарантии государства по свободе вероисповедания, праву народов России на сохранение культурных традиций, благоприятную окружающую среду, с/х в год экологии.
7. Внести в закон о недрах поправку о запрете разработки недр способами, угрожающими сохранности особо охраняемых туристических территорий.
8. Установить охранный статус территории, прилегающей к объекту, имеющему охранный статус, предусмотрев 5-километровый охранный статус от особо охраняемых туристических маршрутов.
9. Разработать Государственную программу консервации культурных ценностей ликвидируемых поселений.
10. Разработать законодательство, предусматривающее разработку региональных и местных программ сохранения родословных.
Journal information