Поправки принимаются до 3 июля включительно
Проблемы соблюдения прав человека в
местах принудительного содержания ГУФСИН России по Челябинской области
(рекомендации круглого стола в г. Челябинске, 28 июня 2017 года)
По данным ОНК Челябинской области, в области находится 75 учреждений, которые подконтрольны ОНК.

При этом места принудительного содержания, находящиеся в ведении полиции, охвачены посещением ОНК достаточно плохо.
Тревогу вызывает и то, что в адрес ОНК за 7 мес. его работы поступило всего лишь 27 обращений, в то время, как лица, недавно освобожденные из учреждений УИС, либо переведенные из СИЗО в ИВС и ЦВСИГ, отмечали, что не видели членов ОНК, а члены ОНК 3-го состава, не попавшие в 4-й состав ОНК, по прежнему получают в свой адрес десятки обращений.

Между тем, территориальный орган УИС Челябинской области является одним из крупнейших в России.
По данным ФКУЗ МСЧ России по Челябинской области в ней работает 783 медицинских сотрудника. При укомплектованности МСЧ и ее филиалов врачами имеет место дефицит кадров среднего медицинского персонала.

Динамика заболеваемости остается стабильной; показатели первичной заболеваемости ниже, чем по ФСИН России в 2 раза, и ниже, чем по области – в 3 раза.
ВИЧ-инфицированность спецконтингента выросла на 3 % в 2016 и на 3 % в 1 квартале 2017 года.
В 2016 году показатель общей смертности снился на 23,4 %, а в 1-м квартале – еще на 43, 2 %. На 1-м месте по причинам смертности стоит СПИД, на 2-м – заболевания системы кровообращения, на 3-м – онкологические заболевания. В 2016 году освобождено по болезни 85 человек. В 2016 году из СИЗО по болезни было освобождено 12 человек и за 6 мес. 2017 года – еще 2 человека.
За лечение в мед учреждениях Минздрава области оплачено 6, 5 млн. руб.; вместе с тем не решен вопрос о финансировании высокотехнологичной помощи лицам, содержащимся в учреждения УИС области, но не являющихся ее жителями.
В правозащитные организации поступают многочисленные жалобы на несвоевременное проведение медицинского обследования и оказания мед помощи; так, осужденному Ширканову Д.В. в ЛПУ-3 г. Челябинска своевременно не сделали биопсию костных тканей, в связи с чем его были вынуждены вновь направить в данное учреждение на обследование.

В учреждениях УИС области содержится 523 инвалида. Из них число тех, кто получил инвалидность первично составляет около 0 %. С 2015-16 годов в результате постоянных требований УПЧ и ОНК области стало осуществляться заполнение реабилитационного раздела в ИПРА (индивидуальной программе реабилитации инвалида).
В 7 колониях и СИЗО ГУФСИН области оборудованы пандусы на лестницах и поручни в туалетах для инвалидов. Произведено расширение дверей для колясочников.
Произведен ремонт 11 кровель в колониях. Однако за последние 4 года средства на текущий ремонт жилых помещений со стороны ФСИН России не выделялись, что негативно влияет на состояние общежитий для осужденных.

Вместе с тем, в ряде учреждений имеют место нарушения прав человека, не обусловленные объективными причинами. Например, в ФКУ ИК № 1 осужденному Провизион П.Ю. в течение длительного времени не заверяли доверенность. Осужденный был вынужден обратиться в суд, который признал действия администрации в отношении Провизион незаконными.
Несмотря на неоднократные рекомендации Совета при Президенте РФ о том, чтобы не содержать подозреваемы и обвиняемых, находящихся в ФКУ СИЗО № 1, в камерах, где отсутствует дневной свет, в течение почти 5 лет в таких камерах содержатся обвиняемые. Более того, в настоящее время, в камерах без дневного света содержатся несовершеннолетние.

Несмотря на неоднократные рекомендации Совета при Президенте РФ о том, чтобы не содержать подозреваемы и обвиняемых, находящихся в ФКУ СИЗО № 3, в подземных камерах, окна которых выходят в приямки, расположенные ниже уровня дворового покрытия, вот уже 5 лет эти камеры постоянно забиты людьми.
Объем выпуска продукции предприятий ГУФСИН области составляет не менее 1 млрд. руб. в год, в т.ч. выпуск продуктов питания составил 25 %. Производство продукции для внутрисистемных поставок составляет 800 млн. руб. Среднемесячная зарплата работающих осужденных составляет в среднем 4, 5 тыс. руб. Наиболее высокой является занятость в ИК №№ 2, 4 и 5, где показатели занятости доходит до 40 %. Наименьшая занятость - в ИК № 21. Наибольшая зарплата - 350 руб. за рабочий день имеет место в ИК № 5.
В 2017 году увеличилось количество мероприятий, проводимых ОНК области вместе с ГУФСИН. Такие мероприятия имеют важное воспитательные значение.
Большой резонанс в области и за пределами вызвало т.н. «Копейское дело», когда осужденные, отбывавшие наказание в ФКУ ИК № 6, расположенном в г. Копейске, доведенные до отчаяния постоянными поборами, непосильным рабским трудом, массовыми незаконными водворениями в запираемые помещения, засильем актива, совершили протестную акцию массового неповиновения, вышли на крышу зданий с тем, чтобы привлечь внимание к своему положению. Приезд членов Совета при Президенте России (СПЧ) и первого заместителя директора ФСИН генерала Э.В.Петрухина позволил не допустить эскалации конфликта, перерастание конфликта в столкновения и иное насильственное противостояние, прекратить акцию протеста, не допустить силового развития событий. При этом осужденным и их родственникам было гарантировано, что никто из участников мирной акции протеста преследоваться не будет, а виновные должностные лица понесут предусмотренную законом ответственность.
Однако данное обещание выполнено не было. Из более, чем 10 лиц, противоправные действия которых стали причинами мирной акции протеста, к ответственности были привлечены только двое, отделавшиеся в дальнейшем символическим наказанием. В то же время к уголовной ответственности была привлечена большая часть участников мирной акции протеста. Некоторые из них продолжают удерживаться под стражей уже по новому уголовному делу, возбужденному по событиям 2012 года в ФКУ ИК № 6 г. Копейска, так как ранее назначенный им срок наказания уже истек.
Попустительское отношение к многолетним, массовым, грубым нарушениям прав человека в ФКУ ИК № 6 г. Копейска, выявленным в результате массовой ненасильственной акции протеста осужденных ИК № 6, непринятие ФСИН России, органами прокуратуры и Следственного Комитета, Советом при Президенте России достаточных мер, направленных на наказание виновных и защиту пострадавших, привели к тому, что каждый год нарушения, сходные с теми, что имели место в ФКУ ИК № 6 г. Копейска, происходили в значительном количестве учреждений УИС различных регионов, а законодательные и правоприменительные меры по противодействию данным нарушениям так и не были разработаны.
Характерно, что судебное заседание по «Копейскому делу», назначенное в Челябинском областном суде на один из дней пребывания Совета в Челябинской области, было беспричинно перенесено на июль 2017 года.
При посещении ЦВСИГ ГУ МВД по Челябинской области была отмечена следующая положительная практика:
В качестве положительной практики в работе учреждения следует отметить:
- стоматологическую помощь оказывает поликлиника на ул. Красного Урала, в режиме экстренной стоматологии в ночное время; имеется специальный дежурный автомобиль для вывоза больных;
- телефоны у выдворяемых не изымаются и хранятся у них на руках;
- прогулка проводится 2 раза в день по 2 часа;
- обеспечено соблюдение разумного баланса между обеспечением режима и прав человека;
- комнаты закрываются только в ночное время;
- в комнатах проживает не более 4 человек;
- руководство ГУ МВД не допускает перелимита учреждения.
По итогам изучения ситуации с соблюдением прав граждан в местах принудительного содержания Челябинской области рекомендуется:
1) ФСИН России:
- обеспечивать допуск в учреждения УИС Челябинской области тех представителей гражданского общества, допуск которых зависит от усмотрения, профессионализма и доброй воли руководства ФСИН России.
- выделять финансовые средства ГУФСИН России по Челябинской области на проведение текущего ремонта жилых помещений учреждений УИС.
2) Челябинскому областному суду:
- оказать содействие в создании в судах комнат для адвокатов.
- освободить из-под стражи лиц, обвиняемых по т.н. «Копейскому делу», отбывших наказание по другим приговорам;
- вызвать в качестве свидетелей членов СПЧ , которые посещали ИК -6 г. Копейска во время событий 2012 года;
- обобщить судебную практику по делам о выдворении из Российской Федерации иностранных граждан, обратив внимание нижестоящих судов на то, что, если в результате выдворения наступает разъединение семей, и в России остаются близкие родственники выдворяемых (родитель, супруг, ребенок), являющихся россиянами, то такая практика нарушает, как ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, так и ст. 8 Конвенции прав человека и основных свобод.
3) Правительству Челябинской области:
- обеспечить получение осужденными, отбывающими наказание в учреждениях ГУФСИН по Челябинской области, нуждающимися в высокотехнологичной медицинской помощи, но не являющимися жителями области, получение такой помощи на тех же условиях, что и жители области;
- установить порядок, когда первичный прием освобожденного из учреждения УИС производили бы глава района (поселения) и социальный работник, которые бы решали вопросы оказания помощи в обустройстве по прежнему месту жительства.
4) ГУФСИН России по Челябинской области:
- обеспечить беспрепятственное заверение осужденным доверенностей;
- выполнить рекомендации СПЧ от 2012, 2013 и 2014 годов о недопустимости содержания подозреваемых и обвиняемых СИЗО № 1 г. Челябинска в камерах, в которые не поступает дневной свет;
- выполнить рекомендации СПЧ от 2012, 2013 и 2014 годов о недопустимости содержания подозреваемых и обвиняемых в камерах, находящихся под землей в СИЗО № 3 г. Челябинска;
- создать при каждом учреждении УИС Попечительские советы, как это предусмотрено приказом- создать при каждом учреждении УИС Попечительские советы, как это предусмотрено приказом Минюста;
- обеспечить доступ осужденных к государственным услугам, оказываемым в электронной форме;
- реализовать положение ПВР ИУ о доступе осужденных к электронным книгам;
- с учетом большого размера Челябинской области производить внутриобластные переводы осужденных с приближением к месту жительства родственников, если родственники относятся к числу слабо обеспеченных, инвалидов (например, осужденный Стерлигов);
- в женском ФКУ ИК № 5, в котором работает дом ребенка, обеспечить возможность проживания матерей вместе с детьми.
5) В местах, доступных для задержанных, арестованных, подозреваемых, обвиняемых, осужденных и их родственников, вывесить контакты ОНК, Общественных Советов при ГУ МВД области и ГУФСИН области.
6) ОНК области:
- по согласованию с Челябинским областным судом провести проверку конвойных помещений судов;
- восстановить практику ведения Реестра безопасности граждан, обратившихся в ОНК;
- активизировать проверку мест принудительного содержания ГУ МВД области.
7) Активизировать оказание стоматологической помощи в ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Челябинской области.
8) Под эгидой УПЧ:
- провести совещание по обеспечению подозреваемых, обвиняемых и осужденных полисами ОМС;
9) Под эгидой Министерства региональной безопасности провести совещание членов, ОНК, Общественного Совета ГУФСИН, независимых правозащитников о взаимном сотрудничестве по защите прав и свобод человека в местах принудительного содержания .
10) Минздраву Челябинской области предоставлять МСЧ № 74 ФСИН России квоту для оказания высокотехнологичной медицинскую помощь с тем, чтобы осужденным из других регионов, отбывающим наказание в ГУФСИН области, такая помощь предоставлялась на тех же условиях, что и жителям области.
11) Своевременно направлять на обследование лиц, подпадающих под признаки освобождения по болезни (Тепешев из ФКУ ИК № 6).
12) Министерству социальной защиты населения области:
- обеспечить наличие у лиц, которые нуждаются в ортопедической обуви, наличие такой обуви;
- провести комплексную проверку жалоб о занижении инвалидам из числа осужденных группы и инвалидности.
13) Просить консульства Украины, Киргизии и Казахстана более оперативно отвечать на запросы ЦВСИГ ГУ МВД области, связанные с изготовлением документов для выдворения иностранцев.
14) ГУ МВД по Челябинской области:
14.1. В деятельности ЦВСИГ ГУ МВД по Челябинской области:
- отметить хорошую работу коллектива сотрудников Центра;
- обеспечить наличие в библиотеке книг на языках народов, к которым принадлежат выдворяемые граждане;
- произвести замену матрасов на исправные (либо выдавать второй матрас).
- оборудовать помещение для просмотра телепередач;
- рассмотреть возможность создания помещений для занятий спортом;
- расширить прогулочные дворики, увеличить навесы, установить дополнительные скамейки;
- руководству Центра при помещении в него для выдворения лиц без гражданства либо лиц, имеющих близких родственников-россиян, информировать об этом прокурора области и
14.2 В ИВСах:
- в камерах для административно арестованных при ИВС разместить стенды с правами и обязанностями административно арестованных;
- обеспечить информирование административно арестованных об их праве на свидание с родными или иными лицами; вывесить информацию о праве на свидание на стенде для родственников; обеспечить реализацию данного права;
- обеспечить выдачу содержащимся в ИВС лицам тапочек (при условии, что они их не имеют при поступлении);
- оборудовать кровати подъемными ступеньками и барьерами безопасности.
- заменять «чаши генуи» на унитазы;
- предусмотреть наличие сухих пайков для лиц, прибывших в ИВС в вечернее и ночное время, когда они не могут быть обеспечены горячим питанием;
- при выявлении информации о том, что лица, задержанные на срок более 3 часов, не обеспечивались питанием, информировать об этом начальника ГУ МВД по Челябинской области.
14. 3. В отделах МВД:
- обеспечить, чтобы помещение для содержания задержанных лиц не было меньше 4 м. кв., а также, чтобы на 1 задержанного приходилось не менее 4 м. кв. камерной площади;
- обеспечить наличие на стендах для доставленных с выдержками из приказа МВД № 389, контакты ОНК, иную значимую информацию;
- обеспечить, чтобы освещение во всех камерах было не ниже 150 люкс;
- обеспечить заблаговременное проветривание камер до размещения в них задержанных.
Journal information