?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тезисы выступления исполнительного директора ООД «За права человека» Льва Пономарева на заседании Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Москве
21 апреля 2017

Введение

Фонд «В защиту прав заключенных», который является составной частью движения «За права человека» и который я возглавляю, на протяжении последних пяти лет занимается трудоустройством заключённых в Москве. Мы на собственном опыте детально знаем проблемы, с которыми сталкиваются бывшие заключенные.

Готовясь к заседанию, мы изучили практику других регионов и предлагаем Москве опираться на наиболее успешный, с нашей точки зрения, опыт трудоустройства заключенных, организованный в Красноярском крае. Мы убедились, что там создана соответствующая структура, эффективно работающая уже несколько лет. И рецидив преступлений среди людей, прошедших через эту структуру, в восемь раз ниже, чем в целом среди бывших заключенных в Красноярском крае.

По нашим оценкам, из мест лишения свободы в Москву ежегодно возвращается несколько тысяч бывших заключенных. Они ищут возможность трудоустройства. И если им это не удается, они вновь могут встать на преступный путь.

В Москве трудоустройство заключенных осуществляется на базе Центров занятости, которые существуют в рамках столичного Департамента труда и социальной защиты населения. Я знаком с отчетом Департамента труда и социальной защиты населения. Они мне сообщили, что в 2015 к ним обратились 486 бывших заключенных, трудоустроено 126 из них. В 2016 году обратилось 779 человек, трудоустроено 253 человека. Я хочу сказать, что эти цифры, скорее всего, не соответствуют действительности. Наш опыт показывает, что, как правило, работодатель отчитывается, что берет на работу людей, а на самом деле отказывает им в приеме или создает такие условия, что люди сразу уходят. Общественной палатой РФ при нашем участии проведен эксперимент, когда мы пытались трудоустроить трех человек и направили их в эти центры. К сожалению, эти люди фактически не были трудоустроены. Этот опыт сопровождался публикацией в МК.

Существующие в настоящее время в Москве механизмы трудоустройства освободившихся осужденных не эффективны, в том числе потому что абсолютное большинство бывших заключенных не имеют возможности собрать необходимый пакет документов для постановки на учет в Центр занятости. Если существует специальная графа в бюджете направленная на трудоустройство бывших заключенных, то можно говорить, что эти средства осваиваются не эффективно и необходимо выработать новый механизм трудоустройства.

Мы знаем, что еще в 2013 году этот вопрос обсуждался главой столичного Департамента безопасности Алексеем Майоровым. Он тогда говорил, что Центры занятости не справляются, и что нужно проработать механизм трудоустройства заключенных, скорее всего, в виде квотирования. В газетных публикациях того года Майоров также рассказывал о том, что якобы создана Рабочая группа по трудоустройству заключенных. Кто в нее входил, чем она занималась, куда она делась – мы не знаем.

Проблема ресоциализации и трудоустройства заключённых не решена не только в Москве, но и во всей стране. 21 сентября 2016 года федеральная Правительственная комиссия по профилактике правонарушений, под председательством министра внутренних дел Колокольцева, обсуждая проблему трудоустройства заключенных, приняла решение рекомендовать руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
- принять дополнительные меры, направленные на организацию профессиональной ориентации лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, а также их обучение рабочим специальностям, востребованным на региональных рынках труда;
- реализовать комплекс мероприятий, направленных на развитие государственно-частного партнерства в вопросах создания инфраструктуры социальной адаптации и ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, в том числе несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных колоний и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
- обеспечить разработку примерного порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве, а также иных видов помощи несовершеннолетним, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
- предусмотреть в государственных программах субъектов Российской Федерации, муниципальных программах в сфере профилактики правонарушений, мероприятия по ресоциализации и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, при формировании проектов соответствующих бюджетов на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг.
В рекомендациях этой комиссии, в которую входит большое количество чиновников высокого уровня, было сказано много такого, что можно было бы цитировать сегодня. Но я хочу отметить пункты:

1.6. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации:
1.6.1. Принять меры по созданию специализированных центров социальной адаптации и реабилитации для оказания лицам, освобожденным из мест лишения свободы, необходимой социальной, правовой и психологической помощи, а также содействия в их трудовом и бытовом устройстве.
Фактически все наши предложения, которые я сейчас озвучу, являются первыми шагами по реализации этого постановления.
Служба социального сопровождения лиц, освобожденных из мест лишения свободы
Мы предлагаем учредить в Москве Службу социального сопровождения лиц, освобожденных из мест лишения свободы (далее – Служба), которая должна представлять собой учреждение, основанное на общественно-государственном партнерстве. Мы считаем, что в создании этой Службы активное участие должна принимать Уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по г. Москве и ряд правозащитных организаций, в первую очередь, Фонд «В защиту прав заключенных» и «Комитет за гражданские права».

Цели и задачи Службы
Главной целью Службы является содействие в трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, находящихся на территории Москвы.
Как показывает наш опыт работы, для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи: 
- содействие в оформлении документов, необходимых для социально-бытового и трудового устройства;
- юридическое консультирование;
- психологическая помощь;
- предоставление на срок до 6 месяцев койко-места для временного проживания лицам, не имеющим постоянного места жительства, утратившим полностью или частично социально полезные связи; предоставление временной регистрации по месту пребывания.
Мы надеемся, что город выделит социальное общежитие для этих целей с полным социальным обслуживанием: питанием и оплатой проезда. Нам известно, что частично эта задача в Москве решается при содействии Центра социальной адаптации им. Е.П. Глинки и его отделения «Востряково». У нас есть соглашение с этим Центром, мы сотрудничаем.

Структура Службы
По нашему мнению, для начала работы административный аппарат Службы должен включать как минимум пятерых профессиональных сотрудников:
1.      Руководитель Службы;

2.      Секретарь - отвечает за общее делопроизводство Службы;

3.      Специалист - отвечает за ведение базы данных освободившихся; мониторит имеющиеся вакансии; ведет переписку/переговоры с колониями, (которые передают информацию в Службу о тех лицах, которые после освобождения направляются на место жительства в Москву) и работодателями; ведет базу данных работодателей;

4.      Социальный психолог - оказывает психологическую помощь и поддержку бывшим заключенным, а также психологическое сопровождение в период адаптации после освобождения из мест лишения свободы;

5.      Юрист - осуществляет юридическое консультирование по вопросам социально-бытового и трудового устройства клиентов Службы.
В перспективе, в рамках социальной адаптации к работе Службы могут быть привлечены бывшие заключенные, вставшие на путь исправления, которые могут служить положительным примером успешной адаптации и ресоциализации для новых клиентов Службы.
Служба должна быть обеспечена офисным помещением для работы административного аппарата и оргтехникой.

Работодатели
Пятилетний опыт Фонда «В защиту прав заключенных» по трудоустройству показывает, что трудоустроиться бывшим заключенным без соответствующей поддержки практически невозможно. Даже если у бывших заключенных есть специальность и опыт, работодатели не желают их трудоустраивать, психологически их отторгая.

С нашей точки зрения, прежде всего необходимо выработать механизм взаимодействия с потенциальными работодателями. Одним из таких путей является введение квотирования рабочих мест в крупных компаниях с государственным и муниципальным участием с предоставлением за это определенных льгот. Льготы подразумевают, что работодателю должны быть предоставлены меры экономической поддержки по аналогии с мерами, предоставляемыми при квотировании рабочих мест для инвалидов.

Механизм квотирования может быть введен и определен специальным московским законом. Мы полагаем, что квотирование, в первую очередь, должно касаться крупных работодателей с государственным и муниципальным участием, и не должно создавать дополнительную нагрузку на малый и средний бизнес. Возможны и другие пути, более прямые – допустим, правительство Москвы сможет договориться с крупными работодателями.
Я определенно знаю, что рабочие места для низкоквалифицированных работников в Москве существуют, например, на строительстве новых веток метрополитена. Сейчас эти места заполняются гастарбайтерами, а также рабочими, которых завозят вахтовым методом из регионов.
Опыт квотирования рабочих мест для бывших заключенных давно уже существует в некоторых субъектах РФ, в том числе, в Московской области. По этому вопросу я общался с Управлением заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития и получил ответ от начальника Управления Н.П. Филипповой. В нем было написано, что в настоящее время работа по введению квот для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представляется преждевременной. А более оправданным представляется осуществление адресной работы с лицами, освободившимися из мест заключения, в целях подбора для них подходящей работы при участии общественных организаций. И мне кажется, что предложения, которые я сейчас озвучил, сделаны в русле рекомендаций госпожи Филипповой.

Хочу также обратить внимание, что в конце 2016 года Минюстом РФ был разработан законопроект об установлении квот для приема на работу граждан, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. Согласно предложенным поправкам в Уголовный кодекс РФ, лица, осужденные к исправительным, принудительным и обязательным работам могут отбывать наказание на объектах государственных корпораций и государственных компаний. Объекты работ и квота рабочих мест должны быть определены Правительством РФ.

Мы можем присоединиться к этой инициативе. Необходимо, чтобы по результатам нашего заседания мы обратились к мэру Москвы Сергею Собянину, чтобы он, в свою очередь, обратился к председателю правительства РФ Д.А. Медведеву с предложением, чтобы к списку лиц, имеющих возможность трудоустроиться в госкорпорациях и госкомпаниях, была добавлена категория – лица, уже отбывшие наказание в виде лишения свободы.
И уже совсем в заключение хочу на примере пояснить, почему обсуждаемый сегодня вопрос особо актуален для Уполномоченного по правам человека Москвы. Из документов, опубликованных на сайте правительства Саратовской области, я узнал, что в прошлом году в этом регионе была создана специальная Межведомственная рабочая группа по вопросам социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. И на первом заседании этой комиссии было принято решение разработать закон Саратовской области «О социальной адаптации лиц, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы». А подготовка проекта этого закона была возложена на Уполномоченного по правам человека в Саратовской области. Я думаю, что это для нас вдохновляющий пример.

Recent Posts from This Journal

promo an_babushkin октябрь 9, 13:14 Leave a comment
Buy for 100 tokens
Проголосовать можно перейдя по ссылке https://premiagi.ru/initiative/4433 27-летний опыт защиты нами прав человека в уголовно-исполнительной системе показывает, что наряду с качеством законов и нормативно-правовых актов, качеством и своевременностью адвокатской и правозащитной помощи,…

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
reverierus
Apr. 24th, 2017 02:26 am (UTC)

Очень зорошее дело!!

( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars