an_babushkin (an_babushkin) wrote,
an_babushkin
an_babushkin

Categories:

Как защитить права потерпевших

Круглый стол проведен Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по безопасности и взаимодействию с ОНК по инициативе Фонда поддержки пострадавших от преступлений с участием представителей федеральных органов государственной власти, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, представителей Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека, общественных организаций и экспертов.

Основной задачей круглого стола является содействие в разработке практических мер профилактического воздействия на потенциальных пострадавших от преступлений и повышение уровня безопасности населения Российской Федерации, а также в создании комплексной социальной системы государственного сопровождения потерпевших от преступлений.

В ходе обсуждения участники отметили следующее.
В 2016 году правоохранительными органами отмечено общее падение показателей преступности примерно на 10%. Рост регистрируемых преступлений отмечен только в 11 регионах России, снижение – в 74. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе всех зарегистрированных преступлений снизился почти на 10%. Однако объективно заявлять об общем падении роста количества совершаемых преступлений не представляется возможным, в частности из-за федерального закона от 03.07.2016 № 323-ФЗ, направленного на дальнейшую декриминализацию отдельных составов преступлений. Кроме того, почти половину всех зарегистрированных преступлений (43,7%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем краж, грабежей, разбоев и совершенных в форме мошенничества (рост на 5,2%). Ущерб от преступлений на 33,8% больше аналогичного показателя прошлого года и составил 484,4 млрд. руб.

Анализ социально-криминологической характеристики преступности за 2016 г. показывает, что больше половины преступлений совершены лицами, ранее совершавшими преступления. Их удельный вес составляет 56,7% от всех предварительно расследованных преступлений в отчетном периоде.
В 2016 году зарегистрировано 2160063 преступления, половина из которых не раскрывается. По последним озвученным статистическим данным (2015 год), в России за год принимается порядка 30 млн. заявлений (сообщений)  о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях. Но, в настоящее время, данная статистика не раскрывается и не публикуется. Также отсутствуют сведения о результатах рассмотрения этих заявлений, и соответственно, о количестве постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел. Примерно о 28 млн. заявлений отсутствует какая-либо официальная информация, и, соответственно, можно предположить, что по заявлениям о преступлениях, в большинстве случаев, принимаются решения об отказе в возбуждении уголовного дела, либо они остаются без рассмотрения. Помимо этого Генеральная прокуратура РФ выявила за прошлый год около 1,5 млн. нарушений в сфере учета преступлений. Подавляющее большинство из них связано с некорректным составлением учетной информации, а также отказом регистрировать криминальные деяния или искажениями в правовой статистике.
На фоне такой криминальной картины и отсутствия в публичном доступе большей части статистической информации, каких-либо исследований (опросов), проводимых для изучения уровня виктимизации населения с целью анализа состояния преступности и размеров причиняемого ею вреда («цены преступности»), тем более, на национальном уровне, не проводилось.

Участники, рассмотрев итоги всероссийского виктимологического опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения по заказу Фонда поддержки пострадавших от преступлений, отмечают, что виктимологические опросы позволят получить количественные и качественные характеристики граждан, пострадавших от преступлений, и являются важным инструментом получения данных, дополняющих официальную статистику, что соответствует мировой практике. В ряде зарубежных стран данные исследования (опросы) проводятся на регулярной основе и позволяют оперативно корректировать национальные законодательные и организационные механизмы воздействия на преступность и способствовать виктимологической профилактике.

Проведение специальных опросов населения является единстенным на сегодняшний день способом получения объективной и надежной информации в отношении объемов и причин латентности. Опрос в целом позволил определить отношение наших сограждан к состоянию преступности и к работе правоохранительных органов по борьбе с нею на этапах проверки заявления о преступлении и уголовного расследования, более предметно оценить уровень защищенности населения от преступных посягательств за последние 12 месяцев–5 лет. Так, согласно полученным данным, за последний год жертвами преступлений становились 7% опрошенных россиян (примерно 10 млн. чел.), более трети (39%) становились жертвами неоднократно, при этом 63% потерпевших заявили о том, что испытывали длительные негативные переживания после происшествия.
Ущерб от преступления чаще всего оценивают в размере от 10 до 50 тыс. руб. (31%) и 10 тыс. руб. (об этом сказали 28% жертв преступлений, совершенных за последний год). По факту совершения в отношении них преступлений за помощью в правоохранительные органы за последние пять лет обращались 17% респондентов (для крупных городов этот показатель составляет 25%). Более двух третей (70%) из обращавшихся заявили о том, что вред, причиненный преступлением, не был возмещен.

Отмечается высокая латентность подобных случаев: половина пострадавших (49%) не обращались за помощью в правоохранительные органы, чаще всего потому, что считали правоохранительные органы неспособными помочь (39%). Среди обращавшихся в органы пострадавших 32 % сообщили о том, что не были уведомлены о принятом решении по результатам рассмотрения заявления, а 17% признались, что сотрудники полиции пытались отговорить их от подачи заявления.

Данный опрос помог получить не только приблизительную оценку количества граждан, пострадавших от преступлений за указанный период, и сравнить эту оценку с официальными данными, но и получить более важные данные, позволяющие понять, с чем именно и как часто гражданам приходилось сталкиваться с преступными посягательствами, при каких обстоятельствах это происходило и какие последствия – физические, материальные, психологические – это для них имело. Опрос также дал возможность проверить гипотезу об объемах латентной преступности и выделить некоторые факторы, способствующие латентности.

Но для проведения полноценного национального виктимологического опроса необходима более масштабная выборка, тем более, что анализ виктимологических данных, как официальных, так и полученных методом опроса населения, предполагает определенную долю условности. Проведенный опрос рассматривается скорее как пилотажный и может стать ступенью к проведению более масштабного виктимологического исследования, а также регулярных национальных исследований виктимизации населения. В связи с данным предложением, участниками было указано на то, что в декабре 2016 года Правительственная комиссия по профилактике правонарушений включила в план работы на 2017 год задачу по проведению масштабного виктимологического исследования состояния преступности и размеров причиняемого вреда в целях выработки дополнительных мер по профилактике правонарушений, изменения уголовно-правового инструментария. Участники отмечают, что исследование, запланированное на IV квартал текущего года, должно стать первым в истории современной России виктимологическим мероприятием подобного масштаба.

Участники заседания полагают, что полученные данные, свидетельствуют об определенных проблемах в реализации принципа справедливости и доступности правосудия, в работе как правоохранительной и судебных систем, так и в отношении самих граждан к фактам совершения в отношении них преступлений. Налицо проблемы в регистрации преступлений, в информировании о принятых тех или иных процессуальных решениях. Остается неразрешенным вопрос и в социальной, медицинской и психологической реабилитации потерпевших от преступлений, оказания им различной помощи, необходима разработка государственной компенсационной программы. При этом реформы в уголовном законодательстве последних лет криминологически и виктимологически не обоснованы и характеризуются системными просчетами.

Помимо рассмотрения итогов опроса участники также отметили, что криминальная тематика все чаще тиражируется в российских СМИ, создавая определенный информационный фон. В нарушение законодательных запретов, СМИ часто раскрывают персональные данные несовершеннолетних пострадавших, подогревая общественный интерес не к проблеме преступности, а к самим преступникам и совершаемым ими преступлениям. Современная преступность все активнее воздействует на сознание граждан посредством социальных интернет-сетей, СМИ, в том числе своих, различных интернет-ресурсов, игровых мобильных платных и бесплатных приложений, тем самым популяризируя свою криминальную деятельность.

В целях усиления защиты прав и свобод граждан, пострадавших от преступных посягательств, укрепления правопорядка, повышения эффективности деятельности органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов участники круглого стола в качестве неотложных мер рекомендуют:

субъектам права законодательной инициативы при разработке соответствующих законодательных предложений в уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное законодательство иметь криминологическое и виктимологическое обоснование, не противопоставлять права пострадавших правам преступников;

Правительству Российской Федерации разработать и внедрить программы возмещения ущерба пострадавшим от преступных посягательств, разработать программы оказания психологической, медицинской и социальной помощи свидетелям и жертвам преступлений;
Министерству внутренних дел Российской Федерации:
ежегодное проведение Всероссийского виктимологического исследования о состоянии преступности и размеров причиняемого вреда в целях выработки дополнительных мер по профилактике правонарушений;

разработать четкий порядок ознакомления заявителей с материалами проверок по сообщениям о преступлениях;

Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций усилить надзор за СМИ в целях недопущения раскрытия персональных данных потерпевших от преступлений;

Генеральной прокуратуре Российской Федерации раскрывать большее количество статистических данных «криминальной» статистики (формы федерального статистического наблюденияв целях повышения объективности при оценке деятельности правоохранительных органов и для сопоставления данных официальной статистики с данными независимых исследований и опросов;
Общественной палате Российской Федерации рекомендовать взять под общественный контроль развитие и становление государственной системы виктимологической профилактики в Российской Федерации.
Tags: ОНК, Общественный контроль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments