an_babushkin (an_babushkin) wrote,
an_babushkin
an_babushkin

Заседание комиссии М. Макфола – В. Суркова 07.06.11 в Meridian international Centeг (Вашингтон).

Довольно долго едем среди небольших 2- этажных домиков усадебного типа. Подъезжаем к дому с колонами, как любила писать А. Кристи, построенного в викторианском стиле, где около входа нас встречают трое. Среди встречающих Майкл Макфол, которого на днях Конгресс США должен назначить американским послом в России. Майкл тепло жмет наши руки и говорит по-английски что – то важное, но непонятное.



Поднимаемся на второй этаж, где находится конференц – зал, зал приемов, а также небольшой садик. Холл и зал приемов украшены картинами. Некоторое время назад здесь была резиденция Посла какого- то государства, а сейчас здание используется для проведения международных встреч.

Рассаживаемся в зале. За столом – около 40 человек. Еще человек 15 сидят вдоль стеночек. Представителей американских правозащитных организаций не видно. Нам поясняют, что они придут на сессию, посвященную тюрьмам. Мы удивляемся, но молча.

Встречу открывает Майкл Макфол, который, намекая на свое скорое назначение послом в Москву, говорит о том, что постарается вести нашу встречу дипломатично, так как теперь ему надо этому учиться.

Российский сопредседатель встречи Владислав Сурков во вступительном слове отметил, что общественная критика является двигателем общественного прогресса. Однако нам надо понять, каким образом эта критика трансформируется в развитие, а не потрясения, так как ее результатом может стать и первое и второе. Наши страны шли и развивались различными и непохожими путями, тем не менее у нас есть много общего, и есть опыт, которым мы могли бы обменяться.

Первая секция касается прав детей. С докладом выступает ее сопредседатель с американской стороны Эндрю Остербан, руководитель сектора борьбы с эксплуатацией детей Криминального управления Минюста США. Он говорит достаточно много интересного, но мне запоминается только его слова о том, что уже сегодня есть техническая возможность блокировать в Интернете материалы с детской порнографией, а также о том, что необходимо ввести уголовную ответственность не только за изготовление, но и за хранение детской порнографии. Мысль вроде бы правильная, но не приведет ли это к развитию практики подбросов детской порнографии неугодным политикам и коммерсантам?

Павел Астахов рассказал о развитии института региональных Уполномоченных по правам ребенка, привлечении волонтеров к занятию штатных должностей в детских сиротских учреждениях, встрече президента России с общественными организациями в Спб 20 мая, усилением ответственности за преступления в отношении детей. Выступление Астахова было похоже на отчет.

Когда я задал вопрос о том, как в США решается вопрос обеспечении детдомовцев жильем, упомянул, что в России обеспеченность детей – сирот жильем, становится одним из критериев оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации, Астахов вдруг заявил о том, что, к сожалению, мы находимся в плену повышенных социальных обязательств, вопросы о предоставлении жилья бывшим детдомовцам надо решать индивидуально, то есть, как я понял, одним давать, а другим, - нет. Американцам трудно понять, почему государство должно кому- то давать жилье, - считает Уполномоченный по правам российских детей, - а мы часто растим иждивенцев. Однако для американцев как раз оказалось весьма понятным, почему бывшие дети, которые не могут жить ни вместе со своей семьей, ни в детском доме, должны получить какое – то жилье. Астахов рассказал о случаях, когда под прикрытием НПО осуществляется изготовление детской порнографии. О проблемах образования, здравоохранения, досуга детей Астахов не сказал ни слова. Всю встречу Астахова сопровождал, загадочно улыбался и постоянно молчал Иван Астахов – судя по возрасту, сын Уполномоченного.

Сурков В.Ю. задал вопрос о том, как решается в США вопрос о пребывании детей на улице в ночное время. На его вопрос отвечали по очереди, очень долго, но почему- то не ответили.

От американских экспертов удалось узнать, что в последние 10 лет было принято несколько законов о помощи детям, выходящим из патронажных семей. Помощь детям, покидающих детские дома и патронажные семьи, в США также, как и в России, является большой проблемой. Последние 20 лет в США пытаются отойти от детских домов, как института, где проживают и воспитываться дети, и заменить их патронажными семьями. Эти слова навели на меня на мысль о том, как опасно переоценить форму, считая, что последняя всегда подчиняет себе содержание. Ведь и детский дом может быть не менее комфортен, чем семья, и приемная семья может быть враждебной ребенку и не обеспечивать его потребностей.

В.П. Лукин сказал о необходимости позитивной дискриминации для обеспечения равенства возможностей детям – сиротам и инвалидам. Он предложил подумать о создании международных механизмов обеспечения такого равенства. Однако думать орб этом никто не стал, а Астахов прореагировал уже описанной мною фразой о том, что некие «мы» находимся в плену повышенных социальных обязательств.

Еще одно здравое выступление касалось российско – американского форума по проблемам детства на Байкале, о котором рассказала Марина Егорова.

Выступление двоих американских экспертов носили в основном абстрактный характер и ответов на конкретные вопросы не содержало.

Доклад второй подгруппы – по вопросам миграции – начал Луис Си де Бака, посол и руководитель Центра по борьбе с торговлей людьми Госдепартамента США. Он рассказал о том, как их рабочая группа 6 июня посещала Центр по работе с беженцами г. Вашингтон, необходимо повышения доступа мигрантов к юридическим системам. У российской стороны вызвало удивление то, что все многочисленные вопросы, связанные с миграцией, сведены к торговле людьми, тем более, что значительная часть тех, кто пострадал из-за торговли людьми не являются мигрантами. Си де Бака в ответ на эту критику пояснил, что из всех групп, находящихся вне своего обычного места проживания, эта группа – самая уязвимая.

Российский сопредседатель подкомиссии заместитель директора ФМС России Екатерина Егорова рассказала о либерализации миграционного законодательства, что позволит вывести из тени значительное количество нелегальных мигрантов. Россия нуждается в мигрантах, в первую очередь в квалифицированных работниках.

Катрин Ньюланд, директор Института миграционной политики в Вашингтоне, анализируя практику депортации нелегальных иммигрантов из США, отметила, что большинство депортированных были не правонарушителями, а теми, кто не смогли зарегистрироваться и легально работать по техническим причинам, не зависящим от их воли. Она представила диаграмму, из которой видно, что в 2008-09 количество легальных мигрантов в США составило 465 тыс. чел., а нелегальных – 300 тыс. чел. Снижение разрыва между легальными и нелегальными мигрантами связан с тем, что из-за кризиса в страну стало ехать меньше нелегалов, в то время, как среди мигрантов легальных много тех, кто ждал разрешение на въезд для воссоединения с семьей.

Интересным было выступление Ольги Чудиновских, которая говорила о той роли, которую при оценке миграции играет правильность и корректность использования данных. Так, из газеты в газету кочуют данные о том, что в России проживает 12 млн нелегальных мигрантов. На самом деле в данном случае речь идет лишь о лицах, родившихся за пределами России, многие из которых приехали на территорию России еще до распада СССР. 60 % детей, умерших при рождении, - дети иногородних, в то время, как среди всех умерших всех возрастов иногородние составляют лишь 11 %. В обществе живет миф о повышенной преступности среди иммигрантов, на самом деле за последние годы число мигрантов выросло почти в 10 раз, а преступность среди них – только примерно в 2 раза.

Елена Тюрюканова обратила внимание на увеличение культурной дистанции между населением России и приезжающими мигрантами; 20 % приезжающих мигрантов не знают русского языка. Еще недавно такой проблемы не было и в этом было преимущество российской миграции, которая имела дело в основном с миграцией русскоязычной. Происходит рост мигрантских сетей, в том числе и криминального характера. Решение многих возникающих проблем Тюрюканова видит в том, что повысить интегрирование мигрантов в рынок труда и социальную инфраструктуру. Необходимо организовать общественный контроль за миграционными процессами; результаты мониторинга НПО будет отличаться от такого же мониторинга, выполненного ФМС.

Американцы рассказали о том, что в США правительство предоставляет лицам, которые просят признать их беженцами, бесплатную помощь адвоката. Накануне наша подкомиссия по миграции увидели интервьюирование кандидата в беженцы.

Сурков В.Ю. коснулся проблем, связанных с внутренней миграцией, об акции националистически настроенных болельщиков в декабре 2010 года на Манежной площади в Москве, где выдвигались расистские лозунги. Он отметил важность для России применения опыта США по сосуществованию культурно и расово различных групп, так как для России всплеск национализма может привести к развалу страны. Россия заинтересована в притоке высококвалифицированных мигрантов.

Член Общественной Палаты России Андрей Мартынов рассказал об обострении межнациональной обстановки у него на родине в Якутии, куда летом приезжает около 20 тыс. трудовых мигрантов из Северного Кавказа. В результате единичного преступления, совершенного одним из кавказцев в республике чуть было не произошли столкновения на национальной почве. А.Мартынов обратил внимание на 2 аспекта проблемы: местные жители должны быть толерантны к приезжим, но и приезжие должны уважать интересы и традиции местного населения.

В конце ланча с 15- минутной речью выступил зам госсекретаря США Майкел Познер. Он говорил о 5 принципах защиты прав человека. Познер отметил ряд проблем, существующих в США и в России. Так, президент Обама пытается закрыть военную тюрьму Гуантанамо – бей и перевести ее заключенных в федеральные тюрьмы, сократить рассмотрение дел судами национальной безопасности. Однако республиканское большинство в Конгрессе блокирует его усилия. В России до сих пор не привлечены к ответственности виновные в гибели Сергея Магницкого, имеют место случаи гибели журналистов в связи с выполнением ими своего профессионального долга, преследуются правозащитники, например руководитель правозащитного центра «Мемориала» Олег Орлова.

Реагируя на выступление Майкла Познера, посол России в США Кислюк говорил о культурной дистанции между россиянами и американцами. Однако Познер сказал, что, по его нению, какого – то существенного разрыва культур между нашими странами нет. Я спросил Познера о том, не может ли быть востребован при закрытии военной тюрьмы опыт передачи следственных изолятор ФСБ в ведении Минюста, где были схожие проблемы и тоже имело место противодействие. К сожалению, мой вопрос не поняли и говорили о сложносмти в закрытие этой тюрьмы. Астахов обрадовал присутствующих тем, что в России права журналистов не нарушаются. Так, он, будучи адвокатом, представлял интересы примерно 30 журналистов и все дела выиграл. Астахов убежден, что российские журналисты защищены лучше американских. Так, российские журналисты имеют право не разглашать источник поступившей к ним информации, а американские – нет. Позднер поясмнил, что имеет в виду нападение на журналистов, их физическую безопасност.

Выступление подкомиссии по тюремной системе началось с доклада заместителя директора ФСИН В.В. Цатурова, сопредседателя подкомиссии с российской стороны. Он рассказал о том, что в 2010 году в СИЗО поступило на 52 тыс. человек меньше, чем за предшествующий год. 60 млрд. руб. было выделено на строительство СИЗО. В рамках программы в СИЗО за несколько лет планируется ввести еще 32 тыс. мест. В начале 2011 года обеспеченность жилой площади в СИЗО составила 5, 2 м. кв. при норме в 4 м. кв., кроме 9 СИЗО, где сохраняется переполнение. На осужденных распространяется трудовой стаж для назначения пенсий. Мед. помощь оказывается в 133 больницах, 9 ЛИУ для больных алкоголизм и наркоманией. Внесены изменения в ст. 110 УПК РФ об освобождении из- под стражи обвиняемых, если у них будет выявлено тяжкое заболевание, препятствующее содержанию под стражей. ФСИН взаимодействует с 330 благотворительными организациями. Ежесуточно более 50 учреждений ФСИН подвергается внезапным проверкам со стороны членов ОНК. Цатуров положительно оценил сотрудничество с правозащитными организациями.

С американской стороны выступила Мэри Митчелл, старший заместитель директора Федерального бюро тюрем. Она говорила о схожести вызовов, с которыми столкнулись тюремные системы России, необходимости продолжения диалога с гражданским обществом США и диалога с Россией по развитию тюремной системы.

Член Общественной Палаты России Мария Каннабих говорила о российском опыте общественного контроля. Через несколько дней исполняются 3 года со дня принятия российского закона об общественном контроле. Сегодня ОНК созданы в 77 субъектах РФ; за время своего существования они провели около 5000 посещений учреждений УИС. Далее она рассказывала о наиболее типичных жалобах, поступающих от заключенных.

После Каннабих выступила сотрудница отдела специальных гражданских процессов Лора Кун, следом за которой выступил я. Текст своего выступления привожу почти дословно.

Показательно, что сейчас за одним столом сидят правозащитники и руководитель силового блока российской тюремной системы и в первую очередь не критикуют, а взаимно дополняют друг друга. Как Вы знаете, в преддверии сегодняшнего заседания в мае 2011 года в г. Вашингтоне состоялась встреча российских и американских правозащитников. На встрече было принято 2 важных документа:

- заявление о необходимости снижения численности тюремного населения РФ и США; ключевое положение этого заявления заключаются в словах о том, что «масштабы лишения свободы должны обеспечивать баланс между интересами потерпевших и необходимостью возвращения осужденных в общество, нравственностью и милосердием, государственным насилием и ответственностью государства за судьбу каждого человека».

- заявление о создании совместной российско – американской рабочей группы под эгидой комиссии Суркова – Макфола; разработан план работы такой комиссии. Этот план включает в себя совместное инспектирование наиболее проблемных тюрем обеих стран; проведение телемоста; проведение парламентских слушания «Проблемы пенитенциарных систем России и США и пути их решения»; создание российско – американского тюремного журнала; составление доклада по пенитенциарным практикам, представляющим совместный интерес.

Вчерашнее посещение американских тюрем еще раз привело меня к 2 выводам:

- следует очень осторожно использовать покамерное содержание; перевод осужденных в камеры станет шагом назад, а не вперед;

- 60 детских колоний для России вовсе не избыточное количество, так как в США учреждений для детей – правонарушителей – 3000. Даже с учетом того, что в США 90 тыс. детей находится в заключении, а у нас – в 10 раз меньше, нет никаких оснований сокращать количество детских колоний, чтобы через несколько начинать строить новые на пустом месте.

Нам удалось ознакомиться с рядом практик тюремных систем России и США, которые могли бы представлять взаимный интерес. Например, для США, возможно, могли бы представлять интерес:

- предоставление прогулок всем категориям осужденных и возможность прогулок под открытым небом;

- предоставление возможности матерям заключенных воспитывать детей в возрасте до 3 лет, родившихся во время содержания под стражей;

- обеспечение приватности отхожих мест;

- обеспечение общественного контроля за местами принудительного содержания на основе федерального закона.

Ряд полезных практик мы увидели в пенитенциарной системе США, например:

- порядок предоставления свидания с родственниками позволяет сделать так, что предоставление свидания не зависит от воли следователя;

- не зависит от следователя и процесса предоставления заключенному защитника в тех случаях, когда арестованный не имеет средств на оплату адвоката;

- предоставление заключенным дополнительной возможности принять душ и выдача воды со льдом при жаркой температуре.

Для обеих стран актуальны проблемы активизации применения институтов помилования и амнистии. Нам рассказывали о том, что последняя амнистия в США была при Президенте Картере. Важность общественного контроля за тюрьмой и полицией состоит в том, что он является важным условием эффективности их деятельности. Однако регулярный и качественный общественный контроль требует определенных расходов не только со стороны НПО, но и со стороны государства. Об этом уже говорилось на встрече во Владимире. Сегодня общий объем средств, выделяемых на общественный контроль всеми донорами, что по линии Общественной Палаты РФ или фондом Мак- Артуров, которым, кстати мы весьма благодарны, не в совокупности превышает 4 млн. долларов. Между тем для того, чтобы эта система работала с наивысшей эффективностью надо около 20 млн. дол.

Мне очень хочется надеяться, что работа комиссии приведет к конкретным практическим последствиям для народов и пенитенциарных систем наших стран, а не сведется к интересным и приятным, но не имеющим практического значения и бесполезным разговорам.

По моей просьбе участникам встречи раздали майские обращения правозащитников на обоих языках. Комментируя мое выступление, то ли в шутку, то ли в серьез сказал, что из моего вступления он узнал об американских тюрьмах много нового.

Американский правозащитник Дэвид Фатси отметил проблемы и трудности в осуществлении надзора за тюрьмами в США. Так как систематического надзора в США нет, то сложилась система, когда функции надзора выполняют федеральные суды. В прежние времена решения федеральных судов помогли изменить пенитенциарную систему в лучшую сторону. Но сейчас эти суды менее эффективны, как из-за позиции Верховного Суда США, так и в связи с законом 1996 года об особом порядке подачи жалобы заключенными, ограничивающим подачу жалоб заключенными на условия содержания. Тем не менее, в ряде случаев сохраняется возможность эффективной подачи исков.

Том, представляющий «Хьюман райт вотч», спросил г-жу Митчелл о содержании умственно не полноценных людей в одиночных камерах, а В.Ю. Суркова о том, почему не привлечены к ответственности виновные в смерти Магницкого С., и какие меры предпринимаются, чтобы исключить такие случаи. М.Митчелл ответила, что иногда из-за поведения псих больных приходится размещать таким образом, чтобы обеспечить безопасность их самих и окружающих.

В.Ю. Сурков заявил о том, что главный смысл дела Магнитского состоит в том, что он привлек внимание общественности к содержанию мест принудительного заключения, избыточности применения крайних мер пресечения в отношении обвиняемых. Именно после этого Президент РФ обратил внимание на необходимость снижения применения заключения под стражу. Внимание оказалось привлечено к проблеме, но само по себе это не значит, что в деле Магницкого был нарушен закон. Сурков отметил, что не очень хорошо информирован о данном деле, и судит о нем, как обычный гражданин, специально за этим делом он не следил. Вместе с тем в России велик уровень коррупции, в том числе в правоохранительных органах, поэтому не исключена ситуация, что и здесь человека взяли под стражу для оказания на него давления. Ситуация с Магницким шире проблемы нарушения в системе правоохранительных органов. Это проявление более глобальной и опасной системы – системы отношения в обществе, построенного на пренебрежении друг к другу, неуважения к достоинству человеку. Мария Каннабих обратила внимание на влияние дела Магницкого на принятие перечня заболеваний, препятствующих нахождению в СИЗО. Я сказал о влиянии дела Магницкого на снижение взятия под стражу по ст. 159 УК РФ, обратил внимание на то, что эти изменения не заработали в полной мере, предложил Суркову В.Ю. специально встретиться с правозащитниками по данному вопросу. Уже во время перерыва мы договорились с В. Сурковым о том, что он встретится по этому и другим вопросам с группой правозащитников в 20- х чистах июня.

Подкомиссия по борьбе с коррупцией началась с выступления представителя ведомства по борьбе с наркотиками Брук Дарби, которая рассказала о работе подкомиссии.

Заместитель министра юстиции США Мэри Браун рассказала об американском опыте борьбы с коррупцией. Она отметила, что должны быть механизмы, позволяющие заявить о взятках в Правительстве. Законы должны быть простыми и понятными. Законодательство по борьбе с коррупцией принято в США в 1977 году и проявило себя, как эффективный антикоррупционный инструмент.

Заместитель министра юстиции Юрий Сергеевич Любимов рассказал об изменениях в уголовном законодательстве: в качестве альтернативы огромным срокам наказания за взятки, введена система кратных штрафов за взятки, полученные в небольшом размере (т.н. коррупция учителей и врачей). Ю. Любимов сослался на сложное и запутанное законодательство, которое также порождает коррупцию. Минюст считает, что основное бремя выявления несоответствий в действующем законодательстве должно лечь на частных лиц, в связи с чем Минюст заключил договора с 3 ведущими правовыми порталами по работе, связанной с выявлением несоответствий между законами. Возможность участвовать в антикоррупционной экспертизе есть у любой общественной организации, достаточно зарегистрироваться на сайте Минюста. Таких организаций зарегистрировалось уже очень много, но работа в этом направлении идет пока что не очень хорошо. Ю. Любимов отметил, что там, где не помогает и не действует закон, там могут работать и влиять на ситуацию нормы нравственности. Он подчеркнул важность распространения этических стандартов, а также рассказал о том, что в России принят Национальный план противодействия коррупции. Выступление заместителя министра меня приятно удивило: впервые за долгие годы я увидел не просто юриста, а юристы высокопоставленного, который говорил о неразрывности права и морали, понимал, что законы, под которыми нет нравственного фундамента не работают или работают плохл.

Мэтью Мюрей говорил об американском опыте борьбе с коррупцией, роли в этой борьбе бизнес – сообщества. Необходимо имплементировать в законодательство США международные нормы и принципы по борьбе с коррупцией, - считает она.

Яна Яковлева рассказала о своем деле, когда она и ее партнер отказались в СИЗО из-за отказа платить следствию. Она считает, что одна из причин значительности тюремного населения России связана с количеством заключенных за экономические преступления.

Андрей Мартынов, член Общественной Палаты РФ, представитель НКО из Якутии говорил о том, что Совет по противодействию коррупции при Президенте расширен за счет 5 представителей НКО. Он рассказал об опыте их организации по проведению антикоррупционой экспертизы.

Подводя итог дискуссии о коррупции, Владислав Сурков сказал, что у России меньше запас прочности, чем у США, поэтому коррупция носит разнузнанный характер. Когда Президент сказал о том, что он ставит проблему коррупции, как проблему № 1, то его многие просили этого не делать, боясь, что из-за борьбы с коррупцией система окажется разбалансирована. Тем не менее президент Медведев, понимая, что проблема коррупции носит многовековой характер, пошел на этот смелый шаг. Борьба с коррупцией выявила много новых проблем. Например, появилось такое новое явление: у всех крупных чиновников почему – то очень деловые жены, которые очень много зарабатывают. Сурков сказал, что и он, кстати, здесь не исключение. Надо понять- то ли в России возрождается матриархат, то ли не все крупные чиновники добросовестны. Я не верю в победу над коррупцией путем репрессий, так как те, кто осуществляют репрессии, тоже будут подвержены коррупции. Коррупцию нельзя победить путем расстрела на стадионах, как это делается в Китае. Но у нас уже расстреливали и на стадионах, и без стадионов… Сурков негативно отозвался о подходе, когда репрессии рассматриваются в качестве единственного способа борьбы с коррупцией.

Встреча комиссии завершилась дружеским банкетом, в котором, кроме членов комиссии участвовали правозащитники, работники Хельсинской комиссии Конгресса, журналисты. МакФол сказал, что Белый Дом имеет 0 долларов на подобные мероприятия, поэтому на организацию банкета они попросили деньги у Гос департамента и призвал нас «агрессивно общаться» с гостями, рассказав им все, что мы думаем о встрече.

К сожалению, по итогам встречи так и осталось не понятным, получили ли одобрение участников встречи документы, предложенные правозащитниками о снижении численности заключенных и создании рабочей группы по эгидой комиссии, или нет.




Subscribe
promo an_babushkin ноябрь 20, 2018 04:27 3
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments