?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Друзья, жду Ваших дополнений и поправок


Проект

17 марта 2017 года

Решение ПК № 10 СПЧ

«О необходимости внесения изменений  в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений ФСИН России, принятых 16 декабря 2016 года  в целях недопущения нарушения ими прав человека».

Обсудив Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России № 295 от  16.12.16 (далее - Правила, ПВР), Постоянная Комиссия по содействию деятельности ОНК, пенитенциарной реформе и профилактике реформе приходит к следующим выводам:   

1) Важным шагом, направленным на обеспечение прав человека при исполнении уголовного наказания, являются нормы Правил внутреннего распорядка, согласно которым:
- личный обыск осужденного должен проводиться в корректной форме, исключающей причинение вреда здоровью осужденного, в пределах, необходимых для обнаружения запрещенных предметов и веществ (п. 7);
- уточнение ряда действовавших ранее норм, относящихся, например, к моменту, с которого при смене режима отбывания наказания отсчитывать следующее свидание или посылку;
- лицам, сдающим передачу, вручается копия их заявления о передаче;
- выдача скоропортящихся продуктов, поступивших в посылках осужденным,  которые содержатся в ШИЗО или ПКТ, после окончания пребывания в них производится под контролем медицинского работника;
- Правила содержат образец правильной заправки кровати, что снижает опасность злоупотреблений со стороны сотрудников под предлогом того, что кровать заправлена неправильно;
- специальный раздел Правил о реализации прав осужденных-инвалидов
- запрет на применение строевого шага при перемещении инвалидов;
- предусмотрено составление акта о каждом случае применения наручников к осужденным к пожизненному лишению свободы (ПЛС); 
- запрет цензуры ответа Общественной наблюдательной комиссии осужденному (п. 58);
- не предусмотрен личный досмотр прибывших на долгосрочное свидание в отличие от досмотра их одежды и вещей;
- конкретизировано право членов ОНК получать жалобы осужденных на личном приеме, регистрируя их в специальном журнале; определено место хранения такого журнала, как в рабочие, так и в выходные дни (пп. 34-35);
- при принятии от осужденного предложений, заявлений, ходатайств и жалоб установлена выдача ему расписка от имени администрации с указанием даты передачи обращения представителю ИУ (п. 58).

2) Анализ показывает, что ряд новых либо остающихся норм прежних Правил могут способствовать нарушению прав осужденных.
Среди них:

- не предусмотрено вручение осужденным копии акта об изъятых у них вещах (п. 6). Предложение: предусмотреть вручение осужденному копию такого акта;


- составление акта о телесных повреждениях поступившего в ИУ осужденного медицинским работником производится только по поручению начальника, на которого возлагается организация проверки их наличия (п. 8);
Предложение: предусмотреть ответственность медработника за составление акта о телесных повреждениях, а на начальника  учреждения возложить  обязанность организовать получение от осужденного объяснений и направление собранных материалов в органы прокуратуры.

- обязанность осужденных, изложенную в п. 16 следует записать таким образом, чтобы дача объяснения была правом, а не обязанностью осужденного, корреспондирующуюся со ст. 51 Конституции РФ;
- Предлагается записать данное положение в следующей редакции: являться по вызову администрации ИУ и давать объяснения по вопросам исполнения приговора; при этом  осужденный имеет право давать письменные объяснения по вмененному ему нарушению установленного порядка отбывания наказания, либо воспользоваться правом не свидетельствовать против себя (в случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу ).

- избыточен запрет на межкамерную связь (п.168): если в СИЗО такая норма обоснована, то непонятно, для чего она нужна в ИУ.
Предложение: исключить эту норму.

- не устранено противоречие между весом вещей, которые осужденные вправе иметь при себе по прибытии (такой вес установлен в 50 кг.), и установленным весом вещей в 36 кг., которые осужденные вправе иметь при себе внутри учреждения;
- введен  запрет на курение в камерах ШИЗО и ПКТ, а также курение во время прогулок лиц, водворенных в ШИЗО  (п. 156);

Предложение: данный запрет следует отменить, как не связанный с целью взыскания.

- не предусмотрено право осужденного на хранение  медицинских документов и индивидуальной  программы реабилитации инвалидов (ИПРАИ) в п. 18 приложения № 1;    
Предложение: ввести данную норму.

- отсутствует перечень сведений, выявляемых при цензуре, подлежащих изъятию из  письма или обращения осужденного, а также порядок действий цензора при выявлении такой информации (данная норма была в ПВР 1997 года, однако при принятии ПВР 2001 года включена в Правила не была);
Предложение: восстановить данную норму по аналогии с 103 –ФЗ «О содержании под стражей…».

- отсутствует (п.п. 77 и 79) указание на право защитника проносить телефон, фото, аудио, видеозаписывающие устройства, которое имелось в ПВР 2005 года;
Предложение: включить соответствующие дополнения в указанные пункты ПВР.

- не предусмотрен запрет на подчинение одних осужденных другим для обеспечения дисциплинарного режима, как это предусмотрено п. 62 Европейских пенитенциарных правил;
Предложение: внести норму о запрете наделения одних осужденных по отношению к другим осужденным полномочиями требовать исполнение их распоряжений, если за отказ от этого предусматривается дисциплинарное наказание подчиненных.

- отсутствует норма (п. 83) о праве защитника получать свидания с осужденными в период от подъема до отбоя, что создает опасность того, что такие свидания предоставляться не будут после окончания рабочего дня в 18.00;
Предложение: внести подобную норму в данной редакции.

- отсутствуют (п. 71) ранее имевшаяся норма о том, что при отказе в предоставлении свидания при отказе в нем на заявлении о свидания ставится письменная отметка о причинах такого отказа (см. п. 68 ПВР ИК от 2005 года); 
Предложение: восстановить данную норму.

- не предусмотрено получение психологической помощи со стороны лиц, имеющих право на ее оказание, но не являющихся сотрудниками ФСИН России;
Предложение: внести такое положение и дополнить его указанием на конфиденциальность психологической помощи лицами, имеющими право на ее оказание;

- вызывает сомнение обоснованность норм п. 17 о запрете осужденным находиться без разрешения администрации в общежитиях, в которых они не проживают (даже в пределах одного локального участка), отчуждать вещи в пользу других осужденных;
Предложение: отменить данный запрет или указать обстоятельства, при которых он осуществляется, поскольку данный запрет порождает больше злоупотреблений со стороны актива и администрации, чем предотвращает нарушений со стороны осужденных.

- вызывает сомнение обоснованность как явно избыточных норм п. 17 о запрете причинять вред своему здоровью, под которую может подпадать курение, употребление ряда пищевых продуктов (например, сахара);
Предложение: отменить данный запрет или указать обстоятельства, при которых он осуществляется, поскольку данный запрет порождает больше злоупотреблений, чем предотвращает нарушений со стороны осужденных.

- избыточность нормы (п. 35) об обязанности осужденного представиться, назвав не только свои ФИО, но и дату рождения, статьи осуждения, начало и конец срока, номер отряда; встать и построиться при входе представителей администрации ИУ не только в камеру, но и локальный участок;
Предлагается: отменить избыточные сведения при представлении осужденного, во всяком случае их не должно быть при представлении членам ОНК (п.18).
Изложить данную ному в следующей редакции «Осужденные обязаны здороваться при встрече с сотрудниками ИУ и другими лицами, посещающими ИУ, вставая, обращаясь к ним, используя слово "Вы" или имя и отчество.
При входе в служебное помещение (кабинеты) либо при обращении к администрации ИУ осужденные обязаны представиться, назвать свою фамилию, имя, отчество, номер своего отряда (камеры).
При входе сотрудников администрации ИУ  в общежитие осужденные обязаны по их команде встать и построиться в указанном месте.

- правовая неопределенность нормы о праве инвалида приобретать средства реабилитации (п.195) в соотношении с обязанностью администрации обеспечивать их этими средствами;
Предложение: предусмотреть, что самостоятельное приобретение инвалидом средств реабилитации не освобождает администрацию учреждения от обязанности в приобретении или содействии в приобретении средств реабилитации инвалидов.  
При этом в Приложении № 1 необходимо указать, что ограничения, установленные Перечнем, не распространяются на средства реабилитации инвалидов, а также на лиц со стойким расстройством здоровья.

- в разделе Правил, относящимся к положению инвалидов, не урегулирован статус лиц, оказывающих помощь инвалидам 1-й группы, нуждающихся в постороннем уходе;
Предложение: дополнить данным положением указанный раздел ПВР ИУ.

- избыточный характер носит обязанность осужденных давать обязательно письменные объяснения по допущенным ими нарушениям Правил;
Предложение: предусмотреть, что это должно быть не обязанностью осужденного, а правом выбора, в каком виде он представляет объяснения или отказывается их давать.


- не предусмотрена запись на видеорегистратор отказа осужденного поставить свою подпись под документами, которые объявляются под роспись;
Предложение: предусмотреть обязательный характер изготовления и хранения такой видеозаписи;


- в ПВР ИУ отсутствует (по сравнению с ПВР СИЗО) положение об участии осужденных в оформлении документации, относящейся к семейных отношениях и гражданско-правовых сделкам, в частности путем заверении доверенности начальником учреждения;
Предложение: предусмотреть подобные нормы в ПВР ИУ.

- избыточен запрет на вынос продуктов из столовой, поскольку осужденным разрешен прием пищи в комнатах приема пищи в отрядах хотя бы один раз в неделю;
Предложение: отменить данный запрет вообще либо разрешить вынос из столовой индивидуальных порций не скоропортящихся продуктов (в т.ч. хлеб).

- неправомерен запрет длительных свиданий осужденных, находящихся в ЛПУ, т.к.  это ограничение  не вытекает ни из требований режима отбытия наказания, ни целей лечения;
Предложение: отменить норму в целом, сохранив такой запрет только для лиц, заболевание которых находится в острой стадии;

- необходимо изменить норму об определенных размерах прически и бороды на право их ношения обязанность осужденного содержать их в аккуратном состоянии, которое должно определяться по медицинским показателям, а не по оценкам сотрудников учреждения.
Предложение: заменить эту норму как минимум прежней формулировкой Правил.

- избыточно велик 3-хдневный срок на вручение осужденному ответа, поступившего на его обращение к членам ОНК;
Предложение: изменить данное положение на обязанность администрации передавать поступающую в адрес осужденных корреспонденцию от ОНК не позже следующего рабочего дня после его поступления в учреждение.


- в норме п. 58 , относящейся к проверке содержания писем осужденных перепутаны друг с другом  цензура и контроль почтовых отправлений, который  может  применяться только в рамках закона об оперативно-розыскной деятельности;
Предложение: переформулировать данную норму положением о цензуре писем осужденным и от них только по результатам оперативно-розыскной деятельности, а не исходя из общих соображений о приговоре осужденного или иных данных о его личности, при этом для связи с органами прокуратуры, Уполномоченным по правам человека, Европейским судом по правам человека и вышестоящими органами ФСИН разрешить только контроль почтовых отправлений (их регистрация).

- не оправданы ограничение на чтение книг в ШИЗО за рамками личного времени (п. 153),  а также отсутствие в перечне разрешенных предметов (пп. 152 и 157) юридической литературы,  что ограничивает возможности осужденных в ШИЗО и ПКТ обжаловать наложение взыскания в кратчайшие сроки.
Предложение: отменить первое положение и добавить в п.п. 152, 157 слова “юридическую литературу без ограничения по количеству”.

- неоправдан запрет на то, что при  проживании лицо, отбывающее наказание в колонии–поселении, за пределами колонии-поселении, не вправе пользоваться средствами мобильной связи;
Предложение: отменить данное положение, как избыточную, не направленную на достижение целей наказание.

- внести изменения в запрет на получение остроконечных предметов (п. 14 Перечня запрещенных предметов), к числу которых относятся и т.ч. карандаши, ручки и иные предметы, которые неизбежно попадают в руки осужденных;
Предложение: изменить данное положение, предусмотрев особый порядок хранения канцелярским принадлежностей и предметов личной гигиены.

- избыточна и трудновыполнима обязанность осужденного вести опись личных вещей, хранящихся в отряде;
Предложение: изменить данное положение, предусмотрев это как право осужденного.

- в Правилах не определен порядок выдачи работающим осужденным спецодежды.          
Предложение: внести положение об этом, указав при этом на требования правил безопасности соответствующих производств и иные требования по охране труда.

Правила не обеспечивают информирование осужденного об учетном номере переданного им обращения.
Предлагается дополнить слова п. 36 Правил о том, что «предложения, заявления, ходатайства и жалобы, принятые в устной или письменной форме и поступившие во время приема по личным вопросам, регистрируются в журнале приема осужденных по личным вопросам» словами о том, что «Осужденному сообщается входящий номер регистрации в журнале приема по личным вопросам».

Правила содержат не обоснованные ограничения на свободу передвижения осужденных в их личное время, не учитывают, что в локальных участках, как правило, не имеется не только условий для занятий спортом, но нет даже мест для сидения на скамейках.
Предлагается изложить п. 46 Правил в следующей редакции  «В личное время осужденные могут передвигаться вне строя в пределах жилой зоны, беспрепятственно посещать спортивные комплексы, МСЧ, библиотеку, магазин, Клуб, школу, дежурную часть спецотдел, а по остальной части территории - только в сопровождении администрации ИУ. В период от отбоя до подъема нахождение осужденных за пределами жилого помещения без разрешения администрации ИУ не допускается».

Правила не защищают  права осужденных на добросовестное использование  средств, находящихся на их лицевых счетах.
Предлагается: изложить п. 60  Правил в следующей редакции «Для отправления перевода близким родственникам и иным лицам осужденный заполняет бланк установленной формы и заявление на имя начальника ИУ с просьбой перевести конкретную сумму из средств, имеющихся на его лицевом счету. Перевод по заявлению должен быть осуществлен в течение двух рабочих дней. Не допускается  воспрепятствование и ограничение в распоряжении личными средствами, имеющимися на лицевом счету осужденного со стороны администрации ИУ».

Правила не обеспечивают ознакомления осужденных с значимой для них информацией об отправке их жалоб и обращений.
Предлагается:  дополнить положение п. 66 о том, что «регистрация предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, изложенная письменно и адресованных администрации ИУ, осуществляется службой делопроизводства ИУ в течении 3 дней с момента их подачи» словами «Осужденный получает входящий номер регистрации предложения, заявления, ходатайства или жалобы в течении 5-ти дней со момента их подачи».
Правила не предусматривают достаточных механизмов по обеспечению сохранности полученной осужденным передачи.  Между тем, жалобы на  пропажу части поступивших в передаче вложений  носит достаточно распространенный характер.
Предлагается  изложить  п. 96 Правил в следующей редакции «Лицо, доставившее в ИУ передачу, заполняет и подписывает заявление. В заявлении в обязательном порядке делается собственноручная запись передающего лица о том, что в передаче не содержится запрещенных предметов и передача комплектовалась лично либо в его присутствии. Заявление, содержимое передачи, а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность лица, доставившего передачу, передаются администрации  УИ.
Содержание передачи досматривается сотрудниками ИУ в зоне видимости лица, доставившего передачу. После досмотра передача складывается в один пакет, сумку или иной контейнер  и опечатывается сотрудником УИ.
По требованию лица, доставившего передачу, ему выдается на руки копия заявления.
Осужденные получает передачу в опечатанном контейнере с получением на руки  описи от  передавшего лица».

Правила не предусматривают создания достаточных механизмов для  получения больными осужденными, необходимых для них продуктов питания, одежды, витаминов и иных предметов. Получение  указанных вещей необоснованно ставится в зависимость от  доброй воли и компетентности медицинских работников.
Предлагается изложить  п. 104 в следующей редакции «Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемые осужденными в соответствии с медицинскими заключениями, не включаются в количество посылок, передач, бандеролей, установленное статьями 121, 123, 125 и 131 Уголовно исполнительного кодекса Российской Федерации. Лекарственные средства и предметы медицинского назначения направляются в медицинские подразделения УИС для последующего применения при лечении соответствующего осужденного.
Больные осужденные, осужденное, являющиеся инвалидами первой и второй группы могут получать дополнительные посылки и передачи  без ограничения с учетом запретов, установленных медицинскими работниками», а  положение о том,  что «Больные осужденные, осужденное, являющиеся инвалидами первой и второй группы могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемом в соответствии с заключением врачебной комиссии или лечащего врача медицинского подразделения УИС» исключить.

Правила  не обеспечивают право осужденных,  являющихся пациентами медсанчастей, реализовать свое  право, предусмотренное ст. 22 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», на  получение информации о состоянии своего здоровья.
Предлагается:  ввести п. 131.1, предусматривающий, что  «Осужденные по их устному или письменного требованию, или по требованию их представителя получают необходимые медицинские документы - Выписные эпикризы, результаты обследований и осмотров специалистов, заключение консилиумов и врачебных комиссий, индивидуальные программы реабилитации инвалидов, выписки из амбулаторных карт и историй болезни в течении 10 дней со дня устного или письменного обращения лично или его представителя».

Правила не устанавливают для лиц, нуждающихся  в более тщательной охране здоровья, дополнительных гарантий в том числе в виде запрета на их помещение в запираемые помещения, так как  нахождение  в таких помещениях  всегда неблагоприятно влияет на  состояние здоровья осужденного.
Предлагается  ввести в Правила дополнительный  пункт 152.1, в соответствие с  которым «    Запрещается помещать в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ инвалидов 1 и 2 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей до 3-х лет».

Правила не учитывают медицинских, психологических, нравственных последствий  нахождения человека  в малометражном запираемом помещении,  норма  площади в  котором меньше,  чем в камере Следственного изолятора в 2 раза.
Предлагается дополнить  Правила  нормой о том, что  «запрещается содержание в ШИЗО  свыше 15 суток без выводы осужденного  в отряд;  общий  срок  нахождения осужденного  в ШИЗО не  может быть больше 15 суток в месяц и 60 суток в течение  года».

Правила не предусматривают достаточных мер по охране здоровья и созданию безбарьерной среды для осужденных из числа инвалидов.
Предлагается изложить  п. 162 Правил в следующей редакции: «Администрация ИУ размещает осужденных-инвалидов первой и второй групп в отрядах для проживания осужденных, расположенных на первых этажах зданий,  специально оборудованных пандусами, поручными, с  круглосуточным обеспечением горячей и холодной водой, с обеспечением инвалидов только одноярусными спальными местами, при необходимости - специальными  ортопедическими кроватями с подъемниками. Оказывает содействие в проведении реабилитационных мероприятий для инвалидов, предусматривает возможность использования технических средств реабилитации. Администрация приобретает индивидуальные средства передвижения для инвалидов первой группы. Обеспечивает доступ лицам с ограниченными возможностями в места общего пребывания осужденных в установленное распорядком дня время

Некоторые ограничения, установленные для осужденных, находящихся в запираемых помещениях являются избыточными и  нарушают их права.
В связи с этим  предлагается  норму п. 168 Правил о  том, что осужденным, содержащимся в ШИЗО, ПКТ, ЕПТКТ, одиночных камерах запрещается вести переговоры, осуществлять передачу каких либо предметов, лицам, содержащимся в других камерах, или иных помещениях  ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камер, перестукиваться и перекрикиваться с ними исключить.


3) Не все нормы Правил написаны в соответствие с правилами русского языка. Так:
п. 9 предусматривает, что осужденные в карантинном отделении знакомятся под роспись не с основаниями применения спец средств и физической силы, а некими «случаями применения физической силы, специальных средств и оружия».


4) Ряд норм вторгается в иные сферы законодательства, не имеющие отношения к полномочиям  Минюста и ФСИН России:

- п. 95 Правил устанавливает вес бандеролей в 5 кг., однако Правила почтовой связи предусматривают максимальный вес бандероли в 2, 5 кг.



Комиссия считает необходимым:
1.   Обратить внимание Министра Юстиции России А.В. Коновалова на необходимость широкого обсуждения  проектов документов такого значения, как Правила внутреннего порядка ИУ,  с институтами гражданского общества;
2.   Внесение изменений в принятые 16 декабря 2016 года Правила с учетом вышеизложенной критики в целях учета судебной практики и выводов Общественных наблюдательны комиссий;
3. Мониторинг соблюдения прав человека в ИУ в связи с положительными и отрицательными положениями рассматриваемых Правил со стороны ОНК и общественных Советов территориальных органов ФСИН.


Исп. Бабушкин, Гефтер, Приходкина, Раднаева


 

Recent Posts from This Journal

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
777099
Mar. 5th, 2017 03:10 am (UTC)
Предлагаю СПЧ обратить внимание на другую сторону "медали" - на пострадавших от рук негодяев.
КАК живётся всем этим униженным, оскорблённым, обворованным, ограбленным, избитым, искалеченным, убитым и их родственникам?
Не нуждаются ли они в государственной поддержке?
Как и в полной ли мере преступники выполняют постановление судов о выплате компенсаций потерпевшим?
И т.д.???
pyracetam
Mar. 5th, 2017 02:31 pm (UTC)

По сообщению родственников, прибывших на длительное свидание к осужденным в ИУ, при досмотре личных вещей изымаются лекарства, которые они постоянно принимают по медицинским показаниям, тем самым прерывая курс лечения и способствует к обострению хронических заболеваний, требуют от родственников заключение из лечебного учреждения о необходтсти постоянного приема ими лекарств, тем самым нарушая закон о врачебной тайне.
Секретарь ОНК Кировской области Сергей Федорович Медведев

Ольга Адаменко
Mar. 5th, 2017 05:10 pm (UTC)
ПВР исправительных учреждений: плюсы и минусы
Спвсибо,
+ обязательное медицинское страхование осужденных, получение полиса.
+ не помещать в ШИЗО больных сахарным диабетом.
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars