?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Москва, 20 июня  2016 года

РЕКОМЕНДАЦИИ
Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
по итогам выполнения рекомендаций Совета, направленных на обеспечение прав человека в учреждениях УИС.

В 2012-2016 годах Совет неоднократно рассматривал вопросы,  связанные с соблюдением  прав человека в учреждениях уголовно - исполнительной системы.
Рекомендации Совета были направлены на повышение эффективности уголовно- исполнительной системы, наилучшее достижение целей уголовного наказания, минимизацию конфликтов при исполнении наказания в виде лишения свободы,  защиту прав  всех категорий лиц, вовлеченных  в исполнение уголовного наказания, соответствие, соответствие деятельности российской пенитенциарной системы ожиданиям российского гражданского общества.  
Анализ выполнения указанных рекомендаций  приводит к следующим выводам, а также позволяет дополнительно дать следующие рекомендации.

Рекомендации в адрес федерального законодателя.
1.                  Совет рекомендовал Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации и Правительству Российской Федерации рассмотреть в порядке законодательного предложения разработанный при поддержке Совета и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации проект Федерального закона «О совершенствовании порядка применения взысканий к находящимся в местах принудительного содержания подозреваемым, обвиняемым, осужденным», в котором содержатся положения об участии членов ОНК в данной процедуре. Однако данное  предложение Правительством Российской Федерации рассмотрено не было.
2.                  Привести Уголовно-исполнительный Кодекс РФ в соответствие с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р, предусмотрев  включение социальной и  психологической работы в перечень основных средств исправления осужденных позитивно скажется на процессе реинтеграции в общество лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, адаптации их к жизни на свободе, положительно повлияет на состояние рецидивной преступности в стране(специальное заседание «Средства исправления осуждённых в контексте соблюдения их прав» 16 июля 2014 г.)


3.                  Дополнить ст. 117 УИК РФ нормой о том, что срок нахождения в штрафном изоляторе не может превышать 60 суток в год; такую норму содержала ч. 10 ст. 54 ИТК РСФСР (доклад об итогах общественного расследования обстоятельств акции протеста осужденных в ИК-6 ГУ ФСИН России по Челябинской области, январь 2013 года). Данная рекомендация не выполнена.
4.                  Ввести в УК РФ норму об уголовной ответственности должностных лиц за преследование граждан, сообщивших о совершенном преступлении. (доклад об итогах общественного расследования обстоятельств акции протеста осужденных в ИК-6 ГУ ФСИН России по Челябинской области, январь 2013 года). Данная рекомендация не выполнена.
5.                  Пересмотреть ст. 33 103-ФЗ «О содержании под стражей», уменьшив количество категорий подозреваемых и обвиняемых, которые должны содержаться раздельно, сведя их к следующим категориям:
- несовершеннолетние;
- женщины;
- лица, осужденные к ПЛС;
- обвиняемые в насильственных преступлениях, сохранившие склонность к насилию;
- некурящие (по их заявлению);
- лица, написавшие заявление об обеспечении их безопасности.

6.      Внести изменение в УПК РФ, изменив порядок ареста, предоставив право ходатайства  об аресте исключительно прокурору, а не следователю или дознавателю,  как это имеет место в настоящее время. 
7.               Внести изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ  "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части возможности размещения государственных и муниципальных заказов в Центрах трудовой адаптации осужденных исправительных учреждений и мастерских Следственных изоляторов на внеконкурсной основе под контролем специализированого подразделения Федеральной антимонопольной службы.
8.             Внести изменения в Уголовный Кодекс Российской Федерации, дополнив его статьёй  79-1, в соответствие с которой осуждённым, которые добросовестно исполняют трудовые обязанности и не являются злостными нарушителями порядка отбывания наказания, каждые два дня срока лишения свободы засчитываются за три (в 2013 году такая  законодательная инициатива была выдвинута в 2013 году членом Совета Федерации К.В. Сурковым, однако в связи с отсутствием отзывов Правительства РФ и Верховного Суда РФ возвращена обратно субъекту законодательной инициативы).
9.               Предусмотреть, что Правительство Российской Федерации ежегодно определяет минимальный объем государственных заказов, подлежащих размещению в учреждениях уголовно–исполнительной системы России.
10.           Внести изменение в п. «г» ч. 2 ст. 78 УИК РФ, предусмотрев, что положительно характеризующиеся осужденные за совершение особо тяжких преступлений могут быть переведены в колонии – поселения по отбытию не 2/3, как это имеет место в настоящее время, а ½ части наказания.
11.           Распространить трудовое законодательство Российской Федерации на трудящихся, отбывающих наказание в виде лишения свободы, с особенностями правового регулирования, учитывающего цели наказания, изложив их в отдельной главе Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ.
12.           Дополнить УИК РФ нормой о заключении трудовых договоров с осужденными, работающими  на производстве либо на бюджетных ставках.
13.           Внести изменения в ч. 3 ст. 107 УИК РФ, предусмотрев, что на лицевой счёт трудоустроенного на оплачиваемых работах осуждённого после всех предусмотренных требованиями действующего законодательства вычетов зачисляется не менее 40% от заработанных им денежных средств.
14.           Внести изменение в ст. 313, 314 УК РФ в части отнесения уклонения осужденного от отбытия им наказания в колонии–поселении к числу административных правонарушений, предусмотрев ответственность за данное правонарушение в виде административного ареста на срок до 2 мес., отбываемого в помещении камерного типа, срок которого не включается в срок лишения свободы.
15.  Предусмотреть:
-  административную ответственность работодателя за уклонение от трудоустройства вышеназванных лиц при наличии вакансий;
- в части 3 статьи 104 УИК предусмотреть учет суммарного рабочего времени не только по итогам  года, но и по итогам более коротких периодов времени, если осужденные освобождаются до истечения года либо прекратили работать до истечения года;
- в части статьи 104 УИК  предусмотреть, что исключение времени уклонения осужденного от осуществления трудовой деятельности изводится не только на основании решения администрации,  но и по согласованию с членами ОНК и Инспекцией труда. 
16. Включить в Трудовой кодекс России статью следующего содержания: «На работников, отбывающих наказание в виде лишения свободы, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами»;
17. Включить в раздел ХII Трудового кодекса дополнительную главу, посвященную труду осужденных, в которой четко будет сказано, какие нормы и гарантии ТК на них не распространяются. В главе 14 Уголовно-исполнительного кодекса об этих ограничениях чётко не сказано.
18. Принять изменения в Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации», предусматривающий квотирование рабочих мест для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Рекомендации в адрес Верховного Суда Российской Федерации.
1)                 Продолжить работу по приведению практики условно – досрочного освобождения осуждённых в зависимость от достижения в отношении осужденных целей наказания; рассмотреть вопрос о расширении практики применения статьи 80 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей замену наказания более мягким, с тем, чтобы возможность такой замены имел любой осужденный, в отношении которого цели наказания были достигнуты (специальное заседание «Средства исправления осуждённых в контексте соблюдения их прав» 16 июля 2014 г.). Данные рекомендации выполнены в крайне незначительной мере. 
2)                  Верховному Суду России при  направлении в колонии- поселения трудоспособных лиц, выявлять готовы ли данные осужденные трудиться,  прилагая к документам, направляемым в СИЗО, соответствующую выписку  из протокола судебного заседания (рекомендация председателя  ПК-10 по итогам посещения КП №2 УФСИН России по Тамбовской области 31 июля 2015 года).


Рекомендации в адрес Правительства Российской Федерации.
1. Совет рекомендовал обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением внести дополнения в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» перечень приоритетных направлений поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, видов деятельности, которые относятся к содействию защите прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания, а также к осуществлению общественного контроля над их соблюдением.
Однако данная рекомендация не выполнена.
2. Совет рекомендовал Правительству Российской Федерации обеспечить деятельность межведомственной рабочей «площадки» для разрешения проблем пенитенциарной медицины с участием представителей общественности, в целях:
- обеспечения финансирования пенитенциарной медицины по нормативам, не ниже установленных профильной Программой государственных гарантий с начала 2012 г., в т.ч. путем модернизации пенитенциарной медицины в рамках государственной Программы «Развитие здравоохранения в Российской Федерации»;
- системной интеграции пенитенциарной медицины в общественное здравоохранение. Данная рекомендация выполнена частично путем издания постановления Правительства  РФ № 1466  о взаимодействии  учреждений  УИС  с территориальными медицинскими организациями;
- принятия неотложных мер по обеспечению медицинского обследования и оперативного лечения лиц, находящихся в местах принудительного содержания, в учреждениях общественного здравоохранения – при наличии опасности для жизни и здоровья таких лиц в учреждениях пенитенциарной медицины согласно заключениям независимых медицинских специалистов; данная рекомендация выполнена частично, в частности достигнуто существенное снижение смертности от заболеваний в учреждениях  УИС;
- обеспечения реальных гарантий невмешательства сотрудников органов государственной власти различной ведомственной подчиненности, отвечающих за содержание под стражей, проведение следственных и оперативных мероприятий в деятельность медицинских работников пенитенциарных учреждений и органов внутренних дел.
Однако в целом данная рекомендация выполнена не в достаточной степени.
3. Выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", направленных на внеконкурсное размещение государственных и муниципальных заказов в Центрах трудовой адаптации исправительных учреждений в дополнение к размещаемым там  в настоящее время заказов по внутрисистемным поставкам (специальное заседание «Средства исправления осуждённых в контексте соблюдения их прав» 16 июля 2014 г.).  Данная рекомендация не выполнена,  что создает неустранимые препятствия для размещения заказов на производственных объектах УИС и  обеспечением  работой осужденных. 
4. Рассмотреть вопрос о введении поощрения субъектов экономической деятельности, которые будут из числа осужденных подбирать и обучать будущих специалистов для работы на своих предприятиях, принимать участие в их судьбе, трудоустраивать освобожденных (специальное заседание «Средства исправления осуждённых в контексте соблюдения их прав» 16 июля 2014 г.).  Сведений о выполнении данной рекомендации не имеется.
5. Включить медицинские учреждения  ФСИН России в программу государственных гарантий по зубопротезированию и другим востребованным видам медицинской помощи.
6.  Запретить начальникам СИЗО принимать лиц, помещенных под стражу, при отсутствии 4 м. кв. на  одного заключенного, если заключенные под стражу привлечены к ответственности за ненасильственные преступления, не являющиеся особо тяжкими, либо не совершили преступления при особо опасном рецидиве.     
7. Правительству Российской Федерации пересмотреть постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений… , оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» в части повышения окладов по категориям разрядов для швейного производства (всю лёгкую промышленность она относит к 1 категории, где базовая ставка ниже МРОТ и составляла в 2014 году  2630 руб.).

Рекомендации в адрес органов власти субъектов Российской Федерации
по примеру  Республики Мордовия, Чеченской Республики, Забайкальского края, Еврейской автономной области,  Мурманской,  Ленинградской, Тоской, Костромской областей, принять законодательные акты о снижении ставки налога на прибыль организациям, предоставляющим рабочие места осужденным к исправительным  работам.  

Рекомендации в адрес Министерства образования и науки РФ.
1.                  Восстановить нормальные условия работы ФГОУ ВПО «Современная гуманитарная академия», как ведущего  образовательного учреждения, обеспечивающего обучение осужденных гуманитарным профессиям, а также определить технический вуз, который бы взял на себя обучение осужденных, желающих получить высшее образование, по техническим специальностям (специальное заседание «Средства исправления осуждённых в контексте соблюдения их прав» 16 июля 2014 г.). Данная рекомендация выполнена не была, что повлекло существенное  нарушение  прав осужденных, получающих или желающих получить высшее образование  во время отбытия наказания. Хотя Арбитражный суд в феврале 2016 года и отказал в аннулировании  лицензии у СГА, однако никакой заслуги Минобранауки в этом нет. На сайте Минобрнауки не обнаружено информации об ответственности руководителей министерства, виновных в неправомерном преследовании СГА – ведущего вуза по получению осужденными высшего образования в дистанционной форме.  

Рекомендации Министерству юстиции России:
1)                 Ввести аккредитацию общественных объединений и некоммерческих организаций, участвующих в воспитательной, психологической и социальной работе с осужденными с целью создания условий для работы этих  организаций в исправительных учреждениях(специальное заседание «Средства исправления осуждённых в контексте соблюдения их прав» 16 июля 2014 г.). Настоящая рекомендация не выполнена.
2)                 Создать учреждения для отбытия наказания в субъектах Северо-Кавказского федерального округа; минимизировать практику направления осужденных, выходцев из данного округа, в регионы, удаленные от Северо-Кавказского федерального округа.  (специальное заседание Совета в Чеченской Республике, 8-9 июля 2013 г специальное заседание «Средства исправления осуждённых в контексте соблюдения их прав» 16 июля 2014 г.).  Настоящая рекомендация не выполнена.
3)                 Изучить вопрос о разработке Программы развития производственного сектора уголовно-исполнительной системы и содействия трудовой занятости осужденных
4)                 Совместно с ФСИН России дополнить приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. N 80 "Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы" положением о том, что осужденные должны получать профессии, востребованные на рынке труда и непосредственно на производстве исправительных учреждений.

Минтруду России
1)   Совместно со ФСИН России в установленном порядке разработать методику расчетов норм выработки, которые позволили бы обеспечить оплату труда работающих осужденных в размере не менее 60% от оплаты труда работников за аналогичную работу на подобных производствах вне УИС
2)   Совместно с ФМС России подготовить предложения по законодательному регламентированию трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства, осужденных к исправительным работам.
3)   Поручить Роструду создать банк данных рабочих мест, на которые могут быть трудоустроены лица, осужденные к исправительным работам.

Минрегиону России:
изучить вопрос об оптимизации взаимодействия  органов местного самоуправления и субъектов бизнеса с учреждениями УИС, расположенных на их территории, по вопросам  размещения заказов на производстве учреждений, привлечения к труду осужденных,  трудоустройства лиц, освобождённых из мест лишения свободы.

Рекомендовать Минздраву России
1.                  Обеспечить прием  на лечение лиц, страдающих психическими заболеваниями, содержащимися в  СИЗО,  которым назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре 





 

Recent Posts from This Journal

  • ЯБЛОКО не сдается!

    Дорогие друзья! «Яблоко» в Москве ведет избирательную кампанию в четырех округах. Наши кандидаты на выборах депутатов Московской городской Думы 8…

  • Членов ОНК ждут психушки

    В Минздраве состоялась встреча, посвященная приказам Минздрава о посещении психбольниц членами ОНК. Приказов всего два: для психбольных, находящихся…

  • На приеме в ГУВД с А.Ю. Половинкой.

    Сегодня, как заместитель Общественного Совета при ГУ МВД по г. Москве я присутствовал на приеме заместителя начальникам полиции г. Москвы Александра…

promo an_babushkin november 20, 04:27 2
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars