общественных организаций
26.04.2016
Музей – Общественный Центр А.Д. Сахарова
Московский дом
общественных организаций
16.06.2016
Рекомендации круглого стола
«Общественное обсуждение возможности приватизации скорой помощи и ограничения количества вызовов скорой помощи на одного пациента».
Участники круглого стола «Общественное обсуждение возможности приватизации скорой помощи и ограничения количества вызовов скорой помощи на одного больного» обсудив подготовку Минздравом РФ поправок и изменений в законодательство которые должны быть подготовлены до 20 июня 2016 года, пришли к следующим выводам.
В марте 2016 года были опубликованы результаты опроса населения о качестве работы службы скорой помощи. Исследование показало, что даже при нынешней системе организации работы скрой помощи далеко не во всех случаях бригады успевают приехать к пациенту в срок. О том, что «скорая» приезжает в положенный срок, заявила лишь треть (32,9%) опрошенных граждан, еще столько же сообщили, что помощь приходится ждать более 20 минут, более одного часа — 13%, более двух часов — 3,7%, а 1,2% опрошенных сообщили, что медики по их вызову не приехали вообще.
По мнению экспертов, в регионах с плохими автодорогами нормативы выезда на место вызова выдержать нереально, а в крупных городах затруднен проезд в связи с транспортными заторами. По мнению некоторых экспертов в последнем случае необходимо ужесточать наказания за непропуск машины скорой помощи с включенным спецсигналом.
В соответствии с Поручением 514 п. 1 Президента РФ от 23 марта 2016 Министру здравоохранения РФ Скворцовой В.И. совместно с органами исполнительной власти Республики Марий Эл, Чувашской Республики, Пермского края, Архангельской, Вологодской и Кировской областей
до 01 июня 2016 года провести анализ результатов реализации проектов по передаче негосударственным организациям на договорной основе функций по предоставлению транспортных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи, при этом:
а) указать классы используемых автомобилей скорой медицинской помощи, условия, в которых они эксплуатируются (на селе или в городе), и сроки их эксплуатации;
б) уточнить рентабельность транспортных услуг, а также механизм формирования тарифов на их оказание, в том числе влияние стоимости содержания, ремонта, технического обслуживания автомобилей и площади обслуживаемой территории на величину тарифов;
в) определить возможность и условия продолжения соответствующих проектов по истечении срока их реализации.
Как следует из текста поручения, сейчас частные автомашины «скорой помощи» работают в Республике Марий Эл, Республике Чувашия, Пермском крае, а также в Архангельской, Вологодской и Кировской областях.
Эксперимент по передаче государственных «Скорых» частным компаниям начался в трех российских регионах ещё в 2012 году. В 2013 году в таком эксперименте участвовали уже 18 регионов. Как утверждали инициаторы эксперимента, стоимость услуг для граждан должна была остаться на том же уровне, однако бюджет будет тратить на оказание таких услуг меньше.
В ноябре 2015 года Минфин России предложил ограничить число бесплатных вызовов «Скорой помощи» для экономии бюджетных средств. По мнению Минфина, полностью бесплатным обслуживание «скорой помощью» должно остаться только для инвалидов, детей и пенсионеров, остальные категории населения смогут вызвать «Скорую» за счет бюджета только 4 раза в год. Кроме того, было предложено штрафовать пациентов за ложные вызовы.
Планируемая реформа скорой помощи предполагает также значительное расширение полномочий регионов: медицинские бригады должны будут комплектоваться в зависимости от возможностей финансирования и особенностей местности, предлагается снять обязанность региона закупать излишнее оборудование при недостатке финансирования в субъекте.
Если ранее порядок допускал три варианта комплектации наряда скорой помощи: с обычным водителем, санитаром-водителем и фельдшером-водителем, то в ходе реформы остается одна должность — водитель автомобиля, который должен «подчиняться врачу или фельдшеру выездной бригады скорой медицинской помощи и выполнять его распоряжения, а также знать топографию населенного пункта, в котором расположена станция скорой медицинской помощи, и местоположение медицинских организаций».
В качестве положительного момента следует отметить, что с 1 июля 2016 года наряд скорой помощи должна будет прибыть на экстренный вызов будет обязана приезжать за 20 минут. Сейчас эта норма носит рекомендательный характер. Приказ Минздрава России вступает в силу 1 июля 2016 года.
Передача скорой помощи в частные руки создает следующие опасности:
1) Задержка с оплатой работы скорой помощи, работающей под эгидой коммерческой организации, повлечет не предоставление услуг скорой помощи;
2) В случае аутсорсинга смена поставщика услуг приведет к парализации службы скорой помощи;
3) Будет разрушен коллектив бригады скорой помощи, из которого будет исключен водитель;
4) Усилится отток врачей из службы скорой помощи;
5) Снизится мотивация персонала скорой помощи;
6) Возникнут трудности в предъявлении претензий за некачественное оказание услуг скорой помощи, в том числе в связи с возможностью разорения и ликвидации коммерческой организации;
7) Экономии средств реализация данного проекта не повлечет.
Специалисты, оценивая эксперимент, отмечают, что:
- при существующих проблемах финансового наполнения системы ОМС заключение многомиллиардных контрактов на аутсорсинг транспортных средств (стоимость аутсорсинга 21000 ед. АСМП (в год), исходя из тарифа 550 руб./машино-час, предоставленных АНО “АИСС”, - 101 178 000 000,00 руб.) еще более ухудшит финансирование медицины;
- не дана оценка рискам, связанным с передачей социально значимой функции, связанной с обеспечением национальной безопасность страны, юридическому лицу с уставным капиталом 10000,00 руб. (общая сумма действующих государственных контрактов, подписанных данной структурой по состоянию на июнь 2016 года (за 2,5 года деятельности) – 2,61 млрд. руб., население “экспериментальных” регионов – около 5 млн. человек).
При привлечении водителя скорой помощи на началах аутсерсинге водитель выпадает из коллектива наряда скорой помощи, не получает санитарской доплаты, водитель перестает подчинятся врачу, что снижает эффективность работы наряда.
Согласно Поручения-154 п. 2 Президента РФ от 23.03.2016 Министру Здравоохранения Скворцовой В.И. совместно с Министром Экономразвития РФ Улюкаевым А.В. поручено:
- до 10 июня 2016 года а) провести анализ бизнес-моделей аналогичных проектов по передаче функций по предоставлению транспортных и иных услуг при оказании скорой и неотложной медицинской помощи, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сотрудничестве с негосударственными организациями.
- до 20 июня 2016 года б) рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере организации оказания скорой и неотложной медицинской помощи, включая установление мер ответственности за нарушение требований, предъявляемых к оказанию такой помощи, а также к автомобилям скорой медицинской помощи, в случаях передачи функций по предоставлению транспортных услуг негосударственным организациям.
При этом 07 апреля 2016 года Совет при Президенте РФ по правам человека направил министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой письмо с предложением изменить систему оплаты скорой помощи, так как сейчас выезд скорой и работа медиков не оплачиваются в случае, когда оказание медицинской помощи не производится, например, при дежурстве автомобилей скорой на месте чрезвычайной ситуации, а также при оказании помощи человеку, незарегистрированному в системе ОМС, или использовании скорой в качестве транспорта по доставке пациентов в ближайшее медучреждение.
Единственным плюсом, который был выявлен при проведении в регионах России эксперимента по передаче автомобильного обслуживания скорой помощи на аутсорсинг, - обновление парка машин скорой помощи.
Между тем, 19 апреля 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая в Госдуме, сказал, что на обновление автопарка скорой помощи в 2016 году будет выделено порядка 3 млрд рублей, поставка автомобилей начнется во второй половине текущего года; в 2016 году планируется получить еще 1 240 автомобилей скорой медпомощи и, более 100 реанимобилей.
За 2015 год на станции скорой помощи было поставлено свыше 1 тысячи автомобилей. В январе 2016 года заместитель министра здравоохранения РФ Татьяна Яковлева отметила, что в соответствии с программой, разработанной Минздравом, парк автомобилей скорой помощи должен обновляться каждый год как минимум на 20%, обратив внимание на то, что сами регионы с закупкой медицинских машин не справятся», – заметила замминистра. Глава Минздрава Вероника Скворцова предложила использовать свободные средства Федерального фонда ОМС для закупки санитарных автомобилей, так как не все регионы сейчас могут позволить себе своевременное обновление медицинского автопарка. Она отметила, что в 2006 году в регионы было направлено более 17,5 тысячи автомобилей скорой помощи, и после этого «обновлялись только реанимобили по программе ДТП».
Выполнение рекомендаций Минфина об ограничении количества вызовов скорой помощи в год приведет к увеличению смертности, нарушении права на жизнь.
Президентом РФ Минздраву была дана рекомендация до 1 июня 2016 года дать оценку эксперименту по использованию частных компаний для организации работы скорой помощи, однако данное поручение до сих пор не выполнено.
Эксперимент со скорой помощью направлен на сужение возможности получить бесплатную гарантированную медицинскую услугу.
Обсудив возможность передачи скорой помощи в частные руки и ограничения услуг скорой помощи для населения участники круглого стола РЕКОМЕНДУЮТ:
1) Признать ошибочным и недопустимым передачу службы скорой помощи в частные руки, рассматривая такую передачу, как замаскированного шага к платной медицине; считать возможным создание частной скорой помощи в качестве дополнения к действующей государственной;
2) Провести общественные слушания по данному вопросу в Общественной палате России;
3) Правительству Российской Федерации:
- не допускать ограничения количества вызовов скорой помощи.
- в регионах и местностях со сложной дорожной и транспортной ситуации обеспечить наличие в парке станций скорой помощи санитарных вертолетов.
4) Минздраву России:
- обеспечить оплату дежурств нарядов скорой помощи на массовых спортивных и культурных мероприятиях, при выезде на ложные вызовы, при выезде к пациенту при отсутствии медицинского полиса, при выезде на повторные вызовов;
- не допустить исключения водителя из коллектива наряда скорой помощи;
- законодательно исключить возможность перекладывания ответственности за жизнь и здоровье граждан на негосударственные и частные структуры
5) Федеральному законодателю:
- законодательно разделить понятия «медицинской помощи» и «медицинской услуги»;
- законодательно определить понятие «угроза жизни».
6) Правозащитным организациям проверить, созданы ли при ЛПУ г. Москвы общественные советы.
7) Провести круглый стол по актуальным проблемам российской медицины в сентябре 2016 года.
Исп. А.В. Бабушкин, Л.В. Клещенко, Т. Валуева
Recent Posts from This Journal
-
Вводится уголовная ответственность за передачу мобильных средств связи в колонии
В Госдуме предложили ввести уголовную ответственность, а также десятикратно увеличить административные штрафы за передачу средств…
-
23 мая состоялось пленарное заседание Совета судей России
В Москве 23 мая состоялось пленарное заседание Совета судей России. С докладом перед его участниками выступил Председатель…
-
Всероссийское совещание с начальниками медико-санитарных частей ФСИН России
В Подмосковье состоялось открытие Всероссийского совещания с начальниками медико-санитарных частей ФСИН России Открыл мероприятие заместитель…
Comments