Государственный департамент США находится в непримечательном 9-этажном здании, чем- то похожим на то ли на институт, то ли на корпус клинической больницы. Может быть это символично: отсюда иногда лечат, а иногда и калечат международные отношения. 27 мая мы встретились с заместителем гос. секретаря США Майклом Познером. В Госдепе он возглавляет департамент по демократии, правам человека и труду. Во встрече также участвовал его заместитель Томас Меллиа и сотрудница прекрасная госпожа Орли Кейнер.
Мне понравилась ссылка Познер на слова Х. Клинтон о том, что каждая страна должна отчитываться за соблюдение ею прав человека, ориентируясь на Всеобщую Декларацию прав человека. Он рассказал о том, что в 2010 году в США было проведено широкое обсуждение состояния прав человека в США с участием нескольких тысяч активистов. Обсуждалось во время этого исследования 12 проблем, включая переполнение тюрем, отношение к женщинам, детям и индейцам и т.д.
М. Познер подчеркнул обеспокоенность американского правительства недостаточно полным расследованием убийств журналистов Анны Политковской и Натальи Эстемировой, преследованиями Олега Орлова, отсутствием свободы СМИ в России. Недостаточно полно расследуется смерть Сергея Магницкого. О некоторых вопросах Майкл Познер говорил очень эмоционально: «Что для нас всегда сложно? – Это передать наши чувства о том, что мы не враги, что нас искренне беспокоит благополучие России. Чем крепче гражданское общество в России, тем сильнее Россия. Правозащитная деятельность проводится не для того, чтобы помешать российскому правительству, а для того, чтобы усилить позиции правительства», - сказал он. Познер рассказал о том, что на гос службу в Госдепе он пришел их правозащитной организации. Томас Меллиа сказал о том, что так как в России идет подготовка к выборам, поэтому политикам хотелось, чтобы говорилось об их достижениях, а не недостатках. Томас раньше работал в правозащитной организации «Фридом хаус», а до этого – в Национальном демократическом институте.
В своем выступлении на встрече я говорил об американском опыте, который может быть полезен для России, российском опыте, который может быть использован и интересен в США, положении неправительственных организаций в России.
Лев Пономарев остановился на предложениях нашей группы, адресованных комиссии Макфола- Суркова: создание постоянно действующей рабочей группы по пенитенциарным вопросам. Нелегальные иммигранты.
США представляет для мигрантов большую привлекательность, нежели Россия. Увы, и борьба с незаконными мигрантами ведется в США с не меньшими, а скорее всего – с еще большими нарушениями, нежели в России.
До 1890-х годов нелегальных иммигрантов не задерживали до тех пор, пока в Эллис-Айленд (штат Нью-Йорк) не был открыт миграционный центр. В 1952 году с США был принят Акт об иммиграции и гражданстве, в соответствие с которым было введено 2 основания для задержания иммигрантов: общественная опасность и опасность того, что они скроются. Однако в 1950-1980-х годах мигрантов практически не задерживали. В связи с массовым притоком беженцев из Губы, Гаити и стран Центральной Америки миграционная политика стала меняться, в заключении стали помещаться и те мигранты, которые ничего не совершили.
В 1996 году происходит взрывной рост задержаний нелегальных иммигрантов. Количество задержанных составило 80 тыс. чел. К 1998 году их количество выросло уже до 193 тыс. чел. Закон 1996 года предусмотрел задержание определенных категорий иммигрантов вне зависимости от других факторов. К 2009 году количество заключенных за нарушение миграционных правил составило 380 тыс. чел. за год. Количество ежедневно находящихся под стражей составило 5 тыс. чел. в 1994 году, 19 тыс. чел. – в 2001 г., 30 тыс. чел. – к концу 2009 года. Бюро по исполнению миграционных и таможенных законов заявило, что в 2010 году ими будет депортировано из США 400 тыс. чел. Нам рассказали о том, что, если мигрант задержан на расстоянии до 100 миль от границы, то в отношении него может применяться порядок экстренной высылки. С 1995 года расходы на содержание нелегальных иммигрантов в тюрьмах выросло с 1 до 2 млрд. долл.
При этом законодательство об иммиграции – гражданское, то есть эти лица задержаны за гражданские, а не головные правонарушения. Скорее всего, сравнивая терминологию, речь идет о том, что в российском праве носит наименование административных правонарушений. Одно из следствий этого такого: в отличие от обвиняемых по уголовным делам, задержанные за правонарушения в сфере миграции, не имеют автоматического права на адвоката и на судебную защиту.
Оснований для задержания, согласно закону, существует два – опасность того, что иммигранты могут убежать и их опасность их для общества. Однако потенциально может быть задержан любой иммигрант, срок нахождения которого истек.
Согласно действующим правилам, в течение 6 мес. нелегальный иммигрант должен быть выслан, однако, если с страной нет нормальных отношений, то задержание может продлиться на многие годы. Предельного срока времени содержания мигрантов нет. Человек может быть в миграционной тюрьме несколько лет. Если есть решение о депортации, но Правительство не смогло депортировать, то можно обратиться в федеральный суд о пересмотре решения.
При этом правозащитники обращают внимание на то, что каждая пятая американская семья состоит из граждан США и членов семей без документов.
Правозащитники.
30 лет в США работает правозащитная организация HUMAN RIGHTS WATCH (HRW). Одним из методов воздействия на состояние прав человека являются публичные комментарии HUMAN RIGHTS WATCH на события, затронувшие общественное мнение. Такие комментарии вызывают резонанс.
Представители HRW во время встречи с нами отметили, что серьезной проблемой по прежнему остаются сексуальные нарушения в местах нахождения осужденных иммигрантов. Отрицательной стороной контактов правозащитников и Минюста является то, что сотрудники Минюста часто видят в правозащитниках аудиторию, а также после встреч говорят о тои, что правозащитные организации их поддерживают.
HRW пытается отстоять приоритет международных законов над американскими на территории США.
26 мая мы встретились с членами руководства Американской ассоциации юристов – Бобом Горовицем (заместителем директора Центра по правам детей), Робин Махер (директором проекта по представительству в делах со смертным приговором), Сьюзен Хилленбрандт (директором проекта по стандартам уголовного судопроизводства), Маргрет Лов (руководителем рабочей группы по обращению с заключенными).
American Bar Associacion (ABA) (та самая, что пригласила нашу группу в США) – старейшая ассоциация юристов в Америке, а быть может - и во всем мире. Она была создана в 1878 году для защиты интересов юристов и улучшения судопроизводства. В те годы юристы не получали стандартного образования, а приобретали навыки, работая помощниками адвокатов. АБА – независимая организация. Иногда ее политика и стандарты противоречат тому, что делает правительство.
В состав АБА входят не только адвокаты, прокуроры, судьи, студенты, но любые представители этой профессии. Ассоциация готовит типовые кодексы профессионального поведения, а затем добивается, чтобы разработанные ими стандарты были приняты на государственном уровне. Другое направление деятельности Ассоциации – разработка стандартов профессионального обучения. Ассоциация разрабатывает стандарты в области правосудия, ювенальной юстиции и т.д. Наши собеседники с гордостью сказали о том, что на любой вопрос у Ассоциации есть ответ в виде рабочей группы, которая занимается возникшей. Некоторые руководители АБА в дальнейшем становятся судьями Верховного Суда США. Основным источником финансирования Ассоциации являются членские взносы.
В Ассоциации существует Комитет по стандартам в составе 9 человек: 3 судьи, 3 прокурора, 3 адвоката. В концу 1960- х годов было уже 18 томов стандартов. Стандарты регулярно пополняются. Так, недавно разработан стандарты по прокурорскому расследованию, выпуска под залог под поручительство. Стандарты разрабатывается от 2 до 7 лет и за это время успевают быть обсуждены всеми. С 1960- х годов вышло 4 издания стандартов, то есть стандарты достаточно устойчивы. АБА при разработке стандартов пытается установить более высокую планку соблюдения прав человека, нежели устанавливают американские суды. Часть стандартов имеют обязательный, а часть – рекомендательный характер.
Институт защиты законности «Вера» сотрудничает с государственными органами в защите прав заключенных. В 2005-06 вашингтонское отделение Института стало штаб – квартирой для Комиссии по безопасности и расследованию злоупотреблений в американских тюрьмах, отчет которой «Лицом к лицу с практикой лишения свободы» был опубликован в июне 2006 года. Работая над снижением численности лиц, находящихся в условиях сегрегации (раздельного содержания в тюрьмах), Институт «Вера» посещает тюрьмы, вырабатывает собственные критерии, на основании которых может быть назначена изоляция, проверяет, какие услуги доступны для лиц, находящихся в изоляции, какие опасения существуют у администрации при ослаблении сегрегации. Пат Нолан является вице- президентом организации «Тюремное братство». В свое время он входил в команду Р. Рейгана, занимал важные посты в органах власти. Нолан являлся консервативным республиканцем. Но затем он был осужден за коррупцию к 2 годам лишения свободы. Отбывая наказание, Нолан поразился тому, как на практике работают принятые его коллегами законы, насколько много в США заключенных, как трудно в американской тюрьме реализовать свои религиозные потребности. Десятки раз он сталкивался с тем, что тюремные сотрудники говорили ему и другим осужденным: Вы – никто, Вы никому не нужны, впереди Вас не ждет ничего хорошего. После своего освобождения Нолан стал работать со своими бывшими коллегами по консервативному крылу республиканской партии (которые выступали за усиление уголовных репрессий и увеличение численности заключенных) по снижению численности тюремного населения. Под влиянием его усилий в некоторых штатах были приняты законы о сокращении тюремного населения. «Тюремное братство» занимается защитой прав заключенных на доступ к религиозным программам и материалам. Нолан рассказал о том, что, когда он отбывал наказание, в тюрьме не было место, где он мог помолиться. В тюрьме было очень шумно и он был вынужден молиться во время занятий на тренажерах, надев наушники, чтобы отгородиться от шума тюремного мира. Как член Комиссии по борьбе с насилием в тюрьмах, Нолан убежден, что, когда в тюрьму приходит много добровольцев, то насилие не возможно. Начальники некоторых тюрем рассматривают возможность осужденного молиться и отправлять религиозные обряды, как некую привилегию. У «Тюремного братства» есть договора с властями некоторых штатов, например Калифорнии. Добровольцы Братства – это люди, которые сами пережили очень тяжелые времена, и они имеют примеры, которыми могут поддержать заключенных. Была предпринята попытка лидером сенатского большинства лишить осужденных право исповедовать религию. Эту попытку удалось провалить. Закон о борьбе с тюремными изнасилованиями удалось принять благодаря тому, что объединились крыло консервативных республиканцы и крыло либеральных демократов. Международное тюремное братство (PFI) обладает специальным совещательным статусом в Экономическом и социальном совете ООН, представляла свои предложения на Международном конгрессе по тюремному заключению в Бразилии.
Американские правозащитники показали нам интересный пример того, как можно, уважая и любя свою страну, критиковать ошибки и недостатки, которые угрожают ее благополучию.
Рекомендации.
Что положительного может быть позаимствовано Россией из американских тюремных практик?
1) Умение гордиться историей тюремного учреждения и бережное отношение к его традициям;
2) Использование пропусков для передвижения заключенного внутри СИЗО.
3) Назначение защитника специальной государственной службой без участия в этом процессе следствия или суда; в этом случае защитник оказывается независим от следователя и судьи.
4) Решение вопросов о предоставлении свиданий с родными и близкими (в соответствие со списком, куда внесено 10 фамилий) администрацией СИЗО при наличии у следствия права запретить предоставление свиданий определенным лицам либо с определенными лицами.
5) Трудоустройство подозреваемых и обвиняемых во время их нахождения в СИЗО.
6) Трехразовый в течение недели доступ заключенных к душу; принятие дополнительных мер по доступу заключенных к душу и холодной воде со льдом при температуре свыше 27 градусов тепла.
7) Предоставление возможности заключенному под стражу покинуть камеру в дневное время.
8) Оплата малоимущим родственникам несовершеннолетних заключенных проезда 1 раз в год к месту отбытия наказания несовершеннолетним, если тот отбывает наказание в отделенной местности.
9) Исключение из числа ограничений, налагаемы на осужденного в зависимости от вида режима или уровня безопасности учреждения количества посылок, передач и бандеролей, который осужденный вправе получать, денег, которые он вправе тратить, свиданий, который он вправе получать.
10) Разработка и внедрение для осужденных специальных программ, направленных на устранение (нейтрализацию) причин и условий, приведших осужденного к совершению преступления.
11) Исключение из рациона осужденных, питание которых имеет ограничения религиозного характера, продуктов, запрещенных по соображениям религиозного характера.
12) Изучение готовящегося в США законопроект о дифференциации ответственности за профессиональную торговлю наркотиками и участие в торговле наркозависимых лиц.
13) Создание в структуре уголовно – исполнительной системы учреждений, призванных оказать помощь бывшим осужденным после освобождения.
Мог бы быть использован Россией и некоторый опыт США, напрямую не связанный с проблемами тюремной системы.
1) Например, в нижней палате Парламента – Государственной Думе ФС РФ следовало бы восстановить Комитет по правам человека.
2) Так как по Конституции РФ, Россия – демократическое и социальное государство, было бы неплохо оборудовать балконы для посетителей в зале заседаний Гос Думы и Совета Федерации РФ. 3) Использовать правовые стандарты, разрабатываемые структурами гражданского общества для толкования законодательства, связанного с реализацией правы человека.
Что положительного может быть позаимствовано американскими тюремными системами из опыта России? К сожалению, за неделю нам достаточно немного (по крайней мере, меньше, чем хотелось бы) удалось узнать об американских тюрьмах. Вместе с тем, из того, что мы увидели, можно было бы рекомендовать федеральной тюремной администрации, а также тюремной администрации штатов и графств:
1) Оборудование в каждой тюрьме и СИЗО молельного помещения, в котором человек мог бы сосредоточиться на молитве;
2) Возведение перегородок вокруг отхожего места;
3) Выдача тапочек психически больным заключенным; снятие принятых в отношении них необоснованных ограничений
4) Введение обязательной прогулки для всех категорий заключенных; при этом следует учесть, что прогулка – не привилегия, а естественная потребность организма человека;
5) Переоборудование камер таким образом, чтобы каждая из них имела окно, обеспечивающее доступ дневного света и свежего воздуха.
6) Обеспечение заключенных в камерах прикроватными тумбочками и табуретками.
7) Предоставление содержащимся под стражей возможности получать посылки и передачи, не содержащих в себе запрещены предметов.
8) Ограничение времени нахождения подозреваемых и обвиняемых в карцере 15 сутками; применение для содержания осужденных, требующих применения особых мер безопасности или особого контроля в специальных камерах «для обвиняемых с пониженным социальным статусом», «для обвиняемых, нуждающихся в усиленном надзоре» и т.д. в зависимости от принадлежности заключенных к определенной категорией лиц.
9) Содержание вместе с матерями, стремящимися к воспитанию и заботе о своих детях, детей в возрасте до 3 лет, которые заключенные женщины родили в тюрьме.
10) Использование опыта осуществления общественного контроля за местами принудительного содержания со стороны представителей гражданского общества.
11) Использовать опыт отрядного содержания проживания вне камер осужденных, кроме тех осужденных, которые требуют обеспечения максимального уровня изоляции
12) Сократить срок лишения свободы за преступления, совершенные в несовершеннолетнем возрастом до 10 лет лишения свободы.
13) Не допускать применения смертной казни в отношении лиц, которые в Сиду длительного времени отбытия наказания после назначения им смертной казни , в значительной мере утратили общественную опасность.
Что следовало бы сделать обеим странам.
1) Расширить практику применения институтов помилования и амнистии.
2) Принять меры к радикальному снижению численности тюремного населения с тем, чтобы
население тюрем не превышало 0, 5 % населения страны работоспособного возраста.
3) Проводить совместные российско – американские инспекции пенитенциарных учреждений, которые правозащитные организации обеих стран считают наиболее проблемными с точки соблюдения прав человека.
4) Разработать объективные научные критерии достижения исправления и целей наказания применительно к культурным, правовым и нравственным стандартам 21 века.
………………
В текст для встречи Макфол- Сурков:
Церковь настаивает на необходимости человечного отношения к подозреваемым, подследственным и гражданам, уличенным в намерении нарушить закон.
Жестокое и недостойное обращение с такими людьми способно укрепить их на неправовом пути или толкнуть на негою
Вот почему лица, не осужденные по законному приговору, даже находясь под стражей, не должны умаляться в основных правах.
Им необходимо гарантировать защиту и непредвзятый суд.
Церковью осуждаются пытки и различные формы унижения подследственных.
Journal information