17.02.2015 Городская недвижимость http://realty.rbc.ru/articles/17/02/2015/562949994032208.shtml
Для защиты интересов девелоперских компаний власти столицы готовы снизить требования к нормативам. Антикризисные новостройки могут столкнуться с дефицитом парковок и естественного света, а некоторые новые дольщики окажутся без прав на регистрацию.
В рамках столичной антикризисной программы «План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности города Москвы в 2015 году» инвестиционно-строительный бизнес получит сразу несколько послаблений, которые лоббировал в течение нескольких лет. Преференции подразумевают частичное снижение налогового бремени, технологических и градостроительных требований к проектам и, как следствие, сокращение издержек компаний. Однако антикризисные меры, с помощью которых столичное правительство собирается поддерживать стройкомплекс, могут сказаться и на качестве нового жилья.
Жилье уйдет в тень
Одна из мер антикризисной программы, утвержденной 10 февраля 2015 года мэром столицы Сергеем Собяниным, касаетсяпересмотра норм инсоляции (степень освещенности солнечным светом зданий, сооружений и их внутренних помещений). Документ предусматривает проведение комплекса мероприятий «по внесению изменений в нормативные документы, устанавливающие инсоляцию жилых помещений». Таким образом, власти хотят снизить ограничения для девелоперов при планировании территорий застройки (дома можно будет строить более плотно – новые нормы пока не приняты).
Справка:
СанПиН 2605-82 - санитарные нормы и правила обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки
2. Инсоляция является важным оздоравливающим фактором и должна быть использована во всех жилых и общественных* зданиях и на территории жилой застройки. Оптимальная эффективность инсоляции — ее общеоздоровительного, психофизиологического, бактерицидного и теплового действия достигается при обеспечении ежедневного непрерывного 3—4-часового облучения прямыми солнечными лучами помещений и территорий.
5. Размещение и ориентация жилых и общественных зданий (за исключением перечисленных в п. 3) должны обеспечивать следующую продолжительность непрерывной инсоляции помещений и территорий:
для центральной зоны (в диапазоне географических широт 58° — 48° с.ш.) не менее 2,5 часа в день на период с 22 марта по 22 сентября;
Примечания: 1. В условиях многоэтажной застройки (9 и более этажей) допускается одноразовая прерывистость инсоляциижилых и общественных зданий (за исключением перечисленных в п. 3) при условии увеличения суммарной продолжительности инсоляции в течение дня на 0,5 часа соответственно для каждой зоны.
Заявления о возможном снижении требований к жилью по нормам естественного освещения помещений на федеральном уровне звучали еще весной прошлого года. «Принцип инсоляции формировался в советские годы, – отмечал глава Минстроя РФ Михаил Мень в интервью ИТАР-ТАСС в апреле 2014 года. – Во времена коммунальных квартир в каждом окошке должен был гореть свет, потому что в каждой комнате жила отдельная семья. Сейчас вокруг этого требования идут различные спекуляции, и этот вопрос нужно решать».
За отмену или снижение норм инсоляции давно ратует бизнес. «Нормы инсоляции – одно из самых серьезных ограничений по привязке объекта, – отмечает генеральный директор компании «Новые Ватутинки» Александр Зубец. – Площадки для строительства часто имеют неправильную геометрию, что очень сильно ограничивает квартирографию. В случае послабления норм по инсоляции это значительно упростит работу девелоперам».
Однако, как заявил корреспонденту «РБК-Недвижимости» заведующий лабораторией «Строительная светотехника» НИИ строительной физики Игорь Ашмаров, звучащие в информационном эфире ссылки на то, что Европа давно живет без норм инсоляции и что они являются пережитком социализма, – это лукавство. «В Великобритании, у которой наши строители в свое время заимствовали нормы по инсоляции, по–прежнему действует закон о праве на солнечный свет, – заявил ученый. – Более того, сейчас в ЕС готовится проект стандартов по дневному освещению, где также будут прописаны строгие требования в отношении естественной освещенности зданий».
Об осторожном отношении к изменению норм инсоляции говорят и некоторые представители строительного бизнеса. По словам коммерческого директора корпорации «Баркли» Екатерины Фонаревой, текущие нормы инсоляции в России вполне соответствуют тем правилам, которые приняты во многих европейских странах.
Машино-мест станет меньше
Антикризисным планом также предусмотрено снижение требования к обеспечению возводимых зданий машино-местами. В документе это звучит как «внесение изменений в градостроительные нормативы города Москвы в части обеспечения парковочным пространством с учетом реальной транспортной ситуации».
Как пояснил на прошлой неделе на Российском инвестиционно-строительном форуме заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, город может пойти на сокращение требований по машино-местам в проектах новостроек, которые находятся рядом с метро и достаточно обеспечены общественным транспортом.
Это сократит нагрузку на девелоперов, считает он.
В московском правительстве этот вопрос рассматривают не первый год. «Мы хотим внедрить такой подход, при котором сможем лимитировать количество машино-мест при застройке земельных участков», – заявлял в конце 2013 года на семинаре «Диалог с инвестором» заместитель председателя Москомархитектуры Александр Тимохов.
Столичные чиновники полагают, что такая мера приведет к снижению автотрафика и стимулирует москвичей пересаживаться с личного транспорта на общественный.
По данным общественного центра «За безопасность российских дорог», ежегодно частный автопарк в Москве пополняется на 300 тыс. автомобилей. «Снижение норм для застройщиков по машино-местам банально приведет к возникновению пробок и помех движению пешеходов и машин», – предостерегает директор юридической компании «Автоправо» Андрей Воронин.
Генеральный директор компании «Миэль-Новостройки» Софья Лебедева считает, что при нормировании количества парковочного пространства нужно каждый проект рассматривать в контексте градостроительных планов. «Есть немало примеров, когда район, построенный на неосвоенной территории, где было предостаточно места для наземной парковки, потом обживался и начинал испытывать острый дефицит в машино-местах», – говорит она. С другой стороны, там, где, по всем прогнозам, локального спроса на парковки в будущем не предвидится, излишние нормативы обременят не только застройщика, но и покупателя. Часть издержек девелопер заложит в стоимость «квадрата» жилья.
«Если нормативы будут снижены, к примеру, до одного машино-места на 100–120 кв. м общей жилой площади [сейчас для жилья эконом класса норма составляет 1 машино-место на 1 квартиру], это облегчит жизнь девелоперов и дополнительно усложнит жизнь тех автомобилистов, кто имел возможность пользоваться парковками под офисными зданиями, то есть заставит еще какой-то определенный процент людей задуматься о том, а стоит ли ехать в центр на автомобиле», – считает партнер девелоперской компании «Химки Групп» Дмитрий Котровский.
Journal information