?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Вологде

В Вологде.
Обычно, когда я звоню своему помощнику Саньке и спрашиваю его, где он, он отвечает: как где? Разумеется в Вологде! И вот я действительно оказался в Вологде, в которой раньше был лишь единожды, 15 лет назад.
На второй день конференции мы должны были отправиться в женскую колонию № 2 УФСИН России по Вологодской области. Однако нас туда не пустили. И вместо колонии мы отправились в экскурсию по Вологде.
Как нам рассказали, название Вологда имеет вепсское происхождение: слово «велегда» означает «путь к реке». С удивлением узнал, что в Бабаевском районе, ближе к Ленинградской области до сих пор живет небольшая община вепсов – крошечный осколок некогда многочисленного и занимавшего обширные территории народа.
Вологда оказалась ровесницей Москвы: она тоже была основана в 1147 году. Однако самое старое здание в Вологде – церковь середины 15 века.
Бегом пробегаем по Вологодскому Кремлю с величественным белоснежным Софийским собором, и отправляемся в музей кружев, где нам показывают кружевные скатерти, платья, пелерины, и даже перчатки и галстуки.
В центре Вологды – много приземистых 2-этажных купеческих домов начала 19 века и 2-этажных деревянных хором конца 19 века с оригинальными балконами на левом углу. Однако значительная часть последних заколочена, нуждаясь в реставрации.
Московская мода зачистки улиц от объектов малого бизнеса до Вологды, слава Богу, не добралась, поэтому на улице много торговых киосков, а также павильонов с питьевой водой.
На набережной – памятник первому Вологодскому фонарю, к которому прижалась задравшая заднюю ногу бронзовая собачка. Невдалеке – памятник основателю города Герасиму Вологодскому. Как мне рассказал, когда памятник был установлен и один из жителей рассказал об этом своим родственникам, тот не поняв о чем идет речь спросил: памятник Герасиму на берегу речки? Он там один или с Муму?
Затем направляемся в д. Семенково, в которой находится потрясающий музей деревянного зодчества вологодчины. Дома перенесены сюда из села, расположенного по среднему течению реки Сухоны. Музей открылся в конце 1980-х годов. В нем – 14 дворов, ветряная мельница, часовня и строгих очертаний шатровая церковь. Церковь и мельница, как и положено, находятся на возвышении. Все дома повернуты окнами в солнечную сторону с тем, чтобы при недолгом вологодском лете солнце как можно дольше освещало жилую часть дома.
Вдоль дороги стоят 4 столика под двускатной крышей. Это – торжище, которому полагалось быть в каждом селе. Справа и слева от дороги – заборы из косых жердей. Таким образом от скотины защищались огороды. Каждая семья отвечала за свою часть изгороди, а ведал оградой специально избираемый человек, называвшийся «огородным старостой». Подходим к детской площадке 19 века: деревянные качели имеют в высоту метра 3, не меньше высота деревянной горки. Банный городок находится на окраине села: баня считалась местом обитания нечистой силы и ставить бани посреди домов было нельзя. Были на Вологодчине и поселения, где было принято мыться в русской печи; но в деревне, перенесенной в Семенково, мылись в деревянной бане.
Почти все дома кажутся огромными, и имеют 2 этажа с подклетом. Для посещения открыты семь из них. В один из таких домов – дом семьи Жуковых, мы и направляемся. Дверь в подклет выходит на дорогу; у Жуковых в передней части подклета находилась лавка, а в задней жила скотина. Семьи, имевшие лошадь, считались богатыми, коров – зажиточными, овец- бедными. Свиней практически не держали, зато держали коз и курей. Поголовье коров доходило до 5-7 на семью. Причем вначале заводили навозную корову, а затем молочную: в условиях бедных питательными веществами вологодских почв коровий навоз был основным ресурсом удобрения полей. Шли в дело и отходы человеческой жизнедеятельности, которые в зимнее время бережно собирались в подклете вместе с навозом от скотины и птицы, куда попадали через дырку в сеновале.
По деревянному тротуару подходим к дверям дома. Двери совсем маленькие, чтобы пройти в них даже мне надо здорово согнуться и высоко поднять ноги; размеры двери были вызваны необходимостью не допускать утечек тепла, да и крестьяне 19 века, поднимавшие с 6-7 лет немалые тяжести, были намного ниже, чем люди нынешних поколений. А вот ставней на окнах почему-то нет, хотя через стекло тепло тоже теряется. По лестнице поднимаемся на первый этаж, окна которого расположены почти в 2 метрах над землей. Слева от нас – жилая часть дома, справа – сеновал. Сеновал занимает половину первого этажа. Сена в нем должно было хватить на прокорм скотины с ноября по май. Жилая часть дома разделена на отапливаемую зимнюю часть и неотапливаемую летнюю горницу.
Отапливаемая часть дома имеет размер метров 40-45. В ней жило от 7 до 15 человек: самые старые и молодые спали на печи, расположенной в глубине помещения, человек 7 – на полатях, эдакой обширной полке, расположенной между печью, входом и внешней стеной, остальные – на лавках. Если места не хватало, то на пол стелилась солома и спальные места устраивались на полу. Темный угол под полатями считался местом обитания нечистой силы.
Скамейка около окон предназначалась для женщин, так как они вышивали и выполняли иные работы, требовавшие хорошего освещения. Скамейка вдоль стены от красного угла к темному была предназначена для мужчин. Скамейка около входа называлась нищенской: войти в дом и сесть на нее мог любой путник. Хозяева должны были накормить его и предоставить ему ночлег. Однако гость не имел право пройти в дом дальше потолочной балки, разделявшей зимнюю часть дома на 2 части, без приглашения хозяев. А пустить человека на печь, означало признать его членом своей семьи.
Помещение, в котором ночевали члены семьи, от кухни было отделено расписанной цветочками перегородкой высотой выше человеческого роста. Кухня называлась «кут» и была местом безраздельного царствования женщин. Между перегородкой и печью находился спуск в подклет: в зимнее время во время наиболее сильных морозов жители дома могли не выходить из дома неделями. Использовать выщербленную или треснутую посуду было не принято, однако считалось, что, если ее оплести травой, то она становится новой.
После музея Семенково я планировал посетить музей ссылки, оборудованной в 2-этажном деревянном доме, где отбывал ссылку И. Сталин, однако вместо этого направился к Уполномоченному по правам человека, беседа с которым оказалась не менее увлекательной, нежели посещение музея.
IMAG6352

IMAG6365

IMAG6366

IMAG6368

IMAG6378

IMAG6385

IMAG6386

IMAG6387

IMAG6388

IMAG6389

IMAG6391

IMAG6392

IMAG6396

IMAG6397

IMAG6398

IMAG6399

IMAG6400

IMAG6403

IMAG6404

IMAG6407

IMAG6410

IMAG6411

Recent Posts from This Journal

  • ЯБЛОКО не сдается!

    Дорогие друзья! «Яблоко» в Москве ведет избирательную кампанию в четырех округах. Наши кандидаты на выборах депутатов Московской городской Думы 8…

  • Членов ОНК ждут психушки

    В Минздраве состоялась встреча, посвященная приказам Минздрава о посещении психбольниц членами ОНК. Приказов всего два: для психбольных, находящихся…

  • На приеме в ГУВД с А.Ю. Половинкой.

    Сегодня, как заместитель Общественного Совета при ГУ МВД по г. Москве я присутствовал на приеме заместителя начальникам полиции г. Москвы Александра…

promo an_babushkin november 20, 04:27 2
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
migran_t
Nov. 20th, 2015 05:46 pm (UTC)
Хотел поехать в Вологду-теперь не поеду. С такого рассказа, как будто воочию увидел, хотя и без фотографий.Благодарю.
an_babushkin
Nov. 21st, 2015 01:00 am (UTC)
Нет, город просто классный. Я бы по нему, если бы не работа, денька два полазил.
migran_t
Nov. 21st, 2015 06:52 am (UTC)
Потребность в познаниях?)))
migran_t
Nov. 21st, 2015 07:27 am (UTC)
Да тут и фотки появились!!! Вологодские кружева! На слуху со времени СССР.
Виктор Козлов
Nov. 22nd, 2015 11:35 am (UTC)
Вепсы
москва основана в реальности 7,5 тысяч лет и основа была первично в виде капища под ныне кремлем, а рядом по расказам дедов мол родовое селение .

род и есть потом на--род , но ныне между народа есть рода.

на--родом являются например сербы .

виктор(мстислав)козлов.
221115
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars