- Одной из главных проблем нашей уголовно – исполнительной системы является невероятно низкий уровень заработной платы. Так, в знаменитой ИК № 6 г. Копейска большинство осужденных получало на лицевой счет от 17 до 200 рублей в месяц. Проводимые нами проверки показывают, что таких колоний - по прежнему десятки.
- провести комплексную проверку соответствия заработной платы работающих заключенных требованиям законодательства;
- внести изменения в ФЗ № 94, предоставив возможность колониям получать государственный и муниципальный заказ, минуя процедуру конкурсов;
- вернуть колонии и СИЗО из организационно – правовой формы ФКУ, в которую они были переведены в 2011 году, в форму ФБУ, которая дает большую финансовую самостоятельность.
2. Вы знакомы с заключением Совета по итогам посещения ИК № 6 в г. Копейске. Согласно выводам Совета, никаких массовых беспорядков в этой колонии не было, выступление осужденных было соразмерно нарушению их прав. Однако в настоящее время в отношении 12 осужденных возбуждено уголовное дело якобы за организацию массовых беспорядков. Получается, что ни ФСИН России, ни СК РФ не учли выводов Совета. С такой позицией этих ведомств мы согласиться не можем и просим Вас дать указание проверить законность возбуждения уголовного дела.
3.Крайнюю тревогу правозащитников вызывает ситуация с досрочным освобождением заключенных. Не работают постановления Правительства РФ №№ 3 и 54 об освобождении по болезни тяжело больных осужденных. С одной стороны, суды сегодня имеют полное право не освобождать человека, единственный шанс которого выжить – освободиться по болезни. С другой – в постановлениях, особенно в постановлении № 54, в ряде случаев не предусмотрена возможность освобождения по болезни тех, кто еще не умирает, кого еще можно спасти; их выход на свободу возможен только на терминальной стадии.
Совет просит Вас дать поручение Правительству внести изменения в эти постановленияс привлечением представителей Совета.
В последние 3 года существенно ухудшилась ситуация с условно – досрочным освобождением. Типичная ситуация: человек 10 лет отсидел, получил 5 – 6 новых профессий, имеет 20-30 поощрений, однако ему отказывают в досрочном освобождении, потому что в первый год срока, еще находясь в СИЗО, человек имел 2 взыскания. Человек радикально изменился за время отбытия наказания, однако суд это не интересует. При этом суд еще и ссылается на фразу из постановления Пленума ВС РФ о том, что надо учитывать поведение осужденного за весь период отбытия наказания, придавая ей иной смысл, чем Верховный Суд. Судебная практика УДО вступает в противоречие с целями достижения наказания. Прошу Вас о том, чтобы найти способ довести до руководства ВС РФ позицию Совета.
Тревогу вызывает ситуация с институтом помилования. Например, за 2008-2011 годы в России было помиловано менее 200 человек, то есть в 50 с лишним раз меньше, чем за первое полугодие 2000 года. Между тем каждый год возникают тысячи исключительных ситуаций – от тяжелейших заболеваний и семейных трагедий, произошедших за время отбытия наказания, до настойчивой просьбой потерпевшего простить виновного.
Полагаю, что следует восстановить Комиссию по помилованию при Президенте РФ, возможно в рамках Совета по правам человека.
4. С большими проблемами сталкивается тюремная медицина. И речь не только в нехватке врачей и медикаментов, низкой оплате врачей. До настоящего времени не заработало Постановление Правительства России № 1446 о взаимодействии между тюремной и территориальной медициной, что отражается на качестве и объемах медицинской помощи в учреждения ФСИН.
Просим Вас дать соответствующее поручение Минюсту и Минздраву.
- Отдаленность мест отбытия наказания от места жительства семей осужденных ежегодно разрушает тысячи семей. Тысячи пожилых или тяжело больных родственников преждевременно уходят из жизни лишь из-за того, что не могут навестить своих родных и близких. Мы высоко оцениваем действия ФСИН по введению в практику отбытия наказания Интернет – свиданий и смс-писем, однако они не заменят живого человеческого общения. Мы понимаем, что в большинстве субъектов Федерации нет достаточного количества колоний того вида режима, которые назначены осужденному судом. Однако можно было бы направлять осужденных в колонию ближайшего субъекта федерации. Однако ФСИН почему- то на это не идет, а соответствующая норма была исключена из законодательства.
- В условиях финансовых сложностей, очень болезненного сокращения личного состава УИС было бы логичным пойти на сокращение и численности тюремного населения страны. Однако этого не происходит. Хотя по оценке Международного центра тюремных исследований России по числу заключенных на 100 тыс. населения за последние 10 лет и переместилась со 2 на 8 места, численность тюремного населения по прежнему является избыточной. Например, в Бутырском СИЗО г. Москвы около 40 % заключенных составляют лица, привлекаемые к уголовной ответственности за преступления небольшой или средней степени тяжести. В то же время более 1000 заключенных под стражу в СИЗО Москвы не имеют нормальных спальных мест и спят на раскладушках, выдаваемых на ночь. Хочу напомнить, что в Российской империи в 1913 году на 161 млн. жителей приходилось 150 тыс. заключенных, то есть в 5 раз меньше, чем сегодня.
Однако мне хотелось бы обратить внимание на зачастую необъяснимую жестокость судей. (Приведу пример. Все помнят историю с гибелью Ивана Агафонова, которого ударил спортсмен Расул Мирзоев. Во время своей трагической гибели Агафонов был обвиняемым в совершении правонарушения. Вместе с ним обвинялись еще 2 молодых человека – Таганов и Рубин. После гибели друга оба парня были на свободе почти 2 года, не допустили ни одного правонарушения, доказали свое исправление. И вдруг Тушинский суд Москвы назначает одному 3, 5, а другому – 4, 5 года лишения свободы. Мосгорсуд приговор утвердил, хотя даже потерпевшие просили этих ребят не сажать – данный фрагмент был включен только в письменный текст тезисов, переданный Президенту-АБ). Примеров, когда судьи назначают неоправданно жестокие наказания людям, которые после совершения преступления уже встали на путь исправления – многие и многие тысячи. Представляется важным выработать разумные меры против излишней и бессмысленой жестокости судебных приговоров. Этому способствовало бы, например, проведение совместного Совета и Президиума Верховного Суда РФ.
- Надо поменять систему подготовки сотрудников УИС с тем, чтобы не происходило самовопроизводство культуры ГУЛАГа. Формированию сотрудника, имеющего иммунитет к нарушению прав человека могло бы способствовать введение расширенного курса «Основы гуманизма и этики профессиональной деятельности».
Journal information