1. Принципы осуществления общественного контроля:
1) Не навредить!
2) Доброжелательности и конструктивности;
3) Опираться только на то, что лично видел и лично слышал, указывая источник информации;
4) Фиксации выявленных нарушений (эксклюзивных положительных практик);
5) Оценки результатов работы мед учреждения в динамике (по сравнению с тем, что было, если есть такая возможность).
2. Этапы общественного инспектирования:
1) Изучение в сети Интернет:
- информации об учреждении (сайт, информационная открытость, отзывы, критика);
- информации об отчете руководителя медицинского учреждения перед Советом депутатов в 2014-2015 годах;
2) Наблюдение за поведением сотрудников (и охраны) в регистратуре (приемном отделении и т.д.);
3) Беседы с пациентами;
4) Беседы с работниками;
5) Обход структурных подразделений учреждения, доступных для посетителей; осмотр учреждения и его территории;
6) Беседа с руководством учреждения;
7) Составление отчета;
8) Представление отчетов в органы управления здравоохранением для представления возражений, принятия мер или включения в план работ.

3. Отчет должен включать в себя:
1) Констатирующую часть (кто, кто и когда инспектировал, год основания учреждения, точное наименование, профиль, специализация, количество сотрудников, проектная мощность, динамика посещений или госпитализаций за 3 года, нагрузка на 1 терапевта и специалиста т.д.);
2) Описательную часть (выявленные проблемы, нарушения, положительные практики);
3) Рекомендации
Следует иметь в виду, что отчет не содержащий правдивой и понятной описательной части, не вызывает доверия, а не содержащий ясных и тщательно выверенных рекомендаций не имеет практической ценности.
4. Некоторые аспекты доступности здравоохранения, на которые следует обратить внимание.
1) Обеспеченность бесплатными парковками для автотранспорта работников и пациентов (имеется машиномест/необходимо машиномест, в т.ч. для инвалидов);
2) Сотрудники охраны (как ведут себя с посетителями; наличие бейджиков или нагрудных знаков и т.д.);
3) График посещения (работы) и его удобство для посетителей;
4) Удобство для маломобильных групп населения (пандусы, лестничные перила, высота ступеней, поручни в коридоре и туалете, работа лифтов и т.д.); возможность в палате, где находится колясочник, а также в туалете, развернуться на коляске;
5) Наличие кабинета доврачебной помощи;
6) Наличие и исправность вентиляции в палатах и кабинетах мед работников;
7) Наличие доступа к тексту Федеральной и региональной программ обязательного медицинского страхования, адресам и телефонам вышестоящих, контрольных и надзорных органов и организаций (Департамент здравоохранения, Росздравнадзор, прокуратура, Общественный Совет при органе здравоохранения и Росздравнадзоре и т.д.);
8) Наличие информации о том, где и когда можно получить медицинскую помощь того профиля, которую в данном учреждении не оказывают;
9) Наличие и организация работы кабинета доврачебной помощи;
10) Работа регистратуры, включая сроки ожидания записи к врачу;
11) Работа электронных терминалов, наличие программного обеспечения, специалистов и консультантов;
12) Возможность попадания к узким специалистам, минуя врача-терапевта, пациента, страдающего соответствующими хроническими заболеваниями;
13) Вывешена ли в доступно месте информация о:
- диагностических критериях факторов риска и других паталогических состояний и заболеваний, повышающих вероятность развития хронических неинфекционных заболеваний ((установлена приложением N 2 к порядку проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утвержденному приказом Минздрава России от 3 февраля 2015 г. N 36ан);
- Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (утв. приказом Минздравсоцразвития № 665 от 18.09.2006 ред. от 10.11.2011);
- нормы лечебного питания, установленные приказом Минздрава № 330 от 2003 года «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ» (в столовых стационаров и иных местах выдачи лечебного питания); доступна ли эта информация для лежачих больных;
14) Проводилась ли в данном учреждении независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями, и где можно ознакомиться с ее результатами
15) Имеется ли в учреждении отделение медицинской реабилитации, в том числе и в амбулаторных условиях, каким оборудованием не обеспечено, какие необходимые специалисты в отделении отсутствуют;
16) Какого соотношение общего количества пациентов, которых обслужило медицинское учреждение, и пациентов, направленных на медицинскую реабилитацию (МР); какому количеству из числа последних МР осуществляется в выездной форме?
17) Проводилась ли в данном учреждении экспертиза качества медицинской помощи и как можно ознакомиться с ее результатами.
18) Имеется ли в медучреждении центр здоровья, с кем, в каком режиме и как он работает;
19) Имеется ли в медучреждении дневной стационар, с кем, в каком режиме и как он работает;
20) Как организуется оказание высокотехнологической медицинской помощи (какое количество пациентов направлено для получения такой помощи, какие проблемы при ее оказании возникли и т.д.);
21) Какие виды высокотехнологической помощи оказываются в данном учреждении, вывешен ли порядок получения такой помощи, график работы соответствующих специалистов, соответствует ли такой график потребностям и т.д.
22) Какое количество пациентов в данном учреждении прошло диспансеризацию (отдельно 1 и 2 этапы), каково количество из их числа 1) работающих граждан; 2) неработающих граждан; 3) обучающихся в образовательных организациях по очной форме;
23) Какое количество пациентов требовало проведения независимой экспертизы и как вопросы ее проведения решались;
24) Проблемы оказания онкологической, кардиологической, стоматологической помощи;
25) Проблемы оказания иных видов специализированной помощи;
26) Проблемы доступности для пациентов медучреждений (обслуживает ли данное мед учреждение территории с неудовлетворительной транспортной доступностью, были ли переведены структуры по оказанию каких – либо медицинских услуг в другие учреждения или филиале; каково расстояние и время в пути до данных учреждений);
27) Проблемы работы амбулатории;
28) Прием пациентов главным врачом;
29) Каким образом обеспечивается право на внеочередное обслуживание ветеранов и иных льготных категорий.
30) Количество реанимационных коек, в т.ч. на 1000 коек.
Данный перечень вопросов является примерным, может дополняться либо вопросы могут исключаться.
Примечание.
Рекомендации Минздрава предусматривают, что поликлиника может включать в себя: - 1) регистратуру; 2) отделение (кабинет) доврачебной помощи; 3) отделение общей врачебной (семейной) практики; 4) отделение (кабинет) первичной специализированной медико-санитарной помощи; 5) отделения первичной специализированной медико-санитарной помощи (травматолого-ортопедическое, хирургическое, терапевтическое, оториноларингологическое, офтальмологическое, неврологическое и другие);6) кабинеты врачей-специалистов; 7) отделение (кабинет) неотложной медицинской помощи; 8) отделение (кабинет) функциональной диагностики; 9) стоматологическое отделение (кабинет); 10) процедурный кабинет; смотровой кабинет; 11) флюорографический кабинет; 11) кабинет доверия; 12) кабинет кризисных состояний и медико-психологической разгрузки; 13) кабинет медицинской помощи при отказе от курения; 14) отделение (кабинет) лучевой диагностики; 15) клиническая лаборатория;16) биохимическая лаборатория 17) микробиологическая лаборатория; 18) отделение (кабинет) медицинской профилактики; 18) центр здоровья; помещения (учебные классы, аудитории) для проведения групповой профилактики (школ здоровья); 19) дневной стационар; 20) информационно-аналитическое отделение или кабинет медицинской статистики; 21) организационно-методический кабинет (отделение); 22) административно-хозяйственные подразделения (п. 8 Положения о поликлинике, утв. Приказом Минздравсоцразвития № 543н от 2012 года).
Подробнее смотрите
В случае каких-либо сложностей звоните
8-499-478-9515 (Никита, диспетчер акции) ;
8-985-774-2456 (Александр Махаев, старший помощник, член Оргкомитета Единого Дня общественного контроля).
Итоговый отчет следует сдавать Ракуновой Т.В. по адресу Шокальского, 61 корп. 1



Journal information