an_babushkin (an_babushkin) wrote,
an_babushkin
an_babushkin

Информирование пациентов - условие добросовестности медицины


Москва,
                                                                                                                                                                                          Общественная Палата России,
31 августа  2015 года, 

Круглый стол
«Проблемы доступа пациентов к информации о состоянии своего здоровья и иной социально значимой информации».

IMAG4831
Участники круглого стола,
- отмечая, что  доступ пациентов к информации о состоянии своего здоровья и иной информации об основаниях и порядке получения медицинских услуг является важнейшим фактором доверия пациентов к врачам и оказываемой им медицинской помощи;
- констатируя, что в настоящее время пациент по прежнему не получает достаточной и необходимой информации о состоянии своего здоровья, а также иной значимой для него информации;
- считая, что такая информация должна предоставляться пациенту в удобной и понятной для него форме;
- полагая, что информирование пациентов не является самоцелью  и не должно привести к увеличению нагрузки на врача и снижению времени, уделяемого собственно медицинской помощи; само информирование должно быть встроено в стандарт оказания медицинской помощи;
- одобряя работу Минздрава России по развитию электронных форм информирования пациентов, в том числе создания электронной регистратуры,     


РЕКОМЕНДУЮТ:


1)                       Федеральному законодателю:
- внести изменения в ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающую, что право на получение о состоянии здоровья пациента имеет не только пациент или его законный представитель, но также лицо, которому пациент выдал доверенность  на получение информации о состоянии его здоровья, а также  приглашенный им лично адвокат. 
- предусмотреть в статье 22 Федерального закона, что под законными  представителями понимаются:
а) родители либо заменяющие их лица – в отношении несовершеннолетнего;
б) опекун или попечитель – в отношении лица, признанного  недееспособым или ограниченно дееспособным;
в) близкий родственник -  в отношении лица, признанного невменяемым;
г) близкий родственник или иное лицо, осуществляющее уход, - в отношении лица, находящегося в бессознательном состоянии либо которое  в силу  состояния здоровья не способно сохранять критическое отношение  к своему состоянию здоровья;
- дополнить ст. 140 УК РФ частью 2, предусматривающей повышенную  уголовную ответственность за предоставление медицинским работником заведомо ложной информации, а также за неправомерный отказ медработника в предоставлении пациенту либо его уполномоченному в порядке ст.ст. 182; 185.1; 186 ГК РФ представителю устной и/или письменной информации о состоянии здоровья пациента, если это повлекло тяжкие последствия, кроме случаев, когда это вызывалось этическими соображениями; предусмотреть, что пациенту по заключению комиссии врачей-психиатров   может быть отказано в предоставлении такой информации, если пациент злоупотребляет своим правом на запрос информации;
2)                       Органам медико- социальной экспертизы:
- разработать  доступную для пациентов памятку о порядке  оформления инвалидности и прохождения медико-социальной экспертизы;
- предусмотреть  видеозапись проведения заседания бюро МСЭК, доступную для испытуемых;
- предусмотреть, что при  обращении испытуемого или его представителя испытуемому  выдается 
3)                       Органам  управления здравоохранением:
- знакомить пациентов (их законных представителей) по их желанию под роспись со стандартами оказаниями медицинской помощи, программами и протоколами оказания мед помощи через установленные в медицинских учреждениях информационные терминал;
- установить, что любая запись о медицинском вмешательстве в истории болезни (медицинской карте) заверяется не только подписью врача, но и подписью пациента;
- установить, что по просьбе пациента ему выдается не только выписной эпикриз, но и при  необходимости - копия подшиваемого в мед карту медицинского документа, о чем пациент расписывается на оригинале;
- обеспечить безусловное право любого пациента, а в случае смерти пациента - его родных или близких – на проведение независимой медицинской экспертизы
- обязать врачей письменно обосновать показания для выбора медицинского препарата при возражении пациента или его представителя относительно безопасности или эффективности применения данного препарата, отразив  поступившие возражения, в первую очередь при назначении джайнериков;
- обеспечить, чтобы информация, размещенная в клинике,  была понятной и читаемой; предусмотреть в стандарте информирования пациентов обязательное размещение:  а) федерального и регионального льготного перечней лекарственных средств; б) перечень технических средств реабилитации;               
- в обязательном порядке информировать пациентов о выдаваемых /назначенных им препаратах- аналогах, их основном и побочном действии; ввести ответственность за не информирование пациентов о таком  воздействии; 
- предусмотреть  случаи, когда видеозапись оказания медицинской помощи  осуществляется в обязательном порядке и, когда  она осуществляется  по требованию или с согласия пациента
- знакомить родителей вакцинируемых детей, как   со списком противопоказаний при вакцинации и последствиях вакцинации, так и с последствиями отказа от вакцинации  и статистической  вероятности наступления указанных последствий; предусмотреть  повышенную защиту интересов детей, у которых в результате вакцинации наступили  негативные последствия;
- обеспечить информирование в том числе при  помощи понятных  и удобных для восприятия памяток, текстов в сети Интернет,  информации на стендах о том, что пациенту положено бесплатно, обеспечение выдачи страховой компанией  по требованию пациента соответствующей памятки;
- обеспечить, чтобы по жалобе пациента в вышестоящий орган управления здравоохранением дополнительная экспертиза проводилась  в другом учреждении и специалистами,  не работающими  в учреждении, проверка в отношении  которого проводится;
- обеспечить пациенту достаточное время для обсуждения с врачом вопросов его лечения; с этой целью ввести в штат крупных медицинских учреждений  должность уполномоченного по правам пациентов,   напрямую подчинив его руководителю органа управления здравоохранения (такой опыт имеется в ряде стран, например на Кипре);
- запретить платность выдачи медицинским учреждением справок о состоянии здоровья, в том числе для посещения бассейна, прохождения реабилитационных мероприятий, как  нарушающую право пациентов  на получение информации о состоянии своего здоровья;
- предусмотреть  порядок информирования пациентов о внеплановой платности  бесплатных услуг при возникновении чрезвычайных ситуациях (в настоящее время по предлогом исключительных ситуаций имеют место поборы с пациентов; например, в Можайской амбулатории отказываются принимать людей на забор крови в порядке живой очереди, требуют деньги на оплату пробирок, которые якобы кончились);
- предусмотреть обязательное размещение:  
                на дверях мед кабинетов – информации о праве инвалидов и ветеранов на прием вне очереди;
                            в кабинете проведения  МСЭ – а) порядка обжалования выводов МСЭ,  в т.ч. обращения в главное бюро МСЭ; б) порядок  разработки ИПРИ и необходимость ее оформления; в) перечень мероприятий и оборудования, которые инвалид может получить по ИПРИ бесплатно; по просьбе  испытуемых выдавать им соответствующие справки;
                            информацию о порядке  получения санаторно-курортного лечения.  
Министерству здравоохранения РФ:
- совместно с некоммерческим партнерством «Национальная медицинская Палата» разработать и применять механизмы общественного  контроля за оказанием должной медицинской помощи и содействии в социальной интеграции, в отношении лиц, содержащихся в психо- неврологических интернатах и других закрытых учреждениях органов здравоохранения и социальной защиты населения;
- разработать форму письменного оформления рекомендаций по приобретению и приему лекарств, которые отпускаются не по рецепту (в настоящее время врач чаще всего пишет данные рекомендации на клочке бумаги);
- разработать порядок и форму информирования заинтересованных лиц о наличии у гражданина открытой формы туберкулеза или иных опасных заразных заболеваний.

4)      Правительству РФ в соответствие  с требованием части 3 статьи 58 и части 5 ст. 101 Федерального Закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации",  которые предусматривают, что граждане имеют право на проведение независимой медицинской экспертизы в порядке и в случаях, которые установлены положением о независимой медицинской экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации; разработать Положение о независимой медицинской экспертизы;
5)      Общественным правозащитным объединениям, работающим в сфере защиты прав пациентов:
-  провести проверку возможности получения лицом, имеющим полис, медицинской помощи в федеральных медицинских учреждениях;
- обратить особое внимание на проверку мед пунктов   вокзалов (в том числе на  предмет выдачи справок пациентам об оказанной им мел помощи)

Исп. Бабушкин 985-910-77-14
IMAG4825

IMAG4826

IMAG4827

IMAG4829

IMAG4830

Tags: Здравоохранение, Общественный контроль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo an_babushkin november 20, 2018 04:27 3
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments