an_babushkin (an_babushkin) wrote,
an_babushkin
an_babushkin

Category:

На подводной лодке.

26 августа 2015 года наша поездка в Североморск закончилась экскурсией в необычный музей  - музей подводного флота, расположенный на подводной лодке К-21.
Годом рождения российского подводного флота считается 1906 год, когда император Николай Второй отдал распоряжение выделить подводный флот в самостоятельный вид войск.
Первые подлодки ходили на бензиновом двигателе, и в основном использовались для минирования водных просторов и имели всего лишь один отсек. Особого вреда противнику они не причиняли, но пугали вражеские корабли самим фактом своего присутствия. Так, 11 подлодок дальневосточного флота в годы войны с Японией не дали японскому флоту захватить Владивосток. Основную опасность такие подложки представляли для собственного экипажа,  так как замыкание электропроводки могли  привести к взрыву.

Затем появились дизельно-электрические подводные лодки.  К их числу относится и посещенная нами К-21, построенная в 1937 году. Всего было построено 6 лодок подобного типа. Однако 5 из них пропали без вести в годы  ВОВ,  и не найдены до сих пор. И только К-21 дожила до  Дня Победы.
В 1960-е годы появились атомные подводные лодки, огромные, имеющие повышенную живучесть, срок автономности которых ограничен только запасами продовольствия и составляет 90 дней. Двигатель такой подводной лодки может работать за счет  имеющегося топлива лет на 10; атомный двигатель позволяет  из океанской воды  получать и кислород для дыхания и пресную воду для питья.
Однако  вернемся назад.
С 1922 по 1933 год Северный флот не имел подводной составляющей: в 1922 году по указанию Ленина подводные лодки на Северном Ледовитом океане были ликвидированы «за ненадобностью».  В 1934 году несколько подлодок прибыли в Североморск через Беломоро-Балтийский канал.
В 1937 году на воду была спущена К-21.  Расчетные сроки  ее автономного плавания под водой составляли 50 дней, однако на практике оказалось, что без пополнения топлива лодка может плавать в 2 раза меньше,  так как расход топлива составил не 4 тонны в сутки, как  предполагали конструкторы, а целых 9!
С 1941 по 1944 годы К-21 (лодка имела статус линкора) выполнила 12 выходов в плавание, уничтожила 19 вражеских судов, но главной ее, как это ни странно стали 4 неудачных выстрела по немецкому крейсеру «Тирпиц» около норвежских берегов: узнав, что в этом месте находится советская  ПЛ  немецкий флот покинул этот  участок моря, что спасло 12 английских транспортных судов, которые немецкий флот был намерен уничтожить. В 1944 год корабль направили на ремонт, после окончания которого  ПЛ стала учебной базой. В 1980 году К-21 была заключена в бетон и стала музеем.
Спускаемся по лестнице во второй отсек. В нем оборудована экспозиция об истории подводного флота России. Экскурсию ведет Юрий Сергеевич Анащенко, директор филиала музея Северного Флота.   Про подводный флот он может рассказывать часами! И рассказывать не просто захватывающе, а так, что  начинаешь жалеть, что  не служил на флоте.
Впереди и сзади ПЛ – торпедные отсеки, имеющие номера 1 и 7. В каждом из них находилось по 10 торпед. Рядом с торпедами обитали сами моряки – каждый отсек был оборудован 12 3-ярусными койками. Это сейчас каждый член экипажа подложки имеет  собственный кубрик, на дизельно-электрических подлодках собственный кубрик – помещение размером с половину вагонного купе, имели только капитан, помощники капитана, боцман, навигатор и акустик (приборы, установленные на К-21, могли услышать то, что происходило в 40 км от  ПЛ,  на немецких судах радиус звукового обнаружения  составлял 100 км.; помочь нашей подлодке засечь появление врага на расстоянии, которое  не слышали наши приборы, помогал акустик - человек, обладавший острым и тонким слухом).
Торпедный отсек предназначен не только для торпед и проживания моряков, но и для того, чтобы моряки  смогли эвакуироваться с ПЛ. Максимальная глубина, с которой  можно эвакуироваться человеку – 120  метров. Однако в истории  подводного  плавания  с такой глубины еще никто не всплывал; самая большая глубина всплытия  составляла примерно 60 м.  При всплытии со 120 метров  время всплытия составит почти 2 часа,  а первые десятки  метров  моряки должны дышать не кислородом, а гелием: иначе кровь у них закипит  и они погибнут.
Третий отсек – рубка управления.  Здесь находятся перископ, через который капитан видел, что происходит сверху. Перископ снабжен механизмом для  фотосъемки, на них обычно фиксировались результаты выстрелов.
Еще один отсек  был предназначен  для политико- воспитательной  работы: за присевшими за столики  моряками бдительно следил портрет В.И. Ленина.
Проходы в переборках между отсеками имеют круглую форму и диаметр примерно 0, 8 метра.  В случае аварии  эти отсеки перекрываются и те, кто находятся в пострадавшем отсеке, оказываются отрезанными.
К-21 имела 3 уровня: наверху   находится рубка и 2 надводных орудия; на среднем уровне  - частично описанные 7 отсеков. Под ними  находится трюм, где хранится горючее, боеприпасы и прочие запасы.
Спальные кровати  в К-21 были расположены практически  повсюду. Нам рассказали, что для того, чтобы  современные подводники оценили комфорт современных подводы лодок, первые дни службы они проводят на дизельно-электрически ПЛ.
За 3 мурманских дня мы не только сходили на увлекательную экскурсию, но и возложили цветы к многочисленным памятникам подводникам:  в Мурманске – к  памятникам  подводникам,  погибшим  в мирное время,  в Ведяево -  к памятнику морякам,  погибшим в лодке «Курск», в Североморске – к памятнику моряку «Алеше».  Если в годы ВОВ погибло около 1200 подводников,    то за 70 после военных лет погибло почти 800 человек. По  странному   совпадению количество погибших подводных лодок составляет 13.
Мое сердце  сжалось,  когда я посетил памятник в Мурманске. Главная деталь памятника подводникам,  погибших в мирное время, - надводная рубка ПЛ «Курск». Это не копия – рубка настоящая, и снята  с поднятой подлодки. Гибель «Курска»  Рядом – построенная  в виде маяка башня, в которой хранятся данные всех  североморцев, погибших при  исполнении своего военного долга. И мы тоже листаем альбомы с этими скупыми и безрадостными  сведениями.
Час на подводной  лодке  открыл для меня совершенно невероятный   мир людей, которые, будучи зажатыми  со всех сторон толщами воды, сохраняют способность действовать быстро,  решительно и самоотверженно, умеют находится под водой 90 дней, не бояться трудностей,  и   всплывать  совсем  неожиданно там, где их никто не ждет.
PS: спасибо Алеше Свистунову ит другим моим друзьям за поправки в текст. Исправил.
А. Бабушкин
IMAG4741

IMAG4740

IMAG4739

IMAG4738

IMAG4737

IMAG4780

IMAG4779

IMAG4777

IMAG4776

IMAG4774

IMAG4773

IMAG4772

IMAG4769

IMAG4768

IMAG4767

IMAG4765

IMAG4764

IMAG4761

IMAG4760

IMAG4757

IMAG4756

IMAG4755

IMAG4753

IMAG4752

IMAG4749

IMAG4748

IMAG4747

IMAG4746

IMAG4745

IMAG4744

IMAG4743

IMAG4742
Tags: Путевые заметки, Путешествия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo an_babushkin november 20, 2018 04:27 3
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments