Набирает ход реформа образования в России, целью которой является постепенное введение платного образования, что сделает его в конечном итоге недоступным для основной массы и приведет к массовой деградации населения. 25 марта в Общественной Палате РФ «Комитетом за Гражданские Права» был организован круглый стол по теме «Как защитить российское образование от бездумных реформ».
Участники общественных слушаний отметили, что :
- качество образования в СССР и Российской Федерации рассматривалось специалистами в качестве лучшего в мире; именно высокое образования стало предпосылкой успехов нашей страны в области культуры, науки и техники в 20 веке;
- удельный вес расходов на образование в системе ВВП является одним из главных критериев того, в какой степени политика государства может рассматриваться в качестве социальной; при этом в России данные расходы в несколько раз ниже, нежели в развитых странах;
- образование в стране должно быть бесплатным, кроме случаев, когда образование носит элитный характер;
- опыт деятельности образовательных учреждений, обучение в которых оплачивается, показывает, что даже такие учебные учреждения не смогут существовать без государственной финансовой поддержки;
- одним из последствий введения в стране платного образования станет снижение рождаемости, так как родители будут лишены возможности оплачивать образованием всем детям;
- сферы образования и медицины являются стратегическими для государства; отсутствие достаточной государственной финансовой поддержки образования ведет к нестабильности общества, подрыву государственной и общественной безопасности, росту социально деструктивных тенденций, разрушению государства;
- предлагаемая реформа образования ведет к его разрушению, росту молодежной преступности, снижению роли образования, как фактора профилактики правонарушений; нельзя исключить возможности того, что такая реформа образования приведет км разрушению страны, деградации единого культурного пространства;
- так как 40 % населения России имеют доход ниже уровня бедности, реформа образования приведет к недоступности для детей из бедных семей качественного образования;
- предлагаемая реформа образования повторяет ошибки, допущенные при осуществлении монетизации льгот в 2004 году;
- концепция реформы образования направлена исключительно на подготовку рабочей силы для бизнеса и государственного аппарата и не преследует на обеспечение интересов самого учащегося и его семьи;
Ниже приводятся рекомендации:
Общественная Палата России,
25.03.11
Рекомендации общественных слушаний
«Как защитить российское образование от бездумных реформ».
1)Не допускать отказа государства от выполнения своих обязательств перед системой образования и перекладывание бремени финансовой ответственности государства на бюджет семьи.
2)Не допускать коммерционализацию образования и превращение образовательной деятельности в источник извлечения прибыли. Превращение сферы образования в источник извлечения прибыли не только повлечет снижение интеллектуального потенциала нации и развитие социального неравноправия в стране, но и нанесет необратимый ущерб экономике страны, замедляя научно-технический прогресс, внедрение достижений науки и культуры.
3)Сохранить в школьной программе действующий базовый учебный курс, в том числе курс литературы и истории в качестве обязательных. Нельзя не отметить, что именно курс истории и культуры в первую очередь формируют мировоззрение человека, в том числе такие качества, как патриотизм и любовь к Родине. Дополнительные к базовому курсу добровольно выбираемые курсы по своему объему не должны превышать 10–15 % от учебной нагрузки.
4)Сохранить и расширить систему школ для детей с ослабленным здоровьем, которые не могут обучаться в массовой школе; охватить обучением детей – инвалидов, в том числе и ту их часть, которая доступа к образованию в настоящее время не имеет;
5)Восстановить ликвидированные в начале 2000-х годов малокомплектные школы в сельской местности. Сохранение и восстановление таких школ является условием сохранения села;
6)Прекратить закрытие и восстановить закрытые военные образовательные учреждения, при необходимости обеспечив их перепрофилирование в соответствие с потребностями страны;
7)Вводить любые радикальные изменения системы образования только после их широкого всенародного обсуждения, полноценной общественной экспертизы и экспериментального апробирования;
8)Восстановить достаточную, доступную и бесплатную сеть учреждений и мест, где дети и молодежь школьного возраста могла бы заниматься досугом и спортом;
9)Осуществить в 2011 году прокурорские проверки реализации конституционного права на получение образования детьми, проживающими в сельской местности;
10)Считать недопустимым нахождение в одной группе детского дошкольного учреждения свыше 25 детей.
11)Развивать различные формы семейного образования
12)Обеспечить возможность получения профессионального, в том числе и высшего образования, лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, в том числе на основе дистанционных методов получения образования.
13)Обеспечить доступность учебной и методической литературы для студентов высших учебных заведений.
14)Не допускать сокращения в высшей школе учебных часов по политологии, социологии, культурологии, философии.
15)Обеспечить получение бесплатного высшего и послевузовского образования.
16)Обеспечить льготные условия образования для детей из многодетных семей, из семей матерей – одиночек и других семей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
17)Не допускать сокращения ставок психологов и логопедов в школах и детских садах.
18)Законодательно предусмотреть, что образование в школах должно быть неразрывно связано с воспитанием.
19)Признать неприемлемым в качестве критерия оценки труда преподавателей успеваемость учащихся, как критерия, направленного на фальсификацию результатов образования и создающего мотив для такой фальсификации.
20)Восстановить на телевидении учебный канал, создать учебный радиоканал.
*Данные рекомендации были согласованы с участниками мероприятия и отосланы в вышестоящие инстанции
**Данное мероприятие проводилось Комитетом "За гражданские права"
Journal information