?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Может ли быть такое, что в столице нашей Родины городе Москве сотни детей школьного возраста лишены доступа к образованию? Что дети, которые хотят и могут учиться, подобной возможности лишены?   Что люди, лишившие этих детей права  на образования, будучи уличенными в своем злодеянии,  не прячут стыдливо лица, а гордо рассказывают о том, почему эти дети должны быть лишены конституционного  права на образование?
Такого не может быть! – скажете Вы и ошибетесь. Потому что в г. Москве подобные процессы уже идут полным ходом.
Пока что доступа к образованию оказались лишены  только дети,  попавшие в беду. Казалось бы, именно  таким детям в первую очередь нужна поддержка,  участие, внимание  взрослых. Но со стороны педагогов такого внимания к попавшим в беду детям отсутствует. Заниматься этим им запретил Департамент  образования.

Еще с конца 19 века повелось,  что, если учащийся ребенок попадал в приют или в больницу, то заботу об его образовании брали на себя учителя ближайших  школ.
До 2015 года никому не приходило в голову, что может быть как- то иначе.
Однако в начале 2015 года ко мне пришла группа  учителей, работающих  в школе № 950 г. Москвы. Эти учителя обучают детей, водворенных в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, сокращенно – ЦВСНП ГУВД Москвы.
Учителя рассказали, что ежегодно через Центр проходит  более 700 детей из числа беспризорников, правонарушителей, детей, отличающихся   девиантным поведением и требующих особого внимания, чтобы они, став взрослыми, не стали опасными и жестокими преступниками.
Как член Совета при Президенте, я часто посещал Центр и  видел, что последние 20 лет Центр успешно справлялся с этой задачей: уровень правонарушений среди воспитанников Центра, в который  собирали наиболее трудных детей со всей Москвы, был минимальным. Проверки, проводимые Общественной наблюдательной комиссией, показали высокий стандарт соблюдения в ЦВСНП прав и законных интересов детей.  Разумеется, эти успехи достигались не сами по себе, а благодаря той образовательной деятельности,  которые вели учителя. Ведь некоторые из детей  на момент попадания в Центр не умели даже писать и читать.  А встреча с учителями становилась для ребят  дверью в мир знаний  и образования.
Педагоги рассказали, что директор школы заявила учителям: детей из Центра Вы больше учить не будете. Никакого отношения в нашей школе центр не имеет.
Так может быть, это - личная позиция госпожи директора?  Увы и увы!  9 апреля 2015 года заместитель начальника Управления государственного надзора и контроля в сфере образования В.И. Веснина пишет, что так как в лицензии ГБОУ «Школа № 950» отсутствует запись о ведении образовательной деятельности в ЦВСНП, педагоги школы больше не смогут осуществлять образовательную деятельность в Центре.
Но как же быть Центру, в котором дети находятся иногда по несколько месяцев. Никого не учить? Поручить вести уроки полицейским?
Ответ на этот вопрос есть у  заместителя руководителя Департамента    образования г. Москвы Т.В. Васильевой: «Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД по г. Москве вправе самостоятельно осуществлять обучение содержащихся в нем лиц при наличии лицензии на образовательную деятельность».
Но зачем ЦВСНП оформлять лицензию на образовательную деятельность, искать учителей,   организовывать  образовательный процесс, если раньше с этим прекрасно справлялась школа?  Не проще ли в лицензию школы  внести запись об обучении детей, находящихся в ЦВСНП? Ответа на этот простой и ясный вопрос  г-жа Васильева Т.В. не дает.
Но может быть иная ситуация в городских больницах, в которых дети проводят по несколько месяцев.
Связываемся с 15 психиатрической больницей. В ней – 90 коек для подростков. Да, - отвечают нам – десятилетия с нашими детьми успешно занимались школьные учителя. В 2015 году таких занятий не проводится.
В Морозовской детской больнице – 1000 коек. Немало среди ее пациентов детей школьного возраста. Но и туда перестали приходить учителя.
В бывшей 21 детской больнице  (сейчас она – филиал больницы № 9)  для беспризорных детей развернуто 80 коек. Учителей  дети в этой больнице также не видят.
Что же получается? Дети, которые попали в беду, пережили стресс, оказались оторваны от своего привычного окружения, и, как никогда раньше, нуждаются в том, чтобы рядом с ними был учитель, такой поддержки оказываются лишены?
Но в Департаменте образования уверены: дети, попавшие  в больницу,  в приют, в ЦВСНП – не наши дети.  У Департамента нет времени и желания  ими  заниматься. Есть такое желание у администрации соответствующих учреждений: что ж, на доброе здоровье,   оформляйте лицензию, учите  сами.  Пусть хирург ведет математику, стоматолог – историю, санитар – великий и могучий русский язык. Если же желания оформлять лицензию нет (а чтобы ее получить, необходимо  оформить и сдать ни много ни мало, как 19 документов!), ничего страшного, пусть дети не учатся. Все для Департамента образования г. Москвы эти дети – чужие.   В школу не ходят. В списках не значатся. Денег не платят. Ну и зачем, спрашивается, эти дети Департаменту образования г. Москвы нужны?
10 июля на мероприятии Совета при Президенте России пришла Министра здравоохранения Нина Владимировна Суслонова. Мой помощника Саша Махаев спросил ее: учатся ли в школах  областные дети, попавшие  в областные больницы. Министр первоначально даже не поняла вопроса. «Конечно, учатся! -  ответила она. – А разве в Москве не так?»
Нет, Нина Владимировна, в Москве все совсем не так.  В Москве  ежегодно несколько тысяч школьников, которым нужна помощь и поддержка, не получают образования, безнадежно отстают от образовательной программы, остаются на второй год, утрачивают мотивацию к учебе.
Так, может быть, чиновники Департамента образования Москвы, заглянут в   Конституцию России,  обнаружат там статью 43, гарантирующую право на образование. Хочется надеяться на лучшее.   Однако пока что руководство Департамента не дает  ни малейших оснований подозревать их в наличии у них здравого смысла и уважения ка закону.
А как обстоит дело в других субъектах Российской Федерации. Мы позвонили в Красноярск, Краснодар,  Санкт-Петербург и Татарстан. Повсюду очень удивились тому, что запись в бумажке  под названием «лицензия» может оказаться выше  конституционного  права. «Но ведь они же сами выдают лицензию!» - воскликнул, недоумевая, наш собеседник из Татарстана.
Наплевательское  отношение к детям, попавшим в трудную ситуацию,   уже расползается по стране.  Так, в Ростовской областной детской больнице обучение детей прекратилось примерно 2 года назад: школа вдруг заявила,  что обучать будут только тех детей, которые  находятся в больнице больше 30 дней. Но  такие пациенты имеют, как правило, более тяжкое заболевание. Кроме того,  при поступлении пациента  чаще всего трудно бывает определить, сколько времени ему придется провести в медицинском стационаре.
Да, пока что московский «опыт» вызывает недоумение. Однако мы должны помнить, что  в регионы из Москвы проникает не только хорошее.  Поэтому нет и не может быть никакой гарантии, что подобные безобразия не докатятся до регионов. И тогда уже не тысячи, а десятки  тысяч детей и их родителей на вопрос о том, почему дети, попавшие  в больницы и приюты, не получают образования, вместо помощи будут выслушивать глубокомысленные рассуждения о том, что  виною всему – лицензия, в которой отсутствует адрес данной больницы.

А. Бабушкин

Recent Posts from This Journal

promo an_babushkin november 20, 04:27 2
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
diveevoo
Aug. 16th, 2015 12:47 pm (UTC)
Во сколько обходилась эта услуга в платном размере?
Они ведь не бесплатно учили?
Это негодование ведь не из-за потери дополнительного дохода?
Почему бы не нанять штатного учителя для таких детей?
artemjan
Aug. 16th, 2015 01:16 pm (UTC)
Урезают бюджет, разумеется. Во многих школах, например, сократили ставки психолога, социального педагога, логопеда. Про кабинеты зубных врачей в школах молчу, они пропали ещё в 90-х. Как прикажете учить детей логопатов? Директор школы будет НАНИМАТЬ логопеда или психолога на какие деньги? Свои?
aspasiaroma
Aug. 16th, 2015 12:52 pm (UTC)
а десятки тысяч детей и их родителей на вопрос о том, почему дети, попавшие в больницы и приюты, не получают образования, вместо помощи будут выслушивать

Цитата

Помню, я болела. Ко мне учился приходила... Давно это было. в 60ые.
artemjan
Aug. 16th, 2015 01:19 pm (UTC)
Полезно изучить вопрос про малокомплектные деревенские школы, которые просуществовали в России до 2010-х. Их теперь нет.
an_babushkin
Aug. 16th, 2015 03:01 pm (UTC)
Отличная идея!
fdhjcbq
Aug. 16th, 2015 01:27 pm (UTC)
Главное что б за Путина в бюллетенях галочку ставили
vika2903
Aug. 16th, 2015 01:35 pm (UTC)
Дети в ЦВСНП, конечно, нуждаются в образовании. Но есть ли смысл обучать их по программам массовой школы? Не целесообразнее было бы организовать коррекционный курс, чтобы дети к моменту определения их дальнейшей судьбы смогли включиться в школьный процесс?
Я в этой теме человек не посторонний - много лет назад работала психологом в приюте для несовершеннолетних и знаю, какие именно сложности у этих детей с образованием. Визиты школьных учителей мало помогают, это скорее формальность.
Что касается больницы, то в больнице дети - неожиданно - больные, ослабленные. Имеют они право во время, свободное от неприятных и болезненных процедур отдохнуть, поиграть, просто полежать? Не понимаю, какая необходимость добивать их учебой. Опять же, не с потолка об этом говорю: сама вела уроки в психиатрическом детском стационаре. Мартышкин труд и лишний стресс детям.
an_babushkin
Aug. 16th, 2015 03:07 pm (UTC)
Отчасти с Вами согласен, однако речь идет именно о детях, которым необходимо не просто не выпадать из образовательного процесса, а получать образование неотрывно от нахождения в учреждении здравоохранения или ЦВСНП
( 8 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars