an_babushkin (an_babushkin) wrote,
an_babushkin
an_babushkin

Сроки ответа начальника СИЗО

Начальникам учреждений
ФСИН России
Копия: С. Хроменкову
Заключение председателя
Постоянной Комиссии Совета при Президенте России по вопросам содействия работе ОНК и реформе пенитенциарной системы.

          Ко мне поступило обращение видного иркутского правозащитника Святослава Хроменкова, который сообщил, что в ходе проведения общественного расследования по бунту воспитанников Ангарской воспитательной колонии 14-15 марта 2015 года, в числе нескольких учреждений правозащитниками было проверено СИЗО № 1.
           Однако начальник учреждения отказался предоставлять информацию незамедлительно, предложив направить запрос в порядке закона «Об порядке рассмотрения обращений граждан», после чего ответ будет дан в течение 30 суток.

         Изучив представленные материалы, а также нормативно-правовые акты, действующие на территории РФ, прихожу к следующим выводам.
           В соответствие с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», данным Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Согласно части 2 той же статьи, установленный указанным Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
          В связи с тем, что Федеральный закон Российской Федерации от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" устанавливает иной порядок рассмотрения обращений членов Общественных наблюдательных комиссий, включая предмет обращений, обстоятельства, при которых такие обращения направляются, и т.д., 1 Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не регулирует правоотношения, связанные с обращением членов Общественных наблюдательных комиссий (далее - ОНК) в государственные органы.
         Кроме того, члены ОНК, будучи наделенными полномочиями, которыми иные лица не наделены, имея в связи с этим особые права и неся особые обязанности, обладают признаками специального субъекта, в связи с чем применение в отношении их обращений правовых норм 59-ФЗ фактически лишит их статуса спецсубъектов, так как не позволит им реализовать свои специальные полномочия.
В соответствие с ч.ч. 4, 5 и 6 ст. 16 76-ФЗ «Об общественном контроле…», Члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе: 4) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать и рассматривать предложения, заявления и жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания; 5) в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии; 6) обращаться к должностным лицам администраций мест принудительного содержания, органов прокуратуры, органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов Министерства обороны Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, органов управления образованием Российской Федерации по вопросам обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.
          Указанные нормы следует понимать в нормативно – правовом единстве, как взаимно дополняющие и раскрывающие содержания друг друга.
          Применение 30- дневного срока рассмотрения обращений, установленный 76-ФЗ, как правило, исключает возможность реализации членами ОНК указанных прав.
          Так, например, если обращение лица, содержащегося в местах принудительного содержания, касается вопросов его безопасности, защиты от пыток, охраны здоровья, то получение информации и сведений, необходимых для реализации соответствующих прав, лишает правозащитную деятельность членов ОНК смысла, приводит к неизбежным и необратимым нарушениям прав человека.
          С учетом того, что лицо, подозреваемое и обвиняемое в совершении преступления, не может находиться в ИВС более 10 суток в месяц, а срок содержания под стражей не может быть избран более, чем на 3 месяца, применение 30- дневного срока направления ответа также вносит в деятельность ОНК признаки фиктивности, недопустимой волокиты, формализма.
          Кроме того, неполучение ответов на обращения членов ОНК, касающиеся соблюдения прав человека, в разумный срок, препятствует реализации полномочий, указанных в п. 6 ст. 16 76-ФЗ в части обращения к должностных лицам органов УС и прокуратуры.
          Так как законодатель до настоящего времени не ввел норм специального регулирования получения ответов на обращения членов ОНК, под законодательством, устанавливающим такой порядок, следует понимать ст. 18 и ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, которые вводят важные принципы рассмотрения обращений.
           Таким образом, срок выдачи ответов и предоставления сведений на обращение членов ОНК должен зависеть только от того, в каком случае защита прав человека будет наилучшей, то есть наиболее полной, своевременной и устойчивой.
            Иное толкование норм ч.ч. 4, 5 и 6 ст. 16 76-ФЗ, на мой взгляд, не может рассматриваться, как соответствующая требованиям ст. 18 Конституции РФ.


Председатель Комитета за гражданские права,
член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член Экспертного Совета по правам человека при Уполномоченном по правам человека в РФ
А. Бабушкин
Tags: СИЗО, СПЧ
Subscribe
promo an_babushkin november 20, 2018 04:27 3
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments