- Сегодня будем работать под руководством правозащитников, - сказал Якунин и мы вошли в здание одела.
Первое на что мы обратили внимание – неправдоподобно высокий процент задержанных, якобы отказавшихся от питания. В других отделах ЦАО таких людей – не больше трети, в отделе «Арбат» - 2/3. Анатолий Иванович дал указание взять этот вопрос под контроль.
Помещения для задержанных встретило нас чистотой и свежей краской. Однако мы обратили внимание на то, что освещение в запираемых помещениях оставляет желать лучшего, а единственное окошко закрыто металлическим листом. Анатолий Иванович дал соответствующие указания.
Затем мы стали придирчиво изучать стенд в помещении, где дежурный по разбору работает с задержанными. Стенд нам понравился – удобный, информативный, - однако мы предложили дополнить его надписью о праве задержанного на телефонный разговор, выполненный большими буквами.
После этого наш путь лежал на пятый этаж, в следственный отдел. Именно жалобы на арбатское следствие – волокиту, нарушение прав адвокатов, необоснованное взятие под стражу – в свое время породило мои жалобы на имя начальника ГУВД и Уполномоченного по правам человека и привело к сегодняшней проверке.
Накануне я проверил СИЗО № 3, где содержится 23 обвиняемых, числящихся за Арбатом. После моего обращения к Якунину ситуация разительно изменилась. Волокита почти побеждена. Ряд дел расследован за месяц и уже направлен в суд. Ситуация, когда следователь помещал обвиняемого в СИЗО и на многие месяцы просто забывал о нем, уходит в прошлое. А несколько обвиняемых даже выразили благодарность следователям Арбата, например С. Кочергину, за объективность и оперативность.
Но в разговоре с назначенным накануне начальником Следственного отдела я говорил в основном о проблемах. К обвиняемому Полякову следователь приходил 1 раз за 5 месяцев, а из дела пропали фоторобот, видеозапись, распечатка передвижения машины, а с вещдоков не сняты отпечатки пальцев.
У обвиняемого Амирханова дознаватель Егоров всячески пытается не допустить к участию в деле выбранного обвиняемым адвоката.
Двое обвиняемых – Исаев и Омаров - вполне могли бы участвовать в следствии и, находясь на свободе. Оба молоды, работают, впервые привлечены к уголовной ответственности, обвиняются в кражах менее, чем на 10 тыс. рублей, к тому ущерб в одном случае возмещен полностью, а в другом частично. А 20-летний обвиняемый по имени Давит, обвиняемый в хулиганстве, является москвичом и характеризовался положительно.
В конце встречи мы договорились с А.И. Якуниным, что встретимся и с обвиняемыми Конушбаевым и другими: именно с жалоб по данному делу началось мое внимание к арбатскому следствию. Но сейчас привлеченные по этому делу числятся не за Арбатом, а за УВД ЦАО г. Москвы.
Анатолий Иванович рассказал о принятом им важном решении: теперь каждый понедельник руководство ГУВД будет выезжать в отделы, чтобы знакомиться с состоянием дел на месте.
Я думаю, что члены Общественных Советов и ОНК с удовольствием составят руководству ГУВД компанию в этом важном деле.
А. Бабушкин
Journal information