?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

23 января 2015 года

Рекомендации круглого стола
«Защита прав и законных интересов представителей малочисленных народов России, сохранение их языка и культуры»
(четвертый этап круглого стола)

Процессы глобализации, урбанизации и унификации национальных культур, происходящие в 20- 21 веке выдвигают в качестве одной из задач правительств современных государств сохранение национального, этнического, культурного и многообразия.
Исчезновение с лица земли народов, некоторые возникли тысячу и более лет назад является не только культурной и исторической, не также политической и нравственной трагедией.
С исчезновением народов и их языков человечество необратимо утрачивают часть своей культуры, а цивилизация становится беднее. Необратимый характер этих процессов приводит к тому, что исчезает целый пласт цивилизации со своим мышлением, восприятием мира, представлениями о человеческом развитии и месте человека в мире. Подсчитано, что практически каждые 2 недели в мире исчезают по 1 языку. По данным ЮНЕСКО, около 40 % языков народов мира находятся под угрозой уничтожения.
К сожалению, процесс стремительной и опасной этнической деструкции затронул и нашу страну. Все больше и больше представителей малых народов утрачивают национальную идентичность.
Так, из 156 языков коренных народов России, которые существовали, по крайней мере на середину 19 века, полностью вымерло не менее 7 языков, имеют устойчивую тенденцию к снижению носителей – 81 язык, имеют менее 10 носителей – 3 языка, имеют от 10 до 100 носителей – 11 языков, имеют от 100 до 1000 носителей - 25 языков, имеют от 1000 до 10.000 носителей – 10 языков. Таким образом, уже в течение 1 – 2 поколений 49 языков могут полностью исчезнуть.
Согласно переписи 2010 года за 8 лет, прошедших с момента переписи 2002 года, полностью исчез барабинский язык, имевший 8 своих носителей.
В большинстве случаев за некоторым исключением, исчезновение языка влечет исчезновение лица земли и самого народа.

В советское время имелся определенный опыт поддержки малых народов. Так, при Книжной Палате существовал отдел по изданию литературы на языках малочисленных народов.
Сегодня в защите и помощи нуждаются и народы, для которых Россия стала новой Родиной в 20 веке, и которые не имеют своих государственных образований за её пределами, например, езиды, талыши, ассирийцы, и которые не могут ждать помощи от материнских государств.

В мире накоплен определенный, хотя и незначительный, опыт восстановления вымерших языков. Воскресить умерший язык очень сложно, хотя мировая история знает такие прецеденты. Например, в 1970-е годы умер последний носитель мэнского языка. Однако чуть раньше, когда на британском острове Мэн оставалось ещё несколько пожилых людей, говоривших по-мэнски, к ним отправились лингвисты, которым удалось записать большой объём языкового материала. Речь идёт о текстах, на базе которых впоследствии было составлено подробное грамматическое описание языка и подготовлена серия учебных материалов для мэнцев, желающих выучить язык своих предков. Стали разрабатываться и школьные программы преподавания мэнского языка. Таким образом, в английской провинции появились люди, целенаправленно выучившие мэнский язык и пожелавшие, чтобы им овладели их дети. В настоящее время уже есть несколько семей, в которых дети считают своим первым языком мэнский.
В настоящее время действия по защите и развитию малочисленных народов, сохранению и ревитализации их языков носит несистемный характер.
Для восстановления (там, где это возможно) вымерших и защиты вымирающих языков народов России, сохранения и развития малых народов, участники круглого стола РЕКОМЕНДУЮТ:
1) Принять Федеральные Законы
- «О сохранении национального и языкового многообразия народов России», который дополнил бы законодательство, защищающее малочисленные коренные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока;
- «Об основах государственной национальной политики», «Об Уполномоченном Государственной Думы по правам народов на национально-культурное развитие», вернув на рассмотрение Гос. Думы законопроекты, разработанные в 2000 году, но снятые с рассмотрения из-за позиции Правительства. Усилить в проекте законов роль семьи, как субъекта сохранения национальных языка и культуры.

2) Внести изменения в Закон РФ от 25.10.1991 «О языках народов Российской Федерации», предусмотрев:
– изменения в части 4 статьи 3 закона, в соответствие с которыми в местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик, обязательные сферы применения языка населения данной местности, придание ему гарантированного законом статуса;
- изменения в статье 9, указав, что на территории компактного проживания народов РФ обеспечивается обязательное изучение языка и литературы данного народа; лицам, изучающим в образовательных учреждениях язык, число носителей которого составляет менее 10 тыс. человек или было менее 10 тыс. человек не более 10 лет назад, за успешное изучение языка получают государственную стипендию;
- в пункте 3 статьи 10 предусмотреть, что государство не просто создаёт условия для научных исследований языков народов Российской Федерации, но и обеспечивает проведение таких исследований финансами, кадрами, административной поддержкой;
- в части 2 ст. 23 Закона РФ предусмотреть, что субъекты Российской Федерации не только «вправе в необходимых случаях», а обязаны написание наименований географических объектов и оформление надписей, дорожных и иных указателей наряду с государственным языком Российской Федерации производить на языках народов Российской Федерации на территориях их компактного проживания.
3) В связи с тем, что в соответствие со ст. 4 Закона РФ «О языках народов РФ» языки народов Российской Федерации пользуются защитой государства, а органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации гарантируют и обеспечивают социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков народов Российской Федерации, социальная защита языков предусматривает проведение научно обоснованной языковой политики, направленной на сохранение, развитие и изучение всех языков народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, классифицировать малочисленные народы России, находящиеся в неблагополучном положении, классифицировались бы на следующие категории:
А) народы, находящиеся в относительно неблагополучном положении, к которым следует отнести народы с численностью более 10 тысяч человек, количество носителей языка (диалекта) которых устойчиво снижается;
Б) народы, находящиеся в крайне неблагополучном положении, к которым следует отнести народы с численностью от 1 до 10 тысяч человек, количество носителей языка (диалекта) которых устойчиво снижается;
В) народы, находящиеся на грани вымирания, к которым следует отнести народы, количество носителей языка составляет от 100 до 1000 человек и не имеет тенденции к увеличению;
Г) вымирающие народы, к которым следует отнести народы численность носителей языка (диалекта) которых не превышает 100 человек либо язык которых утрачен при сохранении национального самосознания;
Д) обратимо вымершие народы, в которым следует отнести народы, язык которых утрачен, однако имеется подробное описание языка, лица, имеющие генетические корни из представителей этого народа, которые при определенных условиях готовы стать носителями утраченных языка и культуры;
Е) необратимо вымершие народы, в которым следует отнести народы, язык которых утрачен, однако либо не имеется подробного описания данного языка, либо отсутствуют лица, имеющие генетические корни из представителей этого народа, которые при определенных условиях готовы стать носителями утраченных языка и культуры.
Меры, направленные на возрождение этих народов должны быть различны.
В отношении народов, указанных в п.п. «А, Б» было целесообразным:
- создать национальные районы и поселения в местах их компактного проживания;
- обеспечить подготовку педагогов для обучения на национальных языках;
- в детских дошкольных учреждениях и школах изучать родной язык, литературу, историю и культуру народа;
- придать языку статус государственного языка субъекта Федерации;
- обеспечить за счет бюджетных средств выход радиопрограммы, телепрограммы, периодической печати и книг на данном языке;
- проводить молодежные слеты носителей данного языка и культуры, приглашая на них лиц, проживающих также и вне районов компактного проживания;
- создать режим максимального благоприятствования для национальных хозяйств;
- включить изучение истории и культуры данных народов в региональный компонент школьных программ;
В отношении народов, указанных в п.п. «В» было целесообразным:
- создать национальные поселения в местах их компактного проживания;
- обеспечить подготовку педагогов для обучения на национальных языках;
- в детских дошкольных учреждениях и школах изучать родной язык, выплачивая стипендии лицам, которые успешно изучают родной язык, историю и культуру народа;
- придать языку статус местного языка субъекта Федерации;
- обеспечить за счет средств федерального бюджета выход радиопрограммы, телепрограммы, периодической печати и книг на данном языке;
- проводить молодежные слеты носителей данного языка и культуры, приглашая на них лиц, проживающих также и вне районов компактного проживания;
- ввести поощрительную выплату представителям данного народа, не употребляющим крепких спиртных напитков в размере 0,5 МРОТ;
- ввести прогрессивную шкалу выплат родителям в зависимости от числа детей с оплатой 1 млн. руб. за четвертого и каждого последующего ребенка;
- освободить от налогов предприятия данных народов, ведущих традиционные виды хозяйственной деятельности; при необходимости предоставлять им государственную поддержку;
- включить изучение истории и культуры данных народов в региональный компонент школьных программ, который бы изучался всеми школьниками на данной территории.
В отношении народов, указанных в п.п. «Г» было целесообразным:
- создать национальные поселения в местах их компактного проживания;
- обеспечить подготовку педагогов для обучения на национальных языках и культурологов для обучения национальной культуре;
- выявить всех лиц, генетически родственных представителям данного народа; установить для них, а также представителей данного народа, стипендии сроком на 10 лет для изучения родного языка, истории и культуры;
- придать языку статус местного языка субъекта Федерации;
- обеспечить за счет средств федерального бюджета выход радиопрограммы, периодической печати и книг на данном языке;
- проводить ежегодные встречи носителей данного языка и культуры, приглашая на них лиц, проживающих также и вне районов компактного проживания;
- ввести поощрительную выплату представителям данного народа, не употребляющим крепких спиртных напитков в размере 3 МРОТ;
- ввести прогрессивную шкалу выплат родителям в зависимости от числа детей с оплатой 1 млн. руб. за второго и каждого последующего ребенка;
- освободить от налогов предприятия данных народов, ведущих традиционные виды хозяйственной деятельности; предоставлять им всемерную государственную поддержку.
В отношении народов, указанных в п.п. «Д» было целесообразным:
- создать межведомственные и междисциплинарные рабочие группы для максимально полного описания языков и культуры данных народов;
- обеспечить подготовку педагогов для обучения на национальных языках и культурологов для обучения национальной культуре;
- выявить всех лиц, генетически родственных представителям данного народа до 6 колена; установить для них стипендии сроком на 20 лет для изучения родного языка, истории и культуры;
- обеспечить за счет средств федерального бюджета выход периодической печати и книг на данном языке;
- проводить ежегодные встречи носителей данного языка и культуры, приглашая на них лиц, проживающих также и вне районов компактного проживания;
- ввести поощрительную выплату представителям данного народа, не употребляющим крепких спиртных напитков в размере 5 МРОТ;
- ввести прогрессивную шкалу выплат родителям в зависимости от числа детей с оплатой 1 млн. руб. за второго и каждого последующего ребенка;
- освободить от налогов предприятия данных народов, ведущих традиционные виды хозяйственной деятельности; предоставлять им всемерную государственную поддержку.
В отношении народов, отнесенных к категории «Е», представляется необходимым увековечить их память в топонимических названиях, максимально полно описать их язык и культуру, создать посвященные им музеи, включить разделы о них в региональный компонент школьных программ.
4) Во исполнение положения Закона РФ «О языках народов РФ», в соответствие с которым Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные целевые программы сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации и осуществляет меры по реализации таких программ, разработать Федеральную целевую программу сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации, исчезающих либо находящихся под угрозой исчезновения.
Разработать Федеральную целевую программу сохранения и развития народных промыслов, ремесел и традиционной культуры малочисленных народов России.

5) Создать в крупных городах Дома национальностей, в которых бы каждому национальному землячеству было предоставлено помещение, оборудованное компьютеризированным рабочим местом, оказывая особенную поддержку представителям малых народов, как это сделано в Казахстане. Не допускать дискриминации представителей народов, которые не имеют своих организаций.
Рассмотреть возможность создания Ассамблеи народов России под председательством Президента России.

6) Рассмотреть возможность внесения в Перечень памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО объектов, связанных с историей и культурой малочисленными народами России.

7) Создать и разместить в Интернете общедоступный фонд текстов и словарей на языках исчезающих народов России.

8) Ввести специальное грантовое финансирование для организаций, осуществляющих защиту и возрождение исчезающих народов и языков.

9) Составить памятку для представителей малочисленных народов о льготах, предусмотренных законодательством РФ для представителей этих народов.

10) Создать Павильон малых народов России на ВВЦ.

11) Восстановить подготовку преподавателей языков малых народов, предусмотрев подготовку не менее 1 преподавателя на 100 представителей народа более 1000 человек, на 50 представителей народа численностью менее 1000 человек, на 10 человек - численностью менее 100 человек по числу носителей языка.

12) Министерству образования и науки обеспечить организацию и финансирование разработки факультативных спецкурсов по исчезающих языкам и языкам малочисленных народов России.

13) Предоставить представителям коренных народов России, не имеющим своих национально – государственных образований, имеющим национально – культурную автономию право избирать членов Совета Федерации и Государственной Думы с правом совещательного голоса

14) Создать во всех местах компактного проживания малочисленных народов школы с обязательным изучением национальных языка, истории и культуры.
Если это невозможно либо не целесообразно, создать экстерриториальные федеральные бюджетные образовательные учреждения - общероссийские школы изучения языков и культур малых народов в местах их компактного и дисперсного проживания с точками доступа к Интернету по месту проживания представителей малых народов (например, Российская школа изучения селькупского языка, истории и культуры, Российская школа изучения саами языка, истории и культуры), которые практиковали бы различные формы обучения, как по основным, так и по дополнительным образовательным программам.
Примерная структура школы включала бы в себя:
- отдел очного и вечернего образования;
- отдел заочного и дистанционного образования;
- отдел дополнительного образования;
- библиотечно-издательский отдел;
- отдел организации семейного досуга;
- исследовательский отдел;
- отдел развития национальных ремесел.

Следует развивать кочевые школы для обучения детей народов, ведущих кочевой образ жизни.

15) Восстановить федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за сохранение и развитие народов в Российской Федерации.

16) Внести изменение в ФЗ «О погребении и похоронном деле» положения:
- о праве малых народов, имеющих особенности при осуществлении погребальных обрядов, предусматривающие право этнической общины на получение участка на кладбище или земли под организацию национального кладбища;
- придании заброшенным кладбищам статуса памятников истории и культуры.

17) Внести дополнения в законы «О Национально-культурной автономии», «О гарантии прав коренных малочисленных народов РФ», «О землях традиционного природопользования народов Севера, Сибири и Дальнего Востока», «Об общинах коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» ФЦП «Об укреплении российской нации и этнокультурном развитии народов России».

18) Предусмотреть преподавание и изучение в образовательных учреждениях диалектов языков народов России.

Данные меры, несомненно, требуют немалых средств. Однако эти расходы необходимы для сохранения народов, которые могли в мировой истории сыграть такую же роль, как, например, русские, немцы или армяне, но в силу географических, исторических, генетических и иных причин оказались на грани или за гранью вымирания.
Исп. Бабушкин
promo an_babushkin november 20, 04:27 2
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars