an_babushkin (an_babushkin) wrote,
an_babushkin
an_babushkin

Category:

Нарушение прав иностранцев приобретает систематический характер.

Председателю Совета при Президенте РФ
по развитию гражданского общества и  правам человека
Федотову М.А.


Уважаемый Михаил Александрович !

В последнее время Общественные наблюдательные комиссии все чаще сталкиваются с грубым нарушением прав человека в  отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории  Российской Федерации  освобождающихся из мест лишения свободы.
Данные люди, вне зависимости от того, имеют ли они родственников и жилье за границей, проживают ли в нашей стране их семьи, имеют ли они детей, супругов и родителей россиян, ухаживают ли они в Российской Федерации за больными и нетрудоспособными родственниками,  как  долго они  проживают в России, благодаря    дефектам действующего законодательства и правоприменительной практике  оказываются вне правового пространства.
В соответствие со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется ФМС России и МВД России.
В соответствие с п. 1.2  ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ  "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на временное проживание аннулируется в случае принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации.
В соответствие с п. 9.1 ст. 18 разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на работу аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина в Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 N 199 утверждено «Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации".
В соответствие с указанным постановлением  право принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации обладают 8 ведомств, а именно МВД России, ФСБ России, Минобороны России, Минздрав России, КФМ России, СВР России, Минюст России, МИД России.
Решение о нежелательности пребывания принимается указанным федеральными органами исполнительной власти в срок не более 1 месяца со дня представления материалов, свидетельствующих о наличии обстоятельств, являющихся основанием для принятия решения о нежелательности пребывания.
Механизма отмены данного  решения Постановление не предусматривает.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 августа 2007 г. N 171 г. Москва "О порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы" была утверждена Инструкция о порядке представления и рассмотрения документов о принятии распоряжения Минюста о нежелательности пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.
В соответствие с п. 3 Инструкции такое решение может быть принято:
а) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации;
б) в отношении лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию;
в) в случае если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, либо здоровью населения.
В соответствие с п. 5 администрация учреждения, исполняющего наказание при наличии указанных в законе оснований оформляет в отношении иностранного гражданина, осужденного за совершение умышленного преступления, за 6 месяцев до его освобождения, в том числе возможного условно-досрочного, либо в течение 3 дней после возбуждения ходатайства о досрочном освобождении по иным основаниям, предусмотренным законом, опросный лист, заключение о необходимости принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) на территории России  2) и направляет эти документы в установленном порядке во  ФСИН России через ее территориальные органы вместе с копиями вводной и резолютивной частей приговора, других судебных решений, а также иных документов, на которые делаются ссылки в заключении; б) знакомит под роспись осужденного иностранного гражданина с распоряжением Минюста России о нежелательности его пребывания (проживания) в РФ.
В соответствие с п. 6 территориальный орган ФСИН России: а) утверждает заключение администрации учреждения, исполняющего наказание, заверяет печатью установленного образца и направляет документы в центральный аппарат ФСИН России; б) направляет копию распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в учреждение, исполняющее наказание, для ознакомления осужденного.
Центральный аппарат ФСИН России а) обеспечивает контроль за территориальными органами ФСИН России в части сроков подготовки и качества исполнения ими представляемых документов; б) проверяет наличие оснований, препятствующих принятию решения о нежелательности пребывания (проживания), при необходимости запрашивает дополнительные документы, в том числе заключения Федеральной миграционной службы о наличии либо отсутствии у лица российского гражданства; в) по результатам рассмотрения документов, но не позднее чем за 3 месяца до предстоящего освобождения иностранного гражданина или лица без гражданства направляет в Департамент международного права и сотрудничества Минюста России представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 3) с приложением необходимых документов; г) направляет копию распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в адрес территориального органа ФСИН России.
Департамент международного права и сотрудничества Минюста России на основе представленных ФСИН России документов: а) готовит проект распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 4); б) возвращает документы во ФСИН России для дополнительной проверки и подготовки необходимых документов; в) в случае несогласия с представлением Федеральной службы исполнения наказаний готовит заключение по документам ФСИН России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 5) и представляет его в установленном порядке на подпись заместителю Министра, курирующему данное направление деятельности.
Казалось бы такая многоступенчатая процедура должна исключить  серьезные и многочисленные ошибки при решени вопроса о выдворении иностранных граждан. 
Однако  правовая неопределённость оснований, недобросовестность и халатность, к сожалению, далеко не отдельных работников ФСИН порождает   массовые нарушения прав освобождающихся лиц.
В некоторых случаях эти нарушения носят признаки бесчеловечности.
Так, из учреждений УИС Кемеровской области  освободился тяжело больной инвалид Чумаков Валерий Сергеевич, уроженец Казахстана, ранее постоянно проживавший у своей сестре в г. Междуреченске Кемеровской области. Согласно ответа консульства Республики Казахстан от 09.01.14, гражданства Казахстана Чумаков В.С. не имеет. Однако 22 ноября 2010 года, несмотря на то, что родственники Чумакова проживают в г. Междуреченске, а  в Казахстане у него родственников нет, по инициативе органов ГУФСИН Росси по Кемеровской области Минюст России вынес распоряжение о признании Чумакова иностранцем, пребывание которого в России нежелательно. С большим трудом Чумакова удалось госпитализировать в больницу. Руководитель отдела ФМС по г. Междуреченску Шумахер В.В. при приеме руководителя отделения Комитета за гражданские  права  Кузнецовой Н.Ф. сообщила о том, что после того, как с Чумакова будет снята судимость, вопрос об его легализации на территории РФ будет решен. Постановлением Междуреченского суда Кемеровской области  от 25.09.14 судимость с Чумакова была снята.  Однако после этого Шумахер В.В. стала требовать предоставления ей распоряжений Минюста, а также требует, чтобы пожилая правозащитница представила ей нотариальную доверенность  от человека, не имеющего документов, удостоверяющих его личность.
В отношении уроженца г. Харькова Пипия Вахтанга Автандиловича, 1980 г.р., начальником Управления ФМС России по Республике Мари Эл было вынесено решение  о депортации за пределы РФ после отбытия срока наказания.   Между тем, Пипия В.А. въехал  на территорию России в августе  1992 года в возрасте 11 лет,  когда на территории Абхазии, где,  он проживал в это время, началась война.  После 1992 года территорию России он не покидал. В 1994 года мать Пипия пропала и он был взят на воспитание дальними родственниками, проживавшим по адресу г. Краснодар,  ул. Кирова.  По вине органов опеки опекунство над мальчиком не оформлялось.  Мер к его устройству на   учебу и получению им паспорта гражданина РФ  органами опеки предпринято не было.  В 1997 году, лишенный  попечения 16 – летний подросток, был привлечен к уголовной  ответственности и пол года провел в СИЗО.  В 2000 году Пипия переехал в Москву, где стал  снимать жилье,  работая в автомастерских.  Затем он несколько раз был осуждён вновь. Пипия проживает в гражданском  браке с Савосиной Надеждой Андреевной,  которая  находится на 4-м месяце беременности от Пипия.  Ими поданы  документы о регистрации брака. Близких родственников за пределами России Пипия не имеет. Выезжать ему некуда. Грузинским  и украинским языками Пипия не владеет.  Таким образом,  депортация Пипия оказывается направленной на разрушение молодой семьи, принуждение Пипия к совершению нового преступления, создание видимости борьбы с преступностью, сокрытие преступного бездействия  органов опеки г. Краснодара.
Гражданин М. (полные данные есть в ОНК Удмуртии) была прописана в г.Донецке. Пока М. находилась в колонии, в отношении нее было Минюстом РФ было вынесено решение о нежелательности пребывания в России. На основании это УФМС по Удмуртской Республике выносит решение о депортации данной гражданки  в Украину по месту прописки в г. Донецк. При этом  не было учтено, что  на данной территории ведутся боевые действия. Как рассказывает сама М., мама, которая проживает в Донецке, плачет и просит дочь не возвращаться домой, т.к. это опасно. Мама не понимает, что у М. нет особо выбора – она в данный момент находится полностью в распоряжении российских властей.
Л. имела последнее место регистрации в Крыму, гражданство Украны. Пока она отбывала наказание, принято решение о нежелательности пребывания в России. Соответственно УФМС по УР принимает решение о депортации Л. в Украину. Однако из того решения не ясно, куда именно «в Украну» должны депортировать М.  Ее место проживания в Крыму, нет в Украине ни родственников, ни места жительства. Л. в полном недоумении: «Как  так? Я же не виновата, что пока я «сидела» Крым стал Россией. Куда теперь меня депортируют? Где я буду жить?»
Таких случаев – многие сотни, если не тысячи.
В связи с этим считаю необходимым:

  1. Предложить  Правительству Российской  Федерации внести изменение  в Постановление от 07.04.2003 N 199, уточнив и  сузив критерии для признания гражданина  или лица без гражданства  нежелательным иностранцем, предусмотреть механизм отмены распоряжения, как в случае, если допущена ошибка, так и при возникновении новых или установлении вновь открывшихся обстоятельств. 

  2. Обратить внимание ФСИН России на крайне небрежное  выполнение его работниками функций по подготовке документов о признании  гражданина нежелательным иностранцем, разработать  Методические рекомендации о подготовке  документов для признания гражданина нежелательным иностранцем.


   С уважением,

.А. Бабушкин
Subscribe
promo an_babushkin november 20, 2018 04:27 3
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment