Общественная Палата России,
15 июля 2014 года
Рекомендации круглого стола
«Проблема соблюдения прав граждан при применении меры пресечения в виде домашнего ареста» (предварительный текст).
Многочисленные посещения членами Общественных наблюдательных комиссий следственных изоляторов свидетельствуют о том, что в Российской Федерации сложилась массовая практика злоупотребления при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.
Такая практика привела к существенному переполнению следственных изоляторов. Так, в некоторых СИЗО УФСИН России по Московской области переполнение превышает 2 раза, заключенные под стражу вынуждены спать в 3 яруса.
В то же время мера пресечения в виде домашнего ареста используется существенно реже, чем этого требуют общественные интересы.
С января 2010 года на исполнении в УИИ ФСИН было на исполнение более 10 тыс. судебных решений о домашнем аресте. К 78,9 % административно арестованным применяются электронные браслеты.
В отличие от домашнего ареста 1920-х годов, современный домашний арест не является арестом в строгом смысле этого слова, так как охрану данных лиц сотрудники УИИ не осуществляют.
Согласно данным УИИ, за 6 мес. 2014 года зафиксировано лишь 13 фактов, когда лица, которым избран домашний арест, покинули место отбытия домашнего ареста. Такие нарушения не превышают 0,5% от числа подвергнутых домашнему аресту.
По состоянию на 15.07.14 в УИИ УФСН Москвы состоит на учете 217 человек, к которым применен домашний арест.
Анализ соблюдения прав человека при избрании и исполнении меры пресечения в виде домашнего ареста приводит участников круглого стола к следующим выводам.
1) Законодательство не содержит объективных критериев избрания домашнего ареста, что создает судам определенные препятствия для избрания данной меры пресечения.
2) Необходимо расширить практику применения меры пресечения в виде домашнего ареста, дополнительно рассмотрев практику применения домашнего ареста Верховным Судом РФ.
3) Обратить особое внимание на замену заключения по стражу домашним в случае возникновения тяжкого заболевания, не исключающего содержания в СИЗО.
4) Следует внести изменение в УПК РФ, предусмотрев, что, придя к выводу о необходимости ареста подозреваемого или обвиняемого, суд должен проверить возможность применения к такому лицу домашнего ареста. При невозможности избрания домашнего ареста, суд должен мотивированно обосновать, почему в отношении подозреваемого или обвиняемого не может быть избран домашний арест.
5) Следует внести изменения в 76-ФЗ «Об общественном контроле за соблюдением прав человека…», предусмотрев места отбытия домашнего ареста в качестве объектов осуществления общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, в том числе для выхода в суд с предложением об изменении перечня ограничений и запретов.
6) Считать нецелесообразным такие ограничение, как доступ к сети Интернет и переписку.
7) Предусмотреть, что не только ограничения, но и запреты могут быть изменены судом по ходатайству подозреваемого и обвиняемого.
8) Разработать Порядок отбытия домашнего ареста, предусмотрев:
- порядок реализации права арестованного на прогулку;
- порядок получения им свиданий с иными лицами;
- порядок получения им медицинской и психологической помощи;
- порядок реализации права повергнутого домашнему аресту распоряжаться своими способностями к труду;
- порядок получения им питания и материально – бытового обеспечения при существенном изменении материально-финансового положения арестованного;
- порядок получения телефонных переговоров.
Считать необходимым разработку и принятие Федерального Закона «О порядке отбытия меры пресечения в виде домашнего ареста».
9) При исчезновении оснований, по которым избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, заменять данную меру пресечения на более мягкую.
10) Поддержать инициативу депутатов Государственной Думы РФ о том, что в случае тяжелой болезни или смети лицо, находящееся под домашним арестом, имеет право выезда к месту нахождения больного родственника или месту похорон.
11) Предусмотреть, что с ходатайством об изменении меры пресечения и условий отбытия административного ареста в суд могут обращаться также и органы прокуратуры, которые в настоящее время такого права лишены.
Исп. Бабушкин
Journal information