an_babushkin (an_babushkin) wrote,
an_babushkin

Тургояк

После конференции в Челябинске я решил поспать, однако Уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов объяснил мне, то спать нельзя, а надо ехать за 100 км от Челябинска на озеро Тургояк. Поэтому вечером я оказался на живописном берегу уральского озера.

Окружность острова составляет 27 км. Глубина озера достигает 70 метров. В озере якобы живет кто-то 10- метровый, но об этом нам уже рассказал не экскурсовод, а любознательные челябинцы.

Название «Тургояк» переводится, как «Стоп Нога» или «остановка», «привал». Такое название озеру дал Салават Юлаев.

Со всех сторон Тургояк окружен промышленными городами с грязным производством. Среди них – Карабаш, самый грязный город мира по версии Книги рекордов Гиннеса 1978 года. Тем не менее, воздух на озере чистый. Этим озеро обязано тянущимся с запада 200 км. соснового леса. Сосна, по словам нашего экскурсовода

, играет решающую роль в очистке климата земли, в том числе благодаря выделяемым ими веществам.

С давних пор на берегу острова существовал старообрядческий монастырь. Правда, какой именно старообрядческой церкви наш экскурсовод не знал. Закрытый, по его словам, в 1918 году, монастырь до настоящего времени не восстановлен.

Наша дорога лежит на Остров Веры. На этом острове поселилась купеческая дочка девушка Вера, которую не приняли в монастырь и которую ее современники считали святой. Веру активно посещали паломники, она давала им советы и лечила от многих болезней.

Высаживаемся с катера на остров. Земля между серыми камнями заполнена узловатыми корнями елей, хвоей и сосновыми шишками. Тропинка петляет между елями и березками и выводит нас к останцу – слоенному каменному возвышению высоту в 3 человеческих роста. На вершине останца установлен крест. Рядом с останцем похоронена Вера. Крест из лиственницы был уничтожен в 1918 году. В 1991 году крест был восстановлен, но сжигался три раза, пока не поставили нынешний металлический.

С 2003 года на острове ведутся археологические раскопки. Археологами была изучена пещера, в которой жила Вера. Длина пещеры – 19 м. Пещера является погребальным сооружением, устроенным 5, 5 тыс. лет назад. Нас в пещеру просят не спускаться, и мы лишь любуемся 2 темными зевами входов, свод которых подпирают сосновые опоры.

Спускаемся немного ниже к воде и оказываемся около квадратного отверстия, ведущего в подземную пещеру, устроенную 4 тыс. лет назад. Солнечный луч проникает вовнутрь только 2 раза год – 22 апреля и 22 октября в 12.00 дня: обитатели острова знали астрономию.

Повсюду нам попадаются какие – то ямы. Оказывается в течение 200 лет, остров использовался, как кладбище для проживающих рядом старообрядцев. Рядом с могилами родственниками копали землянки, в которых рядом с усопшими жили в течение 40 дней.

Идущий рядом со мною Игорь Сажин, историк по образованию, с археологическим восхищением смотрит на каждый камень.

В 1947 на озеро Тургояк прибыли Берия и Королев. После этого на озере был построен завод по производству межконтинентальных баллистических ракет подводного базирования. Тургояк так понравился Берии, что он построил на острове свою дачу. Мы видели белый забор этой дачи, но в гостях у Берии не были.

В 2007 году до острова Веры намеревался добраться Путин, приехавший на полигон в Чебаркуле. Но не доехал.

После озера мы поужинали в ресторане и отправились домой, то есть по гостиницам.

А. Бабушкин

promo an_babushkin november 20, 2018 04:27 3
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…