Однако прежде, чем роются блиндажи и окопы, взрываются бомбы, льется кровь, люди сгорают заживо и разрываются от мин и снарядов, существует место, в котором будущие войны уже идут. Это место – головы людей.
Вчера, когда я делал обход в своём избирательном округе, меня сильно напугал один разговор со своим избирателем. Один уважаемый мною человек вдруг ни с того ни с сего заявил мне, что ненавидит другого человека.Не менее мною уважаемого. Начинаю выяснять, что случилось. Оказывается причина состоит в том, что тот второй ходит с ленточкой цвета украинского флага, выступает против присоединения к России Крыма, и т.д. «И что?- спрашиваю. – За что его нужно ненавидеть?» «Ну он же против нашей страны!» - удивился мой собеседник.
Как объяснить ему, что именно так начинаются войны?
До того, как война становится горячей, настоящей, осязаемой, той, которой потом будут пугать следующие поколения, она проходит 3 этапа в головах людей.
Первый этап: некая идея становится более ценной, нежели благополучие окружающих людей.
Второй этап: война идей вызывает ненависть к тем, кто является приверженцем идей – конкурентов.
Третий этап: ненависть разрушает все сдерживающие механизмы, сформированные культурой, воспитанием, жизненным опытом, и выливается в действие.
Война – это такое состояние общества, когда количество людей, переступивших порог третьего этапа достигло критической отметки. Если такое происходит внутри государственных элит, - разражается война между государствами. Если такое происходит внутри общества, - разражается гражданская война.
Война – есть отражение неспособности людей при конкуренции идей, идеологий, взглядов, концепций, оставаться на поле спора. Непонимание того, что оппонент, - как правило не враг, что объединяющее людей , - существенной и значительней, чем то, что их разделяет.
Если не брать в расчет Вторую мировую войну, спровоцированную идеологией уничтожения целых народов и носителей конкурирующих идеологий, за последние 114 лет не было войн, целей которых нельзя было бы достичь мирными способами. И тем не менее, в войнах лишь немногим более, чем за одно столетие, погибло около 300 миллионов человек. И , кстати, чаще всего, далеко не худших.
Поэтому, если мы не хотим войны, мы не должны допустить, чтобы она началась в нашем сознании. Надо разучиться ненавидеть, либо хранить это умение для тех крайних случаев, когда ненависть становится неизбежным средством защиты жизни и здоровья.
А. Бабушкин
Journal information