?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

3. Общественный контроль на Украине.

Однако причиной нашей поездки в Святогорск были не прогулки по Святогорску и не посещение Святогорской Лавры.

20 и 21 марта 2011 года в г. Святогорске проходил семинар по общественному контролю за местами принудительного содержания на России, Украине и Белоруси. В семинаре приняло участие 12 украинцев и пятеро россиян. Приглашали также и представителей Беларуси, однако они добраться до Донецкой области не смогли. Россияне были все сплошь правозащитниками, Украину же представляли, как правозащитники, так и 2 бывших помощника министра МВД Украины (в принципе, тоже из числа правозащитников), а также 2 чиновника – один из Департамента пенитенциарной службы (Петр Владимирович) и один из Минюста (Петр Васильевич Кочерган).

Украинские правозащитники любят проводить свои мероприятия в Святогорске. Так, в ноябре 2008 года в этом же месте состоялся семинар по деятельности мобильных групп по мониторингу соблюдения прав человека в деятельности ОВД.

В Украине существует закон о гражданском контроле за военными органами и полицией. В качестве одной из форм контроля наряду с контролем парламентским, прокурорским и другими указан общественный контроль. Но такой контроль предусматривает только возможность направление запросов и получение ответов, но не посещение контролируемых учреждений.

Статья 24 уголовно – исполнительного кодекса (УИК) Украины предусматривает 2 субъекта общественного контроля – наблюдательные комиссии (НК) и объединения граждан. П.В. Кочерган пояснил, что эту норму Украина списала из российского УИК. Однако, на мой взгляд, списала она ее очень удачно, так как появляется возможность дополнить контроль со стороны НК общественным контролем со стороны объединений граждан непосредственно.   

1 апреля 2004 года Кабинетом министров Украины было принято

Положение о наблюдательных комиссиях. Хотя одним из направлений деятельности НК в Положении указан общественный контроль, на комиссии также возложено согласование документов на УДО, замену наказания более мягким, перевода в ДИЗО. На практике подобные согласования и стали основным содержанием деятельности комиссий. При этом у наблюдательной комиссии не было права на посещение учреждений без согласования с начальником учреждении. Там, где комиссии пытались активно работать, начальники учреждений часто не пускали членов НК в учреждения. Возникало противостояние между администрацией ИК и активно работающими членами НК. Возникали ситуации, когда из-за возникшего конфликта НК отказывались согласовывались освобождение осужденных по УДО, а суды из-за отсутствия такого согласования не принимали документы на условно- досрочное освобождение.

НК должны формироваться местными исполкомами в составе 50 % чиновников и 50 % представителей общественности. Однако такого количества представителей общественности в стране не хватает чисто физически: в Украине существует 728 НК, созданные в каждом городе или районе, где существуют СИЗО, ИК и исправительные инспекции, а также в каждой области. Однако проверка показала, что только в 10 % НК существует представительство общественности. Часто председатели комиссии согласовывали УДО единолично, приходили к начальнику колонии, получали папку материалов, ставили на бумагах печать и подпись, и уходили, так и нее встретившись с самими осужденными.

В ноябре 2010 года было внесено изменение в УИК Украины и Положение о Наблюдательных комиссиях (НК).    Члены НК получили право посещения учреждений без разрешения администрации колоний. Не реже 1 раза в квартал НК должна проводить выездное заседание в учреждении. Не реже 1 раза в месяц должен публиковаться отчет комиссии о проделанной работе.

Выступления участников семинара подтвердили, что Комиссии хорошо работает там, где в ее состав входят энтузиасты. Отсутствие государственного финансирования деятельности комиссий, с одной стороны делает их независимыми, но при этом не позволяет большинству комиссий эффективно работать, так как у комиссий нет средств, в т.ч. и на поездки. В ходе дискуссии участники семинара пришли к выводу о том, что наличие государственного финансирования и бюджетной поддержки автоматически не влечет к утрате комиссиями независимости.

Так, в областных НК Киевской и Мариупольской областей выделены по 1 штатной должности членов Комиссии. Однако на качество работы НК это не повлияло.

Одной из наиболее эффективно работающих является наблюдательная комиссия г. Чернигова. В ее состав входит 17 человек, в том числе 7 представителей общественности. Среди этих 7 и бывшая начальница женской колонии Комиссия обратилась к общественным организациям области с призывом направить своих представителей в состав НК. Из 400 организаций, зарегистрированных на территории области, откликнулось только 7. Комиссия сталкивалась с определенными трудностями в своей работе. Так, после того, как члены НК выявили нарушение прав пожизненно осужденных женщин (а в Украине существует пожизненное осуждение для женщин), осужденных женщин отправили в г. Харьков, а у членов комиссии отобрали пропуска, дающие право на посещение ИК. Впрочем, после декабрьских изменений в УИК Украины, такие пропуска уже не нужны.   

Наблюдательные комиссии Украины за время своей работы на основании постановления 2004 года в течение 7 лет столкнулись со следующими проблемами:

- сотрудники ИК нередко обвиняли членов НК в том, что они влезают в вопросы оперативно-розыскной деятельности; на этом основании сотрудники пенитенциарной службы мешали работе членов НК;

- члены НК не имели удостоверений на право посещения; когда некоторые комиссии решили сами ввести мандаты на посещение, случаев против введения таких мандатов выступили администрации областных управлений и надзирающие прокуроры;

- не удается обеспечить должное представительство в составе НК членов общественных объединений;

- не решен вопрос с проездом членов НК к месту нахождения учреждений;

- из сферы контроля со стороны НК выпали следственные изоляторы;

- на НК возложено две зачастую взаимно исключающие друг друга функции: участие в принятии вместе с администрацией решений об освобождении осужденных по УДО и переводе в ДИЗО, с одной стороны, и контроль за деятельностью администрации, с другой.

        Законодательство об общественном контроле учреждений УИС объединениями граждан не разработано. В связи с этим подобного контроля пока что нет. Однако представитель Минюста Украины П.В. Кочерган оптимистично связывает начало осуществления такого контроля с принимаемым в н/в положением о мобильных группах Общественных советов при областных органах управления пенитенциарной системой.

Все выступающие согласились с тем, что в условиях отсутствия закона осуществление, качество и параметры общественного контроля зависит от личности Министра и его отношения к институту общественного контроля.

Ярким примером административной уязвимости института общественного контроля стало создание в 2005 году в МВД РФ мобильных групп, которые осуществляют общественный контроль за ИВС и дежурными частями органов милиции. Для координации мобильных групп в каждой области были назначены помощники министра МВД Украины. В ряде случаев такими помощниками стали общественные деятели, ранее не работавшие в системе МВД. Однако после смены министра (старый министр Луценко был не просто смещен, а по надуманным основания оказался в тюрьме) работа мобильных групп почти прекратилась.

В состав мобильных групп (МГ) входили представители правозащитных организаций, милиционеры и ученые. Правозащитников в составе каждой мобильной группы должно было быть не менее 2-х. Всего же в состав МГ обычно входило по 12- 20 человек. Одним из правил работы МГ было то, что при выезде в состав выезжающих должны были быть включены, как правозащитники, так и представители ведомств. Транспортом членов МГ обеспечивали помощники министра МВД по областям. Они же сами формировали выезжающий состав. Однако после того, как в 2010 году помощники Министра прекратили получать зарплату, поездки прекратились. Украинский опыт показывает: пока общественный институт не сформировался, его государственная поддержка может привести к возникновению зависимости данного института от такой поддержки. И исчезновение привычной поддержки может поставить под вопрос существование общественного института, как такового.

Между тем за последние годы милиция привыкла к работе МГ и часто приглашает представителей МГ для решения возникающих проблем.

В 2009 году был издан приказ о возможности посещения органов милиции в ночное время. Был произведен ряд таких посещений, выявивший нарушения: участники проверки обнаруживали открытые машины, посторонних людей в кабинетах, брошенные вещи Однако прекращение проверок привело и к прекращению ночных визитов.

Еще до создания мобильных групп учёными ведомственного института МВД Украины была разработана форма отчетности. Это помогло в работе МГ, однако, как я понял, и создало некоторые проблемы: не всегда содержание формы отчета соответствовало тому, что участники проверки хотели бы написать.

Работа мобильных групп столкнулась со следующими проблемами:

- для широкой общественности оказались недоступными отчеты мобильных групп;

- не был решен вопрос о назначении координатора каждой из МГ, а координация была возложена на помощников министра. Последние же часто спускали посещения на тормоза;

- при посещении ИВС мобильные группы часто не были обеспечены предписаниями на проверку. Однако в дальнейшем, когда члены МГ стали брать с собою текст приказа Министра, данная проблема была решена;

- областные управления не выдавали нормативно – правовые акты членам РГ, говоря им, что, так как Вас назначил Министр, то и спрашивать эти акты нужно у Министра.

       Информационные отчеты по результатам проведенных посещений анализировались Управлением по мониторингу МВД Украины, которые в настоящее время расформировано.

    Кочерган П.В. рассказал о том, что в 2011 году планируется реформа системы исполнения наказания. Главная задача реформы – снизить численность заключенных. В Украине отбывает наказание и содержится под стражей 152 тысячи человек. Украина занимает 10-е место в мире по количеству заключенных. В 33 СИЗО страны содержится 42 тысячи человек. В связи с тем, что в следующем году в Украине проводится «Евро-2012» власти решили, что 10 % мест было свободно. Планируется вывести СИЗО из центров городов, для решения этого вопроса создана рабочая группа.

Планируется дополнить меры пресечения, в том числе и ввести такую, как изъятие загранпаспорта.

Пенитенциарная система Украины находится в сложном положении. Так, на 2011 год система исполнения наказания страны получила только 47 % от потребностей.

При этом за все годы независимости (то есть практически за 20 лет) не построено ни одной колонии и ни одного СИЗО.

При осуществлении общественного контроля иногда действует такая позиция в отношении членов НК: я тут хозяин, а Вы мне мешаете.

Указом Президента у Пенитенциарного департамента ДПС был изъят и передан Минюсту ряд полномочий:

- все начальники и их заместители областных управлений назначаются по представлению Министра юстиции; начальник службы и его заместители назначаются Президентом по представлению Премьер- министра и по предложению Министра  

- принятие всех нормативно – правых актов, регламентирующих вопросы отбытия наказания и прав человека; но проект актов может готовить и Служба.

Эти изменения в ДПС восприняли болезненно. Не менее болезненно скорее всего будет воспринято еще одно возможное изменение – передача финансирования пенитенциарной службы в ведение Минюста Украины.

С 1 января 2012 года в колониях вводятся телефонные переговоры без ограничений их количества и продолжительности.   А закон от 21 января 2011 года снимает ограничения на вес и число посылок и передач лицам, находящимся в ИК.        

В связи с ратификацией Украиной факультативного протокола к Европейской Конвенции против пыток при Президенте Украины создается Комитет по предотвращению пыток. Ранее Уполномоченная по правам человека Украины Н.И. Карпачева отказалась от того, чтобы эти функции были переданы в ее ведение.

Каждый участник семинара выступил не менее 10 раз. Но особенно интересными были выступления начальника отдела Минюста, курирующего уголовно – исполнительную систему Украины, - Петра Васильевича Кочергана. Слушая его, я ловил себя на мысли, что воспринимаю его, не как чиновника, а как правозащитника. Говоря о численности заключенных в Украине, он сказал: хватит позориться, мы десятая страна в мире по числу заключенных на 100 тысяч жителей.

Тюремная система Украины находится в нестабильном состоянию. За последние полтора года в тюремной системе Украины назначен третий руководитель, которыми стал господин Лисецков. За 2 дня до своего снятия предшественник Лисецкова Галинский подписал приказ о создании в пенитенциарной системе Украины мобильных групп по аналогии с МВД. Однако реализован этот приказ так и не был, так как он не был зарегистрирован в Минюсте, а мобильные группы были созданы нам основе Базы обеспечения Департамента. В этом году планируется издать новый приказ по созданию и работе мобильным группам. Согласно этому приказу эти группы будут создаваться при Общественных советах при областных управлениях ДПС. В состав каждой группы войдет около 5 человек. Эти люди будут назначаться из состава членов Совета.

В декабре 2010 года вышло постановление Кабинета министров о формировании Общественных Советов при органах власти. Общественные Советы по этому положению формируются следующим образом. За месяц до создания публикуется информация о создании Общественного Совета. Право выдвижения кандидатов имеют общественные организации, зарегистрированные более 3 лет назад. В назначенный день первого собрания совета приходят все заинтересованные лица, после чего проводится собрание, устанавливается численность Совета, определяется его структура. Ответственным секретарем Совета является сотрудник Управления МВД Украины.

В своих выступлениях я рассказывал о российском опыте общественного контроля, а также говорил о том, чем отличается российский опыт общественного контроля от украинского.

- главный субъект российского контроля – ОНК контролирует одновременно и органы полиции, и органы УИС, в отличие от мобильных групп Украины, которые контролируют либо милицию, либо вскоре начнут контроль учреждений, исполняющих наказание;

- члены российских ОНК самостоятельно определяют, куда они будут направлять результаты осуществленного ими общественного контроля, в то время, как члены украинских мобильных групп жестко завязаны на те органы, которые наделили их полномочиями. Не направить в эти органы отчет о посещении они не могут. В то же время члены российских ОНК могут принять решение, как о том, что никакие претензии ни в чей адрес направляться не будут, та и направить свой ответ министру, в прокуратуру или в СМИ.

- члены российских ОНК не обеспечены транспортом, в то время, как члены мобильных групп на Украине до 2010 года обеспечивались транспортом помощником министра;

- в Украине СИЗО предметом общественного контроля ни со стороны НК, ни со стороны МГ не является. Правда, в некоторых областях члены НК посещают камеры для несовершеннолетних, однако это происходит не на сновании закона, а потому что так сложилась практика.                                  

Семинар показал, что обоим странам есть чему учиться друг у друга,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      однако российский опыт общественного контроля более системен, устойчив, эффективен и способен повлиять на изменение параметров деятельности правоохранительных систем.

А. Бабушкин

promo an_babushkin november 20, 04:27 2
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars