an_babushkin (an_babushkin) wrote,
an_babushkin
an_babushkin

Поездка в Донецкую область - 2012

2 года назад я побывал на (в) Украине. Поездка была не простая. Мы изучали опыт общественного правозащитного контроля в братской республике. И вот что мы узнали2 года назад (публикую статью без изменений).

1. Город Святогорск.

В 1990-е годы это место было одним из самых бедных на Украине.

Сейчас городу стало полегче, однако из 56 санаториев и детских лагерей Святогорска половина закрыта до сих пор. Мы проезжали мимо кирпичных и деревянных корпусов, заросших тротуаров и заборов с облупившейся краской, за которыми уже более десяти лет не раздаются шаги сотрудников и смех отдыхающих. А самый близкий от р. Северский Донец пионерлагерь был брошен из-за того, что весной его затапливают воды реки. Окна крепких капитальных зданий и спортивная площадка с оградой метров в 8 до сих пор тоскливо смотрят на проходящих мимо поломников и проезжающие машины, надеясь, что те завернут и в их сторону.

На ряде санаторных и лагерных комплексов вывешены плакаты о продаже. Однако на ряде зданий таких вывесок нет: то ли их уже не мечтают продать, то ли они уже продали. Наверное, лет через 10 эта местность будет одним из самых крутых мест отдыха в Украине.

С советских времен в городе осталось 2 санаторно – лесные школы.

В советские времена Донецкая область занимала третье место в Советском Союзе по численности населения: на 26 тыс. км. кв. территории области проживало 5 миллионов человек. Сейчас здесь проживает 4, 5 миллиона.

Население Святогорска – всего лишь 4 с небольшим тысячи жителей. Город состоит из полутора десятка пятиэтажек и нескольких сотен одноэтажных домов. Часть из этих домов – коттеджи из белого кирпича: признаки и роскоши и богатства 1970-х. Наверное, летом они утопают в виноградниках. В конце марта на их стенах и заборах домов видны лишь темные завитки виноградных лиан. Новых домов не видно. Дома аккуратные, дворы – чистые, но не богатые.

Идем по дороге от санатория «Зеленая Роща» к Лавре.

Зеленая Роща запомнилась мне сауной, ужасно холодными номерами и столовой, и одноместным номером в 3- этажном корпусе, имевшим отдельный вход с улицей. Зато в санатории был «wi-fi».  

Справа от дороги – заброшенные гаражи, цеха, склады. Подходим к газозаправке, слава Богу, работающей. Реклама на заправке гласит: «Вашей тачке нужен газ – приезжайте, он у нас».

Неожиданно большим выглядит отделение милиции. Судя по размерам кирпичного двухэтажного здания, в отделении – не меньше 60 сотрудников, что раза в 2 больше, чем нужно на 4 – тысячный городок. Нам объясняют: летом население городка вырастает тысяч до 20. Так что здание, скорее всего, построено с запасом.

По дороге нам попадает роскошный отель с ухоженной территорией, современным дизайном, иностранным названием и суровым каменным львом у входа. Лев похож на Валентина Михайловича Гефтпера, когда он сердится.

В местном магазине продается водка 50 градусов крепости, одеколон «Тройной ретро» и много прочих хороших вещей, разглядеть которые я не успел за недостатком времени.

                                                                                                     

2. Святогорская Лавра.

Святогорская лавра – одна из трёх православных лавр на Украине.

Лавра, значительная которой раскинулась на горе, видна еще из города. Белоснежные корпуса с зелеными куполами и крышами на белоснежной меловой скале – это Лавра. Огромная статуя слева от Лавры на скале, нависающей слева – статуя революционера и большевика Артема (Сергеева), который руководил советской властью в здешних местах. Точно узнать не смог, но, думаю, что Артем возвышается над горой над Северским Донцом метров на 25.

Проходим около недавно выстроенного торгового комплекса, переходим мост через Северский Донец и оказываемся перед обширным комплексом Лавры. Около ворот несут службу казаки. Сразу же за воротами – трехэтажные общежития, выстроенные для поломников в 19 веке.

История Лавры была непростой. Считается, что она возникла в 8 веке за 200 лет до крещения Руси, когда византийские монахи бежали от иконоборцев и обосновались в пещерах Северского Донца, который в те времена носила название Малый Танаис и находился на окраинах Хазарии. По крайней мере, обнаруженные в этих краях нательные кресты датируются 8 веком н.э. Монахи поселились в пещерах, обнаруженных ими в состоящей из мела горе. Постепенно эти пещеры они обустроили и расширили. Не все из этих пещер разведаны на сегодняшний день. Длина же тех, что разведаны, превышает три тысячи метров. Примерно 500 из них мы прошли во время экскурсии.  

До 15 или 16 века Лавра находилась за пределами России: граница проходила по левому (северному) берегу Северского Донца. Гора, на которой была возведена Лавра, находилась же на территории Ногайской степи. Первое упоминание о Святогорской Лавре относится к 1526 году и принадлежит перу германского посла Сигизмунда Гербенштейна.

Нападения на обитель были нередким делом. Для защиты от набегов монастырю были выделены 4 пушки, порох и пушечные ядра. Однако главная геополитическая задача обители состояла в наблюдении за передвижении кочевников.

До 17 века вся Лавра находилась в пещерах. Самым главным из подземных храмов был Успенский подземный храм, который погиб в связи с обвалом. В 17 веке монахами были заложены первые наземные храмы.

После вхождения этих земель в состав России, монастырю, казалось бы, ничто не могло угрожать. Однако в 1887 году Екатерина Вторая закрывает монастырь, в котором в это время проживало более 700 монахов, выгоняет монахов из их обители, а земли отдает Григорию Потемкину. К честит рода Потемкиных следует отметить, что пол века спустя внук Потемкина и его жена дарит монастырю значительную часть отнятых земель, а также деньги в сумме 10 тысяч рублей (стоимость поголовья в 3000 коров в те времена). Святогорская Лавра стала одним из более, чем 700 монастырей, закрытых Екатериной Второй.

От всех храмов Лавры после ее закрытия продолжает действовать только находящаяся на вершине меловой скалы церковь

В 1837 году Лавра была восстановлена. Большинство сегодняшних построек Лавры относится к периоду после 1837 года. К концу 19 века - в Лавре более 800 монахов. В введении Лавры находится 4 школы в окрестных селах. В 1846 году 100- летний старец монах Мафусаил смог обнаружить место, где раньше находился подземный храм преподобных Антония и Феодосия Печорских, который сокрылся еще до 17 века. Храм был расчищен и вновь принял монахов и паломников.

В 1918 году на Лавру обрушиваются гонения. В зданиях Лавры устраивается детская колония, однако соседство с малолетними преступниками не заставляет монахов и иных насельников Лавры покинуть обжитые места. В январе 1919 года значительная часть монахов были зверски избиты, а затем утоплены в проруби реки. Мощи настоятеля Лавры были сброшены с обрыва. Ночью они были найдены, собраны и спрятаны монахами, а в 2008 году обнаружены на кладбище и помещены в центральный собор.

В 1990 –е годы Лавра была восстановлена.

Мы застали территорию Лавры ухоженной, нарядной, такое впечатление, что все построено только вчера. От железнодорожной станции до Лавры каждый час идет переполненный паломниками автобус.

Главная достопримечательность Лавры – ее пещеры. Они начинаются от храма и идут вверх. Пока ждем экскурсовода осматриваем клетки для птиц, в которых обитают великолепные фазаны, падины и попугаи – намного более нарядные и яркие, нежели в зоопарке.

Перед входом в пещеры покупаем и зажигаем свечи, которые и освещают наш путь.

Узкие меловые пещеры круто идет вверх под углом в 25- 40 градусов. Часть пола выложена кирпичом; в середине пола – ложбинка: за последние полторы сотни лет здесь прошагали многие миллионы паломников. Ширина пещеры – около 70 см. Раньше она была уже: часть стен пришлось стесать, чтобы стереть надписи, оставленные посетителями пещер в безбожные времена. По дороге   встречаем 3 мраморные надгробья. Под ними покоятся останки тех монахов древних времен, останки которых были обнаружены в 19 веке.

За одной из боковых ветвей коридора – захоронение монахов средневековых времен. Их похоронили по византийским обычаям: через несколько лет после погребения кости выкопали из земли, после чего кости и черепа сложили по отдельности. Было темно и мы это наследие средневековья ре увидели. Впрочем, от вида сложенных штабелями костей и черепов в монастыре Св. Екатерины на Синае, которые я видел в 2003 году, я не могу прийти в себя до сих пор. Может быть хорошо, что наши предки были язычниками и не балдели от вида выкопанных костей?

В пещерах установлены иконы, написанные на металле: иконы, написанные на дереве, здесь долго не проживут. Иконы встречаются через каждые 80-100 метров. Перед ними – ящички, заполненные песком. В ними я поставил 6 свечек за упокой дорогих мне людей.

Иногда на снежно – белых стенах пещер виднеются жгуче – черные полосы, похожие на вмонтированную проводку. Но это не проводка, а пересекающие мел тонкие пласты кремния.

На нашем пути – три храма. Первый из них - созданная в 16 веке церковь Алексея – Человека Божия. Маленький зал со стенами из мела способен вместить в себя не более 4 – 5 десятков человек. Иконостас церкви был изготовлен из чугуна, погублен в начале 1920-х и восстановлен в наши годы. В 1920-е годы в этом храме находился музей атеизма. Крюки для крепления алтаря выдавались за механизмы для крепления дыбы. В дальнейшем директор музея по фамилии Самохвалов и сам был репрессирован.

Поднимается вверх и выходим еще к одной церкви – Святителя Николы Чудотворца. В 17 веке в этом месте была обнаружена чудотворная икона, а до этого здесь находилась монастырская трапезная. На месте колонны, где была обнаружена икона, - небольшая ниша: здесь можно помазать пальцем мел и нарисовать крест у себя на лбу, загадав соответствующее желание. Что я и сделал.

Рядом с этой церковью – древние кельи. Размер каждой – примерно по 7- 8 м. кв. Кельи соединены друг с другом и имеют прорезанные в скале окна, выходящие в сторону реки. Монахи спали на вырезанном из мела постаменте, однако в стене виднеется отверстие: здесь раньше находилась печка.

За кельями обнаруживаем крошечную комнатку размером примерно 2 квадратных метра (правда в 19 веке ее длина была на пол метра длиннее): именно здесь в течении 17 лет жил Иоанн Затворник (в миру – приказчик и печных дел мастер Иван Крюков). Иван мечтал стать монахом с ранних лет, но был вынужден пройти путь от подмастерья у израсцовых дел мастера, который бил мальчика нещадно, до владельца мастерской и постоялого двора. Уже в возрасте за 40 лет он становится монахом Глинской пустыни Курской епархии, а затем переселяется на Святую гору. Для ночлега Иоанна Затворника в келье был установлен гробу, вместо стула - деревянный чурбане, 5 лет во влажной камере не было отопления. На своем теле святой носил железные вериги. Из дыры в меловой стене кельи была видна река. Сейчас на месте дыры устроено окно, а сама келья обустроена после обрушения, став на пол метра короче, чем была при жизни Иоанна. В келье Иоанн размышлял и молился. Раз в неделю Иоанн Затворник спускался в храм, принимал молящихся, давал им советы. Чтобы встретиться с ним и испросить совета сюда приходили многие тысячи человек. Святой скончался в возрасте 72 лет.

В пещерах при любой погоде зимой и лета постоянная температура – 8 градусов тепла. При такой температуре святой и жил все эти годы.

После кельи святого выходим на смотровую площадку и видим прекрасную панораму реки, леса и раскинувшегося за рекой Святогорска.

Поднимаемся выше и входим в Николаевскую церковь. Первоначально церковь была выточена из меловой скалы. Однако после землетрясения большая часть церкви обрушилась и в 17 веке на средства полковника из Изюма, церковь была восстановлена с использованием сохранившейся от ранее разрушенной церкви алтарной части. Внутри этой церкви нам разрешили фотографировать и я заснял икону Св. Николы Чудотворца, написанную в 17 веке. На двух нитях вдоль иконы надеты десятки золотых и серебряных украшений, подаренных паломниками за помощь, которые они получили после обращения к силе иконы. Как нам рассказал экскурсовод, когда этих украшений накопится больше, для иконы будет изготовлен оклад.

На обратном вижу спешащих на службу прихожан и паломников. Прохожу мимо стоящей рядом с паломнической гостиницей грузовой машины, из кузова которой доносится громкий мужской мат. С трудом удерживаюсь от того, чтобы сделать замечание.  

          

Tags: ОНК, Украина
Subscribe
promo an_babushkin november 20, 2018 04:27 3
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments