an_babushkin (an_babushkin) wrote,
an_babushkin
an_babushkin

Category:

Как следует изменить законодательство об уполномоченных по правам человека.

18 июня 2021 года в Аппарате Уполномоченного по правам человека Российской Федерации и состоялось обсуждение предложений по внесению изменений в ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации».

В своем выступлении я сказал о следующем.

Предложенные поправки в ФКЗ, разработанными Аппаратом Уполномоченного,  являются системными, разумными и направленными на достижение одной-единственной цели – улучшение ситуации с соблюдением и защитой прав человека в нашей стране.

Многие коллеги подвергли критике норму о том, что региональный УПЧ назначается по согласованию с Уполномоченным федеральным. Однако это норма направлена не на выстраивание вертикали Уполномоченных, а на то, чтобы повысить независимость региональных Уполномоченных от давления региональных элит, повышение эффективности их работы по защите прав человека.

Критику коллег вызвало предложение расширить полномочия Уполномоченного на реагирование на нарушение прав человека со стороны органов, осуществляющих публично значимые функции. По их мнению, это делает полномочия Уполномоченного чрезмерно широкими, размывает их, заставляет Уполномоченного реагировать на буквально любые нарушения. Между тем, при этом не учитывается, что ряд государственных учреждений, от которых зависит соблюдение прав человека, акционировались. Среди них, например, бывшее ФГУП «Почта России», которое стало акционерным обществом, однако являются одним из главных субъектов, от которых зависит соблюдение прав на обращение граждан, на доступ к информации, защиту семьи и т.д.  Например, отделение связи в пос. Сосновка Мордовии, где  находится колония для пожизненно осужденных, получая их письма, в течение длительного времени их просто не отправляла. А один из межрайонных  почтамтов Москвы, получив документы от кандидатов в члены ОНК пересылал их по Москве в течение 20 дней, пока срок приема документов для выдвижения членов ОНК не истек.
Трудно согласиться с тем, что подобные безобразия должны остаться вне внимания Уполномоченного.

Одним из главных препятствий для Уполномоченного в защите прав граждан является пресекательная норма о том, что к Уполномоченному можно обратиться только в течение года с  момента, когда было допущено нарушение прав человека. Между тем, такое нарушение может иметь длящийся характер. По смыслу ст. 18 Конституции РФ, время подачи жалобы должно исчисляться с момента, когда такое нарушение началось, а с момента, когда оно закончилось. Длящееся нарушение этим годовым сроком связано быть не может. Предлагается закрепить данную норму в ФКЗ. Это позволит Уполномоченному  более эффективно защищать права лиц, права которых были нарушены много лет назад, но нарушение их прав не прекратилось и продолжается.

В разделе 6, в котором говорится о недопустимости преследовать человека за его обращение к Уполномоченному. Однако при таком преследовании реальная причина преследования и повод преследования теряются, смешиваясь друг с другом. Поэтому предлагается  предусмотреть право Уполномоченного давать заключение о том, что преследование гражданина имеет место в связи с его обращением к Уполномоченному по правам человека либо к иным институтам по защите прав человека.

Очень важной является норма об участии Уполномоченного в формировании ОНК. В раздел 10 поправок предлагается внести следующие изменения:
- предоставить УПЧ право предложить не 1, а не менее 7 кандидатов в члены ОНК  субъекта РФ;
- кроме права предложить дополнение ОНК новыми членами, необходимо также предоставить УПЧ право вносить предложение об изменении их численности.           
- для защиты неугодных членов ОНК, которые, как правило, наиболее активны и эффективны, от исключения из состава Комиссии, предлагается предоставить УПЧ право давать заключение  при исключены членов из состава Комиссии.

Так как УПЧ является дополнительным механизмом правовой защиты, необходимо усилить роль УПЧ при  устранении судебной ошибки, например, предусмотрев, что заключение  УПЧ наличии судебной ошибки  выступает в качестве обязательного основания для возобновления дела по новому  обстоятельству.

Кроме того необходимо предусмотреть  порядок рассмотрения УПЧ заключений субъектов общественного контроля. 

При таких дополнениях измененный закон позволит более эффективно защищать права человека в нашей стране 

       
Tags: Права Человека, Правозащита, УПЧ, Уполномоченный по правам человека в РФ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo an_babushkin ноябрь 20, 2018 04:27 3
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment