?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Неумолимо приближается День Тишины. Ия решил, что не прощу себе, если не увижу Балийский Новый 1936 год, с которым, кстати всех Вас и поздравляю.
5. С Новым 1936 годом!
Уже пол седьмого вечера мое внимание привлекла ритмичная музыка, звучавшая около входа в отель. Оказывается, наш Ого-ого уже был погружен на бамбуковую решетчатую платформу. Ее взяли человек 12 мужчин, среди которых я разглядел Валерия из Самары, сзади пристроилась  процессия еще человек из 12, и под аккомпанемент ударных инструментов из бамбука, процессия двинулась к выходу и отеля. Я и сам не заметил, как оказался одним из ударников (не в смысле результатов работы, а в смысле музыкантов). Однакона улице процессия развернулась обратно и понесла нашего Ого-Ого ко входу в отель.  На площадке перед воротами храма отеля (а во дворе отеля есть полноценный храм с резными воротами, стенами и алтарями 4 правда, не каменными, а изготовленными из темного фигурного бетона) несуны вдруг стали раскручиваться, отчего Ого-Ого, закрепленный на 1 ноге, заходил ходом и у него оторвалась голова.    Однако несущие платформу не расстроились  и под изменившийся ритм музыки бегом кинулись к  дверям отеля.
Мы не стали ждать, как сложится судьба Ого-Ого и отправились на площадь местной общины (комьюнити). Оказывается, Нуса- Дуа состоит из 7 таких общин. Площадь оказалась никакой не площадью, а просторным, похожим на храм, открытым с 2 сторон павильоном, в котором без труда может поместиться несколько сотен человек. Они там и поместились: пока местный (а у каждой общины есть свой) Ого-Ого стоял у входа полицейские, банджары и кто – то еще угощали всех пришедших на церемонию, вручая им бутылку холодного лимонада кулек, ч котором были завернуты рис и острое куриное мясо. Не успели мы сделать  и пару снимков, как полицейские начали угощать и нас.
Пару слов скажу от банджарах (не путать с бомжарами!). Банджпары- это дружинники, назначаемые старостой комьюнити. Все они  работают на общественных началах, но по своему статусу выше полицейских и могут отдавать им указания.    Банджары отличаются наличием раций, особыми головными уборами и клетчатыми саронгами (последние не только делают их похожими за сильно загоревших шотландцев, но и отгоняют злых духов.     
Пиршество длится мнут тридцать, пока я все это пытаюсь сфотографировать, народ куда- то тихонько рассасывается. Проходу по улицам. К 20.00 из 10 магазинов работает один, а среди немногочисленных прохожих попадаются молодые парни в темной униформе, на спине которой написано слово «качаранг»: через 10 часов на сутки остров Бали перейдет под их власть и власть злых демонов.
Куда делся народ мне удается узнать, после того, как я поймал такси и договорился с таксистом по имени И Густи, что за 10 евро меня отвезут на церемонию, подождут 2 часа и доставят обратно.
Выезжаем на широкую улицу, но дальше проезда по ней и мы идем пешком.
Здесь, наверное, собрался весь Нуса Дуо. Туристов не видно, одни местные жители, в основном молодежь.  Каждая из общин города изготовила (или купила, цена – 10 млн. рупий или около 650 евро) своего Ого-Ого. Иногда скульптур несколько. То какая- то дама, по сравнению с лицом которой крокодил занял бы в конкурсе «самый добрый и красивый» первое место замахивается чем- то колюще- режущим на демона, похожего на кабана.  То какой- то монстр держит за руку парящую в воздухе женщину, как можно понять, местную ведьму. При чем фигуры старались сделать так, чтобы с поверхностью платформы соприкасалась лишь одна нога  Ого-Ого, и вся сложная конструкция опиралась на эту ногу, к тому же стоящую на носке.
Каждая община дает представление. Решетка, удерживаемая банжарами, крутится, Ого-Ого танцуют, но головы у них не отваливаются.
Представление должно продлиться до полуночи, после чего фигуры демонов понесут в храм, где кремируют мертвых (это примерно в 4 км от места, где идет праздник).
После этого над островом  воцарится безмолвие.
В День Тишины нельзя не только выходить из дома, но и работать, зажигать огонь, предаваться плотским желаниям и сильным эмоциям. Все работники отелей нам 24 часа остаются на работе. Работают только полиция и скорая помощь. Работники аэропорта Денпасар принимают только транзитные и аварийные самолеты; для этого брахмины их специально сделали невидимыми для демонов. 

6.Касты.
Как и все уважающие себя индуисты, балийцы делятся на касты. И у представителей каждой касты  свои имена или даже имя.
Водителя такси, который меня везет, зовут И Густи. Это говорит о том, что он из ксты ксатриев – воинов, аристократии и королей.
Однообразие балийских имен шокирует не меньше, чем Ньепе.
Балийцы из касты шудры – а это 90 % населения – крестьян и ремесленников, могут носить следующие имена. Если ребенок родился первым, то его назовут Вайян, Путу или Геде. Второй ребенок обязательно будет Маде или Кадек. Третий ребенок будет Ньоман или Команг. Четвертый ребенок будет носить имя Кетут. Чтобы мужчин отличить от женщин у мужчин перед именем идет приставка «И», у женщин – «Ни». Например, мужчина будет зваться «И Вайян», а женщина – «Ни Вайян».Правда у балийцев (в отличие от большинства соседних яванцев)  хотя бы есть фамилии. Отличить одно Путу от другого помогают прозвища, которыми балийцы активно пользуются.
Третья каста - веша (веся, вайшья) дает острову торговцев и административных работников. Из них набираются охранники церемоний, качаланги и другие люди, которые осуществляют функции защиты на общественных началах. У них есть всего лишь 3 имени - Дева, Санг и снова Густ. Мужчина будет зваться – И Дева Ньоман, а женщина - Дева Аю.
Вторая каста – ксатрии, потомки аристократических, воинских и королевских родов. Им с именами повезло еще меньше. Все они должны носить имя Густи Агунг, Анак Агунд или Кокорда. Чтобы детей не перепутать, их номеруют – И Густи Первый, И Густи Второй и т.д.
Высшая каста – брахмины. Мужчины из касты чаще всего носят имя Идабагус, а женщина – Идаайю ( что означает великолепная).
У каждой касты – свой диалект балийского языка. Брахмины будут обращаться к нижестоящей касте на ее диалекте.
Многосотлетняя специализация наложила свой отпечаток на внешность ксатриев и браминов:   первые выглядят более утончено, а вторая – более мудро.
Браки между кастами могут иметь место, но не приветствуются. При браке с представителем другой религии человек теряет принадлежность к своей кассе и право на наследование. При браке между кастами, кастовая принадлежность и супруга из более низкой касты, и ребенка повышается, однако к имени более высокой касты добавляется имя касты более низкой. Свое кастовое происхождение на Бали не скрыть.
А вот неприкасаемых на Бали нет.   

7. Семейные обряды балийцев.
В жизни балийца происходит 4 самых главных события – рождение, церемония подпиливания  зубов, вступление в брак и кремация после смерти.
Первые 105 дней со дня рождения ребенок не должен касаться земли. Отсюда пошла традиция, по которой женщина носит грузы на голове – руки у нее были заняты детьми. В первые дни  после рождения часть пуповины кладется в кокосовый орех; это делается для того, чтобы выросший ребенок не потерял связь с домом. Наверное, из-за этого балийцы путешествуют мало и испытывают шок, узнав, что человек отправился в дальние края лишь для того, чтобы на что – то просмотреть. На 105 день проводится церемония, когда ребенок, наконец-то, ступает на землю.
Церемония подпиливания зубов выполняется для того, чтобы укротить в человеке животное начало. Подпиливают человеку не се зубы, а только клыки. Но спиливают их не полностью, а чуть – чуть. Так как церемония является дорогостоящей и ее осуществляет специальный человек, часто эту церемонию совмещают с церемонией брака.
Брак происходит через обязательное сватовство, ритуальное похищение либо переселением жениха в дом невесты. Брахмин выбирает день свадьбы. Невесту заматывают в 8 – метровую ткань, расшитую золотом, надевают на нее корону из цветов весом килограмма два. На жениха также надевают яркий наряд. Если женится старший сын, тот ему передается семейный кинжал – крис, одну из главных реликвий балийцев (именно при ее помощи покончили с собой последние балийские короли на ритуальной церемонии самоубийства). Церемония брака начинается с того, что у алтаря предков невеста отпрашивается у духов предков, чтобы те разрешили ей уйти из дома. Жених следует к дому невесты в паланкине, который несут друзья жениха. Но на самой главной церемонии, которую в семейном храме проводит брахмин,   присутствуют только семья жениха и невесты. Под молитвы и музыку происходит передача женихом и невестой друг другу различных предметов (специй, яиц, веревки тд). В конце церемонии сжигаются 3 бамбуковые палки, символизирующие крепость брака. Брак регистрируется в домовой книге брахмина.  
На второй день свадьбы вступающие в брак принимают гостей. Дарить можно все  что угодно, но среди подарков обязательно должен быть мешочек риса.
При  разводе, который  случаются на Бали едко, дети остаются в семье мужа.
При похоронах делается желтая башня, украшенная белыми цветами, которая может иметь высоту до 30 м., наверх которой устанавливается гроб, обмотанный белой материей. Также изготавливается черный бык. К храму Пура Далем (храм, где происходит кремация) направляется  процессия. Быка раскачивают из стороны в сторону, иногда процессия направляется обратно. Делается это для того, чтобы душа не вернулась обратно.  Гроб кладут в быка, затем около храма башня и бык с гробом сжигается. После этого пепел кладется в корзины, затем развеивается со скал на берегу моря. Если человек бедный, то его временно захоранивают около храма, пока не будут накоплены деньги на похороны. Иногда бедных людей хоронят вместе с брахминами и ксатриями.     
Нам рассказывают, что в одной из деревень бали-ага хоронят своих мертвых в плетеных гробах, которые устанавливают в лесу около корней деревьев. Экскурсий в эту деревню не водят, а добраться туда можно, только преодолев озеро.

8. Рис.
Не хочется сегодня заканчивать свои заметки о погребальном обряде, поэтому напишу-ка я про балийких рис.
На по острове собирают 3-4 урожая риса в год. Посадка и сбор риса производится вручную. Самое трудоемкое - посадка: ростки сажают вручную, став на колени в воду. Есть здесь и всевозможные комбайны, но их не используют. Когда рис близок к созреванию, главная проблема - отпугнуть птиц (они тоже любят рис): на поле вешают кусочки бамбука. Которые ветер бьет друг о друга, и шуршащие пакеты.
Обычные рисовые поля – небольшие участочки разных цветов – один из самых пейзажей острова. Особенно, если из-за холмистой местности, они расположены террасами высотой от 30- 40 до нескольких метров.  Некоторые делянки – совсем крошечные и имеют несколько метров.
С полей собирают не только урожай риса, но и урожай … рыбы. В воде живет рыба линдунг, которая остается после спуска воды на земле. Рыбка увеличивает урожайность риса, взрыхляя почву, удобряя рис и поедая рисового комара. МС гектара за сезон можнот собрпать от 60 до 600 кг. рыбы. Короче, довольны все, может быть, кроме рыбы.
Когда собирают урожаи, на поле отправляются гуси и утки, которые доедают не убранное, а заодно и удобряют поле.
На рисовых полях стоят соломенные алтари с соломенной фигурой девушки – богини риса и плодородия Дэви Шри.  Ее имя так и переводится  - Богиня Риса. Кстати, пот балийской мифологии, она вылупилась из змеиного яйца.
Ей посвящены не только храмы и алтари, но и Пенжоги – длиннющие , иногда в 3-4 человеческих роста, хвоста из рисовой соломы, на конце которого висит фигурка Дэпи Шри. Этот хвост – и символ вулкана Ганунг, и символ хвоста домового, которой защищает дом от злых сил, повернувшись хвостом в сторону улицы.
На Бали я узнал, что  в мире, оказывается,  существует 7 тысяч сортов риса.
Боле того, выращивание риса затруднено без развитого самоуправления (или жесткой диктатуры), иначе не возможно правильно распределить воду. Процесс ирригации требует и математических познаний. На Бали все рисоделы объединены в общины по названием «субак». Эта община и решает сообща все вопросы.

А. Бабушкин

promo an_babushkin november 20, 04:27 2
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars