?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Давненько я мечтал побывать на Бали, но что- то никак не складывалось.

Наконец, в конце марта 2014 года в самолете, взявшем курс на Амстердам, я все- таки вылетел на Бали. Вы спросите, откуда здесь взялся Амстердам, если Индонезия в целом, и Бали в частности, находятся совсем с другой стороны? Дело в том, что самыми дешевыми перелетами на Бали оказались перелеты из Амстердама, столицы бывшей метрополии, более 300 лет владевшей Индонезией.

1. По дороге на Бали.

Всю дорогу – а заняла она почти 20 часов - мне попадались исключительно порядочные работники аэропортов. В Шереметьево я ухитрился забыть на досмотре обложку паспорта, в которую были вложены все мои деньги.
Пропажу я обнаружил минут через пять, легкомысленно пытаясь сделать покупки в «Дьюти-фри». Пока я гадал, куда же делись обложка и паспорт, о громкой связи меня вызвали на пункт досмотра. Оказывается молодой парнишка по фамилии Ткачев обнаружил обложку, нашел там удостоверение с моими ФИО и начал меня искать. Большущее тебе человеческое спасибо за четность и за оперативность!

При дозаправке в Сингапуре, где нас зачем – то снова (уже в третий раз за сутки) досмотрели, и мы оказались в зоне посадки со «свободным wi-fi». Решил им воспользоваться и я. В моем нетбуке появилось требование ввести номер телефона и паспорт. Ввожу, но ничего у меня не выходит: оказывается, нужен сингапурский номер телефона и сингапурский паспорт. Ничего себе «свободным wi-fi»! Что делать? Я обратился за помощью к местной сотруднице, которая ввела в компьютер номер своего телефона и паспорта.

Вот такие хорошие люди попадались мне по дороге на Бали!

2. Бали: первые впечатления.

Первое сильное впечатление от Бали – необычайно высокая влажность. На острове только – только заканчивается сезон дождей. Влажность такова, что стоило выйти из номера, где температура была установлена на минимум, в коридор отеля, как через несколько секунд очки затуманиваются.

Современный аэропорт в стиле хай-тек построен в прошлом году.

Изучая в дороге путеводитель, пытаюсь понять на что формой похож Бали. На чашу? На какое – то животное. Две ассоциации приходят на ум. Первая: перевернутый Крым с пообтёсанными берегами. Вторая: извините… какающая утка. Ее шея и голова вытянута к Яве. На изгибе спины находится город Сингараджа, бывшая колониальная столица острова. Зад утки повернут к соседнему (находится через залив шириною 35 км. остров Ломбок). Ноги – полуостров Букит – Бадунг с самыми дорогими на острове отелями. Прямо под задней частью утки – остров побольше (Нуса Пенида) и остров поменьше (Нуса Лембонган). Сами понимаете, какой частью утки они являются. Если продолжать аналогии, то остров Ломбок похож на черепаху, которая подплыла к утки сзади, вытянула и голову и смотрит: а что же там утка делает?

Из аэропорта еде, на юг острова, где находится полуостров … На нем – городок Нуса Дуо, где расположен наш четырехвездочный отель «Меркурий». Дорога пересекает залив, является одной из лучших в Индонезии и построена к саммиту государств Тихоокеанского региона, в котором участвовал Путин. Слева виднеется море, справа – залив. Говорят, что Путину понравилось.

Отель мне по приезду как-то не приглянулся (заселяли меня часа полтора), но в первый же день я обнаружил в нем много прикольного: в столовой на местном аналоге ксилофона из

бамбуковых дощечек играет музыкант, вторая дверь из моего номера выходит в тропический сад, а в стену номера вмонтирована открывашка для бутылок

Рядом с нашим отелем – пепелище соседнего отеля. Бедняга имел соломенные крыши, не рассчитанные на не аккуратно курящих европейских туристов. Проходя мимо забора можно и сейчас обонять запах гари.

Площадь острова – 5630 км.кв., что меньше площади Московской области почти в 5,2 раз , а площади Крыма- в 4,9 раза. Зато население острова больше крымского в 2 с лишним раза, и меньше населения Московской области – лишь в 2 раза. Население Бали составляет почти 4 млн. человек.

При этом серьезных промышленных предприятий на острове нет, а живет остров за счет … нет, не туризма, в первую очередь сельского хозяйства. Принимая 1,5 млн. туристов остров получает от них хороший доход, но в бюджете острова этот доход лишь на третьем месте.

Составляя лишь 1/600 часть территории Индонезии и являясь одним из ее 17, 5 тыс. островов (по другим данным – 22 тыс. островов) Бали является самостоятельной провинцией. Таких с стране всего 24 плюс 3 особые территории, о которых я расскажу позднее.

Более того, на крошечном Бали в середине 19 века существовало 9 независимых королевств. «Что там за королевства! – воскликнете вы, – 2 деревни, 10 копий и полтора ружья!» и окажетесь не правы: чтобы подчинить себе эти крошечные королевства голландцам, которые к этому времени уже 2 века владели соседней Явой (а живет на этом острове сегодня 124 млн человек или всего лишь на 20 млн. меньше, чем в далекой России) потребовалось 60 лет вррйн: балийцы умели не только танцевать.

Отправляясь на Бали, я был убежден, что вся инфраструктура острова сориентирована на туристов. Все эти танцы –маски- храмы- церемонии имеют своей целью в первую очередь привлечь побольше падких на экзотику туристов.

В первый же день я понял, что это не так: балийцы не погружаются в мир духов, демонов, богов, традиций ради того, чтобы понравиться иностранцам. Они в этом мире живут.

Индуизм.

Своеобразие Бали и балийцев связано с индуизмом. В крупнейшем исламском государстве мира – Индонезии с ее населением в 220 млн. человек (между прочим, занимающая третье место в мире по населению) маленькая провинция живет по индуистским законам.

Как такое произошло?

Если во всей Юго- восточной Азии буддизм веках в 10- 12 вытеснил индуизм, то на Бали все случилось совсем иначе индуизм шиваистского типа (то есть с поклонением Шиве) слился с буддизмом, породив балийский индо-будизм. В 1-7 веке к власти на Бали приходят буддийские династии. Но в 989 году король Удаяна женится на Махендрадатте, яванской принцессе и индуистке. Однако вытеснение буддизма идет тяжело. В 1343 году яванское королевство Маджапахит в очередной раз починяет Бали Яве и заменяет местные социальные структуры кастовыми индуистскими.

Новое событие происходит в 1515 году: на Яве возникает исламский султанат, а яванский принц с аристократией, жрецами и, как сейчас говорят, творческой интеллигенцией, бежит на Бали. На маленьком острове оказывается весь интеллектуальный цвет могучего государства. Такая, как выразился наш гид, культурная инъекция, не могла пройти бесследно

Для того, чтобы защитить Бали от влияния других религий, новый правитель Бали попросил каждую балийскую семью построить семейный храм.

Известный исследователь Индонезии Михаил Цыганов отмечает, что в 16 веке контакты между балийскими и индийскими индуистами прервались и возобновились только в 1927 году с приездом на остров поэта Робиндраната Тагора.

Основных отличий балийского индуизма от индийского четыре:

- в него проникли и тесно сплелись анимистические верования древних балийцев; поэтому и для современных просвещенных балийцев мир населен многочисленными духами и демонами;

- балийская кастовая система более мягкая; в ней нет неприкасаемых (то есть прикасаться можно ко всем);

- в этом индуизме присутствуют положения буддизма;

- этот буддизм является поклонением … единому Богу, так как и триада Вишну- Брахма- Шива и нижестоящие боги рассматриваются, как разные воплощения единого Бога – Творца по имени Ида Санхьянг Види Васа. Он, кстати, является местным и живет на высочайшей вершине Бали – вулкане Гунунг –Агунг (или «»Верховная Гора»), где находится главное святилище Бали Бесакихе.

Вся жизнь балийцев проходит в церемониях и праздниках.

Наш экскурсовод Людмила, за 4 года чудесно изучившая жизнь острова) рассказала нам о том, что, например, в марте отмечается День железа. Праздник проходит весьма активно: в этот день проводится церемония поклонения железным предметам – машинам, компьютерам, железным инструментам: из них изгоняются злые духи.

Куда же они деваются?

Это стало ясно из рассказанной ею истории. У одного русского парня из их фирмы все время происходили неприятности с мотороллером: то машина ломалась, то он с нее падал, то происходило что – то еще. Балийцы посоветовали ему провести церемонию очищения мотбайка. Тот решил, что хуже не будет и согласился. Вместе с брахмином и друзьями – индонезийцами они поехали на тот самый перекресток, где с мотобайком произошла последняя авария. Все расположись на дороге на месте аварии (водители проезжающих машин с пониманием объезжали участников церемонии), на циновке сел брахмин, который стал раскуривать благовония, звонить в колокольчик и читать молитвы. Для церемонии была приобретена курица, и наш человек все ждал, что беднягу зарежут. Ничего подобного! Злой дух был перемещен в курицу, к которой в качестве опознавательного знака привязали красную нитку и отпустили. После этого все злоключения с мотобайком прекратились.

Для балийца принять участие в церемонии или сделать подношение – почти то же самое, что для нас посмотреть телевизор. Впрочем, подношения делаются, наверное, чаще.

По дороге на обзорную экскурсию наш автобус неожиданно останавливается: по улице идет праздничная церемония, которая движется к пляжу, где должен пройти обряд очищения. Все ее участники – а это человек 500 – одеты в белое. Впереди несут изображения демонов баронгов, а также домового - покровителя Бали, похожего на полупса-полульва. Мимо автобуса проходит брахмин с колокольчиком (как нам рассказывают, такие колокольчики не продаются) для каждого брахмина изготавливают свой персональный) Мужчины несут на головах какие – подносы. В них – еда для подношений. В колоне участников – организованная группа детишек в школьной форме.

Свой священнослужитель - брахмин есть и в каждом отеле.

Во всех дворах – сплошные домашние храмы с резными или соломенными темным крышами. Иногда кажется, что это – не жилой двор, а небольшая выставка-распродажа макетов домов. Один из главных дней для каждой семьи – день основания домашнего храма. Во дворе стоят алтари добрым духам. Внутри дома – духам-покровителям дома. В домашнем храме стоят

алтари главных богов индуизма – Вишну, Шиве и Брахме, а также духам предков. А могил предков у балийцев не существует. Но об этом ниже.

Алтари установлены в отелях и в офисах, ресторанах и магазинах: с добрыми дузхпами и богами надо поддерживать постоянный контакт.

На церемониях балийцы несут подношения богам. Однако боги довольствуются подношениями на энергетическом уровне, а всю еду после церемонии съедают участники. Церемонии очень дорогостоящи: около 70 % всех своих доходов балийцы тратят на церемонии, а живут на остальные 30 %.

Богатство семьи можно определить не по одежде, а по состоянию домашнего храма.

Общественный храм имеет три двора. В первый двор ведут ворота, построенные в виде расколотого на 2 части треугольника (кстати, такую форму имеют и многочисленные ворота, ведущие в жилые дворы и в отели). Ворота эти символизируют расколотую на 2 части священную гору Меру, разделившуюся на мир богов и мир людей, мир духовный и материальный. Первый двор предназначен для людей; в нем играет оркестр и проходят танцы. Задача танцующих вовсе не в том, чтобы повеселиться, а задобрить духов. Второй двор принадлежит миру богов. В нем проходят молитвы. Третий двор находится в воде.

Кошки на Бали без хвостов. Балийцы утверждают, что кошка может передвигаться между двумя, и из-за этого может принести на хвосте злого духа.

Не очень радуются на Бали и собакам, так как в них после смерти переселяются души плохих людей. Держат собак дома лишь европейцы. Но завести породистого пса не просто: ввести собаку на Бали можно только контрабандой за 5 – 10 тыс. долларов с острова Ява.

Основные домашние животные балийцев - певчие птицы. Часто в семье живет по 3-4 таких птички. Впрочем, мы отошли от темы религии. И отошли слишком рано.

Календари Бали и День Тишины.

На Бали используется 5 календарей одновременно.

Главный для балийцев календарь - лунный календарь Сака, по которому на Бали на день моего прибытия был 1935 год. 31 марта на Бали наступит радостный 1936 год.

Еще один календарь, сложный для восприятия Пунгокот, в котором всего лишь 210 дней.

По буддийскому календарю сейчас идет 2557 год, который сменится в мае 2558 годом.

Действуют на Бали григорианский календарь христиан и исламское летоисчисление Хиджры.

Но главный – местный календарь, по которому мы всего лишь через дня справим местный новый год Ньепе, праздник достаточно мрачный и жутковатый.

За 2 месяца до Ньепе повсюду – в организациях, школах, отелях, магазинах и т.д. начинают изготавливать настоящие статуи демонов Ого-Ого. Эти Ого-ого изготавливаются из дерева, соломы и бумаги. Фигуры демонов достигают несколько человеческих ростов. При входе в наш отель стоит красавец с когтями и клыками высотой роста полтора. Демоны изображены в движении – то ли танцуют, то ли готовятся к разборке со своей жертвой.

За несколько дней до Ньепе начинаются сплошные церемонии очищения: 28 марта мы увидели с десяток таких церемоний.

Ближе к вечеру 30 марта начинается парад Ого-Ого, когда по руководством брахминов фигуры демонов проносят по улицам на бамбуковых решетках. В 2- 3 часа ночи Ого-Ого относят на поляны, где сжигают. Казалось бы все закончилось хорошо. Ничего подобного!

Переселенные силой брахминов в бумажные статуи, злые демоны освобождаются и взлетают над островом. И взлетают не просто так, а для того, чтобы расправиться с людьми!

Поэтому на Бали с 6 утра 31 марта до 6 утра следующего дня запрещено выходить из дома, зажигать свет, громко разговаривать, шуметь. И это не просто древняя традиция, это – требование закона. Все учреждения прекращают работу. Ни машин, ни людей на улице нет. Не работает аэропорт. На улице отключается электричество. Остров погружается во тьму. По улице ходят люди в черных одеждах – качаланги, которая смотрят, чтобы никто не выходил на улицу и не зажигал свет. Качаланги не шутят: за нарушение этого правила туристам грозит 15 суток тюрьмы с последующей депортацией из Индонезии и запретом на въезд. Впрочем, для туристов делается послабление: до 18.00 ходить по территории отеля, посещать столовую, купаться в бассейне. Но после 18.00 покидать свой номер нельзя: как вы понимаете, злые демоны и качаланги не дремлют. Но и здесь проявляется определенный либерализм: вечером и ночью в комнате можно использовать приглушенный свет. Разумеется, за плотными шторами.

День тишины устраивается для того, чтобы демоны решили, что люди покинули остров Бали и улетели восвояси.

Так что через 2 дня – день тишины.

promo an_babushkin november 20, 04:27 2
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars