Сенатор Е.Б.Алтабаева отметила, что в условиях коронавируса государства пошли на ограничения прав человека, направленные на ограничение роста пандемии, коллапса медицины. В ряде государств такие ограничения вызвали настоящие коронавирусные бунты. Она сообщила о том, что в России установлен минимум цифровых знаний, которыми должны обладать граждане.

Защитник прав человека Республики Сербия Зоран Пашалич сказал о том, что глобальная пандемия изменила образ жизни людей, затронула все процессы. Кризис показал, насколько наш мир связан между собой. Уполномоченный по правам человека необходим в этих условиях, как никогда. Поэтому в Сербии Уполномоченный вынужден работать 7 дней в неделю. Только по телефону к сербскому Уполномоченному поступило почти 4 тыс. обращений. Было открыто 5 новых телефонных линий, при этом 1 линия была выделена для психологической помощи, а еще 1 – для обращений по вопросам предотвращения пыток. Благодаря вмешательству Уполномоченного удалось добиться ускорения проведения тестов, разрешение на перемещения лиц, которые ухаживают за маломобильными группами.
Уполномоченный по правам человека в Ирландии г-н Тиндал говорил о чем-то очень важном и интересном, но у меня в это время куда-то делся перевод и я не смог понять, о чем он говорил. Надеюсь прочесть это в стенограмме.
Татьяна Мерзлякова, омбудсмен Свердловской области, рассказала о работе с мигрантами на Урале и практике массового освобождения нелегальных мигрантов из ЦВСИГ. Она сказала очень важную вещь: ситуация в период пандемии привела к тому, что пришлось действовать, не оглядываясь на собственные полномочия.
К основным рискам, связанным с соблюдением прав человека в условиях пандемии я отнес:
- увеличение числа людей, живущих ниже уровня бедности, или и вовсе оставшихся без средств к существования;
- неготовность национальных систем здравоохранения к нештатным ситуациям;
- сужение поля общественного контроля;
- изменение роли прав человека в системе приоритетов органов власти и их должностных лиц;
- становление обширной практики нарушения прав человека под предлогом борьбы с коронавирусной инфекцией.
Во многом масштабы этих проблем удалось ограничить сотрудничеством Уполномоченных по правам человека разных стран и разных регионов, как между собой, так и с органами власти и структурами гражданского общества.
Я отметил, что несмотря на пандемию:
- Парламентом по инициативе Уполномоченного по правам человека был принят закон о приближении осужденных при отбытии ими наказания к месту жительства их семей;
- в Уголовно-исполнительной системе удалось добиться того, что уровень заболеваемости коронавирусной инфекцией оказался существенно ниже, чем среди гражданского населения;
- в условиях коронавирусных ограничений членами ОНК за 10 месяцев проведено более 1700 посещений только пенитенциарных учреждений страны, на личном приеме принято более свыше 4000 заключенных;
- поправки к ст. 69 Конституции РФ позволили гарантировать сохранение национального и языкового многообразия народов России, поддержку соотечественников, проживающих за рубежом.
Я предложил следующее.
- С учетом того, что из-за короновирусных ограничений на определенное время были прекращены длительные свидания, отменены посылки и передачи, необходимо внести изменения в уголовно-исполнительное законодательство, предусмотрев не отмену свиданий, посылок и передач, а их перенос на более благоприятный период, а при необходимости их суммирование.
- Дополнить Конвенцию прав человека и основных свобод факультативными протоколами:
- о правах граждан в сфере производства и применения цифровой информации.
- Вызывает сомнение обоснованность штрафов, так как на фоне падения доходов и уровня жизни, даже обоснованно наложенные штрафы влекут психологические стрессы, развитие депрессивных состояний и т.д. Поэтому необходимо изменение системы штрафов с тем, чтобы штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологических правил не приводили к более тяжким последствиям, чем сами нарушения.
- Несмотря на принятые решения прекратить проверку трудящихся-мигрантов на предмет оформления ими миграционных документов, нами фиксируются случаи выдвижения сотрудниками полиции претензий к мигрантам с передачей материалов в суд. Необходимо указание МВД России о том, что проверка документов в поисках нарушителей миграционного законодательства в условиях пандемии является избыточным.
- Необходимо усиление ответственности должностных лиц за нарушение прав человека под видом соблюдения санитарно-эпидемиологических ограничений, когда вводятся ограничения, направленные создание видимости борьбы с инфекционными заболеваниями, однако в реальности направленными на иные цели. Представляется необходимым предоставить Уполномоченному проводить расследования по жалобам на указанные ограничения, приостанавливать их в случае избыточности либо менять их объем.
- Следует ввести норматив обеспеченности коечного фонда при пандемии или иной нештатной ситуации, требующей увеличения объемов оказания медицинской помощи, предусмотреть наличие резервного коечного фонда.





Journal information