an_babushkin (an_babushkin) wrote,
an_babushkin
an_babushkin

Category:

Проведен круглый стол «Фридрих Энгельс и права человека».

Фридрих Энгельс и права человека (основные выводы по итогам круглого стола).

В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс пришел к выводу о том, что эксплуатация человека человеком является нарушением прав человека, а права человека, которые провозглашаются правительством, «распространялись только на господствующий класс - буржуазию - и прямо или косвенно сводились на нет для угнетенного класса – пролетариата».  И только в реализации одного права – на «брак по любви» пролетариат и угнетенные классы имеют преимущество над господствующими классами, так как «господствующий класс остается подвластным известным экономическим влияниям, и поэтому только в исключительных случаях в его среде бывают действительно свободно заключаемые браки, тогда как в среде угнетенного класса они, как мы видели, являются правилом».

В этой работе Энгельс обращает внимание и на то, что политическая революция всегда чревата нарушением прав собственности. «Все так называемые политические революции, - отмечает Энгельс, - от первой до последней, были совершены ради защиты собственности одного вида и осуществлялись путем конфискации, называемой также кражей, собственности другого вида». Однако разбирая ситуацию с Афинами времен Солона, Энгельс приходит к выводу, что совершенное Солоном нарушение прав собственности, было оправданно, так как альтернативой ему стало бы превращение афинян в рабов.   
Как известно, Ф. Энгельс считал, что «право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса» (Манифест коммунистической партии). Как можно сделать вывод из его работ, главной политической задачей он считал разрыв порочного круга зависимости реализации права человека от его материального положения.

Энгельс отмечал, что «с появлением капитализма человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи; извращение человеческих отношений завершено; рабство современного торгашеского мира — усовершенствованная, законченная, универсальная продажность — носит более бесчеловечный и всеобъемлющий характер, чем крепостное право феодального времени» (Фридрих Энгельс. «Положение Англии. Девятнадцатый век». Февраль 1844 года).

Важное значение сыграли взгляды Энгельса на социальные права. При его участии были введены в оборот такие понятия, как право детей рабочих на образование, «ликвидация эксплуатации детского труда». В п. 10 тебований Манифесте коммунистической партии он пишет о необходимости  «общественного и бесплатного воспитания всех детей. Устранения фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.»

Вместе с тем в этой же работе содержатся и такие требования, которые явно нарушают права человека, в том числе - экспроприация земельной собственности, отмена права наследования, конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия. Будучи реализуемыми  в ходе последующих революций, эти нормы приводили к гражданским войнам, в ходе которых складывались политические силы, которые в дальнейшем приводили к власти тоталитарные режимы. В данном случае поддерживающийся Энгельсом разрыв с историческими традициями человеческой цивилизации уводил Энгельса, Маркса и их сторонних от достижения главной цели – построения справедливого общества в интересах трудящегося населения.   

В Манифесте ставится и еще одна важная правозащитная задача - содействие постепенному устранению различия между городом и деревней, которая, насколько нам известно, ранее не ставилась: то, что люди в сельской местности живут хуже и лишены значительной части прав горожан, воспринималось, как само собой разумеющееся.   
Вместе с тем для Энгельса фундаментальные права человека, по-видимому, выступали, как инструмент экономического освобождения рабочего класса, и имели ограниченное самостоятельное значения.

Кроме того, Энгельс критически относился к гражданскому обществу, считая, что «анархия – есть закон гражданского общества».
Энгельс абсолютизировал недостатки современного ему буржуазного общества, распространяя его недостатки на капитализм будущего, недооценивая нравственными, социально-психологическими и религиозными отношениями.

При этом Энгельс выступал за создание такого общества, когда максимальный объем прав будет распространен на максимальное число членов общества, исходя при этом, что все члены общества смогут реализовать свои права только при коммунизме.

Известно множество негативных и чрезмерно критичных высказываний  Маркса и Энгельса о России. Так, дошло до того, что они с симпатией встретили предложение  украинского националиста Духинского доказать, что русские – не славяне,  а монголы или финны. Они рассматривали Российскую империю, как угрозу демократическим процессам в Европе.
Вместе с тем, Энгельс с симпатией относился к трудящимся российского государства. Так, в в статье «О социальном вопросе в России» Энгельс писал: « Что положение русских крестьян со времени освобождения от крепостной зависимости стало невыносимым, что долго это удержаться не может, что уже по этой причине революция в России приближается, — это ясно... Грозное недовольство крестьян уже теперь такой факт, с которым приходится считаться как правительству, так и всем недовольным и оппозиционным партиям».
Далее Энгельс пророчески возвещает о грядущей русской революции: «Эту революцию начнут высшие классы столицы, может быть даже само правительство, но крестьяне развернут ее дальше и быстро выведут за пределы первого конституционного фазиса; эта революция будет иметь величайшее значение для всей Европы хотя бы потому, что она одним ударом уничтожит последний, все еще нетронутый резерв всей европейской реакции. Революция эта несомненно приближается. Только два события могли бы надолго отсрочить ее: удачная война против Турции или Австрии, для чего нужны деньги и надежные союзники, либо же... преждевременная попытка восстания, которая снова загонит имущие классы в объятия правительства».

В целом, признавая важность соблюдения прав человека, Энгельс недооценивал их значение для общества будущего, считая, что воспитания в новом обществе всесторонне и гармонично развитого человека, само по себе обеспечит соблюдение прав и интересов члена общества. «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода. В существовавших до сих пор суррогатах коллективности - в государстве и т. д. - личная свобода существовала только для индивидов, развившихся в рамках господствующего класса, и лишь постольку, поскольку они были индивидами этого класса» - писали Макс и Энгельс в «Немецкой идеологии».

Переоценка значения коллектива, как инструмента защиты личности в обществе,  и недооценка базовых прав человека и значения гражданского общества стала в дальнейшем одним из факторов неудач, которые постигли социалистические революции.
ватсап 3
Ватсап2
Ватсап1
Tags: Интересные факты, Историческая память, Права Человека
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo an_babushkin november 20, 2018 04:27 3
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments