an_babushkin (an_babushkin) wrote,
an_babushkin
an_babushkin

Category:

Рабочая группа СПЧ обсудила Концепциию устойчивого развития коренных малочисленных народов.

Проект. Принят за основу

Москва, 31 июля 2020 года, в режиме ВКС
Рекомендации круглого стола
«Реализация Концепции устойчивого развития
коренных малочисленных народов России».

Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее – Концепция) была утверждена распоряжением Правительства от 4 февраля 2009 года №132-р и предполагает её реализации в 3 этапа.
Распоряжением от 25 августа 2016 года №1792-р. Утверждён план реализации третьего этапа Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Он включает комплекс мер, направленных на сохранение исконной среды обитания коренных малочисленных народов, их образа жизни, модернизацию хозяйственной деятельности и всей социальной сферы (включая систему образования, здравоохранения, культуры) в местах их традиционного проживания.
25 сентября 2015 государства - члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Она содержит ряд целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Каждая из 17 Целей содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет.
Отрыв коренных малочисленных народов от своей земли и ее природных ресурсов не позволяет обеспечить устойчивое развитие этих народов.  

В концепции было выделено 7 задач.
В качестве первой задачи было выделено сохранение исконной среды обитания и традиционного природопользования, необходимых для обеспечения и развития традиционного образа жизни малочисленных народов Севера.
Решение данной задачи предусматривает:

установление правового режима охраны территорий традиционного природопользования с обеспечением доступа малочисленных народов Севера к управлению данными территориями;
обеспечение приоритетного доступа малочисленных народов Севера к рыбопромысловым участкам и охотничьим угодьям, биологическим ресурсам в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
предоставление для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации;
разработку и внедрение методики расчета ущерба, наносимого исконной среде обитания малочисленных народов Севера хозяйствующими субъектами; *IV.4.4);
содействие адаптации малочисленных народов Севера к экологическим, экономическим и социальным последствиям изменения климата и другим факторам, вызывающим стресс;
определение порядка и методики проведения этнологической экспертизы в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;
картирование и оценку природных ресурсов на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;
проведение мониторинга состояния исконной среды обитания и экологической ситуации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.

Второй задачей является развитие и модернизация традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера.
Решение данной задачи предусматривает:
совершенствование практики реализации льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
расширение транспортно-логистических услуг и содействие формированию рынков сбыта продукции традиционных видов хозяйственной деятельности;
поддержка форм малого и среднего предпринимательства малочисленных народов Севера, направленных на повышение эффективности традиционных видов хозяйственной деятельности, включая развитие системы финансовой поддержки, кредитования и лизинга;
развитие сети факторий;
упрощение порядка и процедуры получения лицензий для осуществления малочисленными народами Севера охотничьего промысла в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
охрану и рациональное использование пастбищ, а также завершение земельно-кадастровых работ для развития северного оленеводства;
создание в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности цехов по первичной и глубокой переработке продукции оленеводства и других традиционных промыслов, в том числе с использованием современных технологий;
государственную поддержку развития северного оленеводства и селекционно-племенной работы для улучшения пород северного оленя;
организацию природоохранных мероприятий, включая меры пожарной безопасности, с привлечением представителей малочисленных народов Севера;
совершенствование процедуры предоставления малочисленным народам Севера участков для осуществления рыболовства и охоты;
развитие этнотуризма и экологического туризма с участием представителей малочисленных народов Севера в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
развитие традиционных художественных промыслов, ремесел, включая изготовление сувенирной продукции, а также содействие их продвижению на внутреннем и внешнем рынках.
Третьей задачей является повышение качества жизни малочисленных народов Севера до среднероссийского уровня.

Решение указанной задачи предусматривает:
увеличение объемов жилищного строительства (включая традиционные формы жилища), обеспечение доступности и улучшения качества социальных услуг в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
организацию бесперебойного завоза товаров народного потребления в места традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
повышение качества и доступности транспортных услуг;
обеспечение качественными услугами связи, включая мобильную связь и сеть Интернет;
реализацию программы оптимизации локальной энергетики, предусматривающей строительство источников энергоснабжения малой мощности для обеспечения качественного энергоснабжения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;
стимулирование создания новых рабочих мест в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
создание объектов социального назначения и производственной инфраструктуры, расположенных в местах проживания малочисленных народов Севера;
разработку и внедрение системы показателей качества жизни малочисленных народов Севера для мониторинга их соответствия среднероссийским показателям.

Четвертой задачей является создание условий для улучшения демографических показателей
малочисленных народов Севера, в том числе путем снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни до среднероссийского уровня.
Решение этой задачи предусматривает:
осуществление мер по улучшению экологической ситуации в местах традиционного
проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера;
реализацию программ укрепления здоровья малочисленных народов Севера;
              реализацию мер по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья малочисленных народов Севера;
              проведение регулярных профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья малочисленных народов Севера и социально значимых заболеваний;
укрепление материально-технической базы стационарных учреждений лечебного и лечебно-оздоровительного профилей, включая фельдшерско-акушерские пункты в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
развитие мобильных форм медицинской помощи и повышение доступности экстренной медицинской помощи в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
создание сети консультационных центров телемедицины на базе районных и областных больниц и сети удаленных пунктов телемедицины для получения первичной информации о состоянии здоровья пациентов;

реализацию мер, направленных на снижение количества потребляемого алкоголя, регулирование продажи и потребления алкогольной продукции в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, осуществление в образовательных учреждениях профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя и табачных изделий детьми и подростками;
поддержку и развитие физической культуры и спорта малочисленных народов Севера;
разработку показателей состояния здоровья малочисленных народов Севера и санитарно-эпидемиологической ситуации в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, мониторинг их соответствия среднероссийским показателям.

Пятой задачей является повышение доступа к образовательным услугам малочисленных народов Севера с учетом их этнокультурных особенностей.
Решение указанной задачи предусматривает:
развитие сети кочевых и других специфических моделей школ в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
поддержку малокомплектных детских садов и школ;
оснащение учреждений системы образования современным оборудованием, обеспечивающим высокий уровень образовательного процесса;
внедрение современных технологий дистанционного обучения;
повышение уровня и качества профессиональной подготовки педагогических кадров национальных школ и других образовательных учреждений;

организацию подготовки и переподготовки кадров по специальностям, связанным с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности;
изучение родного языка, национальной культуры и основ ведения традиционного хозяйства;

разработку и издание учебно-методических мультимедийных учебников, электронных пособий для изучения родных языков и национальной культуры малочисленных народов Севера.

Шестой задачей является содействие развитию общин и других форм самоуправления малочисленных народов Севера.
Решение этой задачи предусматривает:
привлечение уполномоченных представителей малочисленных народов Севера к участию в проведении общественных экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
проведение консультаций с малочисленными народами Севера до начала реализации проектов промышленного освоения в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;
развитие форм социального и государственно-частного партнерства представителей малочисленных народов Севера, органов государственной власти и органов местного самоуправления, промышленных компаний;
привлечение представителей малочисленных народов Севера к участию в охране объектов животного и растительного мира в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
поддержку развития территориального общественного самоуправления и общинных форм самоуправления малочисленных народов Севера.

Седьмой задачей является сохранение культурного наследия малочисленных народов Севера.
Решение указанной задачи предусматривает:
создание информационной базы объектов культурного наследия малочисленных народов Севера;
издание произведений устного народного творчества, художественной и иной литературы на национальных языках;
поддержку традиционных художественных промыслов и ремесел;
поддержку создания многофункциональных этнокультурных и культурно-просветительных центров малочисленных народов Севера, модернизацию учреждений культуры;
популяризацию культурного наследия малочисленных народов Севера в средствах массовой информации.

Данные задачи в основном не выполнены.
Напротив, в ряде регионов страны идет свертывание программ, направленных на поддержку традиционной хозяйственной деятельности, создаются дополнительные . Все больший крен делается на мероприятия в сфере культуры.

В качестве основных причин такого положения дел участники круглого стола считают:

  1. Образование территорий традиционного природопользования и поддержка хозяйственной деятельности зачастую подменяется мероприятиями, направленными на этнокультурное развитие.

За последние 10 лет в большинстве регионов свернулись мероприятия, направленные на обеспечение традиционного природопользования, произошло ухудшение законодательства.
Так, в ХМАО специализированный орган ликвидирован, а его полномочия распределены между департаментами и муниципалитетами 
Из 47 народов, включенных в Реестр коренных народов, свои ТТП имеют только 40 народов. При этом органы исполнительной власти в местах проживания абазинов и ижорцев внесли соответствующие.


  1. Отсутствие у представителей КМНС приоритета при осуществлении охоты, рыболовства, оленеводства, собирательства перед иными лицами.  

В ХМАО сформировано 425 ТТП, что составляет 25 % от земель лесного фонда. Но на данных территориях КМНС не имеют никакого приоритета перед охотниками и рыболовами, не отнесенными к числу КМН.


  1. Федеральные Законы содержат не менее 50 полномочий, отнесенных к проблемам устойчивого развития коренных малочисленных народов (КМН).

Однако анализ положений о структурных подразделениях органов власти субъектов РФ, отвечающих за поддержку КМН, показывает, что большая часть полномочий, находящихся в ведении субъектов РФ, в их положениях отсутствуют. Наиболее полным является положение о таких полномочиях у соответствующего Управления Администрации ЯНАО.


  1. Путаница, когда федеральные ведомства зачастую ошибочно ставят знак  равенства между КМН и национальными меньшинствами. Однако КМН, как правило, имеют потребности и нужды, отличные от нужд национальных меньшинств. Так, национальные меньшинства, как правило, обладают своим национально-государственным образованием, которое может оказывать им поддержку. Между тем, из 38 КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока, только 6 смогли сохранить свои национально-государственные образования.

При этом в Конституции РФ права национальных меньшинств регулирует ст. ст. 71 и 72, а права коренных малочисленных народов – ст. 69 Конституции.


  1. Важным фактором является то, что представители КМНС не принимали участие в подведении итогов первого и второго этапов реализации Концепции. 



  1. Сложившаяся система самоидентификации представителей КМНС не позволяет представителям этих народов доказать свою национальность, а также свое участие в традиционном природопользовании.



  1. Государство устойчиво снижает размер субсидий; так, если 2009-2010 г.г. в 28 субъектов размер субсидий составлял 600 миллионов руб., то в 2011 году он снизился до 240 млн. руб., в 2015 - до 205 млн. руб., в 2017 году – до 138 млн. руб., в 2018 году – до 117 млн. руб.

             В некоторых  регионах устойчивое развитие фактически подменено устойчивыми ограничениями.

Вместе с тем и обнадеживающие тенденции. Так, в ФАДН сотрудников создан специализированный отдел подразделения по проблематике КМНС. Ведется переписка с Минсельхозом, Росрыболовством, Минприродой по вопросам защиты прав КМНС.
Получено поручение Правительства о внесении изменений в Концепцию. 

По итогам обсуждения рекомендуется:


  1. Правительству России:

    1. Увеличить размер ежегодных субсидий для КМНС не менее, чем до 1 млрд. руб.;

    2. Произвести расширение перечня коренных малочисленных народов России;

    3. Внести изменения в нормативные-правовые документы, касающиеся добычи представителями КМН водно-биологических ресурсов, предусмотрев право на такую добычу вне мест традиционного  проживания.

    4. Образовать ТТП федерального значения




  1. Минобрнауки:

    1. Увеличить количество бюджетных мест в Институте им Герцена для подготовки специалистов по изучению родных языков не менее, чем на 100 единиц.  




  1. ФАДН России:

    1. Провести анализ и актуализацию Концепции устойчивого развития, включив в нее:


- ссылку на Декларацию ООН о правах коренных народов, как основополагающий международно-правовой документ, и принцип свободного предварительного осознанного согласия;
-  выделить в отдельный раздел нормативно-правовое обеспечение устойчивого развития;
- распространить Концепцию на коренные малочисленные народы России, проживающими вне Севера, Сибири и Дальнего Востока;
- мероприятия, включенные в Концепцию в 2009-2012 г.г., но своевременно не выполненные;
- критерии устойчивого развития, как достижение разумного баланса между сохранением и повышением эффективности традиционного природопользования, современных видов хозяйственной деятельности, культурного и языкового развития, включая увеличение численности народа, повышения удельного веса лиц, владеющих родным языком.           

  1. Разработать Модельное положение о структурном подразделении органа исполнительной власти по проблемам КМН;

  2. Разработать Модельное положение о специалистах органов местного самоуправления по КМН. 

  3. Повысить статус структурного подразделения в составе ФАДН, которое занимается  коренными малочисленными народами.

  4. Ежегодно подводить итоги реализации Концепции с участием представителей коренных малочисленных народов.



  1. Органам исполнительной власти субъектов РФ предусмотреть:

- наличие структурного подразделения, отвечающего за защиту прав и законных интересов КМН;
- наличие в положениях о полномочиях органам исполнительной власти, отвечающих за КМНС, всего перечня актуальных полномочий, отнесенных к полномочиям субъектов РФ в данной части;
- обеспечить, чтобы вопросами КМНС занимались профильные специалисты в сфере традиционного природопользования.

5. Верховному Суду РФ:
- принять обзор судебной практики по вопросам защиты прав КМН в части обеспечения их права на устойчивое развитие.


Примечание: представитель ФАДН
84956477198 /141 Буров Александр Сергеевич   
Tags: КМНС, Малые народы России, Народы России, Права Человека
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo an_babushkin november 20, 2018 04:27 3
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments