?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Направился я 4 марта 2014 года в Челябинск проверять  СИЗО,  да знаменитую колонию № 6 в г. Копейске, да и обнаружил, что свои старые заметки я так на своем блоге и не опубликовал.
Мне остается лишь принести извинения и опубликовать заметки и фото полугодовой давности.    

Проведя в г. Челябинске семинар по общественному контролю, я направился на юг Челябинской области в знаменитый Аркаим.  По дороге мы решили заехать к нагайбакам -  маленькому народу тюркского происхождения, исповедующему православие.
Меня поразила историческая память нагайбаков: большинство из тех, с кем я общался, удивительно полно знают историю своего маленького народа.
Дальние родственники ногайцев раньше нагайбаки жили в Бакалинском и Белебеевском уездах Башкирии.

Императрица Анна Иоанновна в 1736 году дала нагайбакам статус казаков за то, что те не поддержали восстание башкир против императорской власти.
Затем, чтобы укрепить российские границы с казахскими жузами нагайбаков решено было переселить на южный Урал. От переселяемых потребовали собраться в течение суток. Всего было переселено 1250 казаков. Переселение не был добровольным: тех, кто отказывался, принуждали переселяться в кандалах. Для обустройства переселенцам выдавали по 50-70 стволов строительного леса.
В 1812 году почти в полном составе нагайбаки пошли защищать Россию и воевать с Наполеоном.
В 1841 году по указу Николая Первого для защиты от набега казахов нагайбаков переселяют на территорию их современного расселения.
В 1843 году губернатор решил давать нагайбакским селам названия тех городов, в которых  нагайбаки одерживали победы.
Так появляется поселок Париж. Другой поселок носит название Арси – в память о французском городе Арси, где в 1814 году произошло сражение с войсками Наполеона.
В Карталинском районе находится село Лейпциг.  Другое село называется Берлин, тоже в честь города, взятого казаками.  Самым сложным из «иностранных» названий является Фершенпенуаз.
Еще небольшой анклав расселения нагайбаков их трех 3 сел находится в Чебаркульском районе области.
В Челябинске и Магнитогорске также проживают нагайбаки, но в городах они не имеют возможности изучать свой язык и культуру – в городских школах нагайбакский язык не изучается.
Приезжаем в село Остроленко. Оно находится на берегу р. Гумбейки и названо в честь польского города Астроленко, где в 1831 году состоялось сражение между восставшими  поляками и казаками- нагайбаками. Раньше село не имело такого звучного названия и именовалось просто - кантон № 2. Соседнее село Касель раньше было кантоном № 1.
В годы гражданской войны Остроленко 11 раз переходил из рук в руки.  На холме, находящемся около села, до сих сохранились окопы белогвардейцев: вот что значит уметь хорошо копать окопы – и сто лет им не страшны!.
Но каждое село имеет также и свое нагайбакское название. Так, Остроленко называется Сарашлы, по названию села в Башкирии.
Из села Остроленко происходит 3 героя советских времен – один Советского Союза и 2 Героя Соц. труда. Улицы села названы их именами  - ул. Бигбова и ул. Васильева. Третий  герой - Маметьев Алексей Михайлович.
Из села Остроленко взял себе невесту атаман Дутов.       

Элементом нагайбакской культуры является  сохранение прозвищ – кушамат.  Существуют прозвища, как родовые, так и те, которые даются поведению или по недостаткам человека. Например, глупый человек может получить прозвище «марык» - «овца». Родовыми именами является «буре» - «волк», «кугерей» - «голубь», «карга» - «ворон. У Васильевых прозвище «Петренке» - «Петрович». Один человек получил прозвище «7 копеек» (несколько раз ему при покупках не хватало 7 копеек).
У нагайбаков сохранились и языческие обряды: аш- бирэу (дословно «подавать суп») – поминание умершего в широком кругу родственников и близких на 3-ю годовщину смерти. После этого умершего поминают уже  в узком кругу. Еда для поминок (водка, хлеб, конфеты) называется «табак». Все принесенное ставится на стол. 2 специально назначенные женщины распределяют табаки: с левой стороны стола ставят еду «за предков», справа – в память о ком устраиваются   поминки.  Когда все съедено,  часть табаков дается участником обряда с собою домой (например, тем, кто обмывал умершего).
В селе Остроленко я нахожусь в гостях в  дружной нагайбакской семье Васильевых. Дом Васильевых построен в середине 19 века из лиственницы. Зоя Андреевна Васильева проработал 5 лет директором музея, получая 4700 руб. Она с огромным удовольствием рассказывает мне о прошлом и настоящем нагайбакского народа.
Хотя почти в каждом маленьком нагайбакском селе – свой краеведческий музей, нагайбакская культура выживает с трудом. В вузах язык не изучается. В школах – только факультативно. Оказывается, только недавно была создана ногайская письменность.  Однако книг, газет и журналов на нагайбакском языке не издается. Почему? Да потому, что для этого нужна государственная поддержка. В 1950—60-е годы в школах и вовсе детям было запрещено говорить на нагайбакском языке.
В знаменитом селе Париж невдалеке от местного музея стоит Эйфелева башня. Правда она – раз в 10 меньше оригинала, но все равно выглядит впечатляюще. Правда, эта башня построена не  великим Эйфелем, а компанией мобильной связи.

PICT0507
PICT0508
PICT0509
PICT0510
PICT0511
PICT0512
PICT0513
PICT0514
PICT0515
PICT0516
PICT0517
PICT0518
PICT0519
PICT0520
PICT0521
promo an_babushkin november 20, 04:27 2
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars