?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не прошло и полугода с момента издания распоряжения Дмитрия Медведева  о создании Межведомственной рабочей группы по выработке предложений по корректировке отдельных положений Концепции развития уголовно – исполнительной системы РФ до 2020 года (Президент РФ дал соответствующее поручение в апреле  2013 года, а Премьер подписал распоряжение в  начале сентября 2013 года,  как Рабочая  группа  наконец – то собралась, как говорится, лицом к лицу.
Из 22 членов Рабочей группы в заседании приняли участие 20 человек. Вёл заседание    председатель рабочей группы Министр  юстиции России А.В. Коновалов.
Членам РГ был розданы предложения Совета при  Президенте  по внесению изменений в Концепцию реформы УИС, а также отзывы ведомств на позицию  Совета.
Началось заседание с обстоятельного доклада директора Департамента нормативно- правового регулирования  в сфере исполнения уголовных наказаний Минюста О.А. Помигаловой, которая подробно проанализировала  ситуацию дел в  российской тюремной системе, рассказала  об изменениях законодательства, коснувшись в том числе и тех предложений СПЧ, которые Минюст уже  учел в своей деятельности.

Заместитель директора ФСИН России Рудый А.А. рассказал, что за 4 года численность осуждённых удалось снизить на 190 тыс. человек. Это – самый низкий показатель за последние 20 лет в УИС. Построено 10 новых СИЗО и 156 общежитий. Средний размер площади в СИЗО составляет  4, 4 м.кв. на человека, что выше предусмотренных федеральным законом нормативов.
Начальник  ГУФСИН по Красноярскому краю Шаешников В.К. рассказал о новациях, внедряемых им  в  Красняорском крае. В крае отбывает наказание 25 тыс. человек,  Красноярский край – один из самых тюремных регионов России. В подчинении ГУФСИН насчитывается 41  учреждение. Созданы условия для того, чтобы после работы осужденные могли ходить в спортивных костюмах. В ФКУ ИК -17 проведен эксперимент с облегченными  условиями содержания. В колонии – поселении при Богучанской ГЭС осужденные имеют возможность зарабатывать до 20 тыс. руб. Шаешников отметил, что среди тех, кто прошёл перед освобождением  колонию-поселение, уровень рецидивной преступности ниже общего в 2, 2 раза. Вместо проверки с построением внедряется практика учета осужденных при посещении ими  столовой.  Внедряется также запись  на посещение мед части через терминал.  Так как не во всех мед частях колонии есть специалисты  узкого профиля по железной дроге протяжённостью более 1000 км. курсирует медицинский поезд курсирует. Среди бывших наркозависимых, особождённых из учреждений ГУФСИН края, уровень рецидива – 8 %.    Выступление Владимира Константиновича вызвало большой интерес,  однако  время поджимало и  полностью рассказать о новациях, вводимых  им в Сибири, он так и не смог
М.А. Федотов обратил внимание на то, что предложения Совета при Президенте РФ по реформе УИС не должны обсуждаться в режиме « это нам не надо, это нас не устраивает, а это мы и вовсе не будем обсуждать». М.А. Федотов предложил начать реализовывать те положения рекомендаций Совета, которые поддержаны всеми,  и обсудить то, что кем- то отвергнуто.
Министр А.В. Коновалов выступил с обстоятельным анализом дел в уголовно - исполнительной системе и своей позиции по предложениям СПЧ. Выступление заняло более часа и большей частью, по-видимому,  являлось экспромтом.
Министр призвал  – оптимизировать взаимодействия правозащитников и ФСИН, обеспечить, чтобы поток информации от ОНК и СПЧ  поступал в распоряжение ФСИН и Минюста более активно и системно, установить механизм реакции на эту информацию в разумные сроки вплоть до изменения законодательствам и внесения корректив в Концепцию.  Правозащитники, по его словам,  не должны открывать дверь ногой, но при этом руководством Минюста и ФСИН должны воспринимать их, как своих коллег.
Произошла оптимизация законодательства, что позволило заметно сократить число спецконтингента. Самое главное, что за эти 2 года  не произошло скачка преступности.  Более того, Генпрокурор РФ  Ю.Я.Чайка констатирует снижение преступности. Сидеть должны те, кого иначе нельзя исправить. Мы говорим не о либерализации уголовной политики, - отметил А. Коновалов, а об её оптимизации. Может быть надо поднять срок за особо тяжкие преступления до 30 или даже до 50 лет, нот при этом надо помнить, что в развитых странах - средний срок лишения свободы – всего лишь 6 мес., но обвального роста преступности там не происходит.
Министр предложил ещё раз обсудить к чему должен тяготеть российские пенитенциарные учреждения 21 века  - к тюрьме или к колонии, определиться, что мы понимаем под первым и под вторым.
Поражением разработчиков Концепции реформы УИС стала невозможность  добиться создания  Службы пробации и  внедрения института  такого вида наказания, как принудительные работы. Министр отметил, что  отказ от пробации  носит временный характер и диктуется экономическими причинами, так как  на создание  института пробации требуется 60 млрд. руб.
Очень серьёзной продолжает оставаться проблема коррупции. Министр коснулся  скандала с закупкой  электронных браслетов, однако неизвестно, дойдёт ли дело до суда, поэтому Министр оценку ему давать не стал.    
Одним из успехов реформы является успешное завершение  эксперимента с  тюремной медициной. Эксперимент позволил в масштабах страны изменить систему руководства пенитенциарной медициной.
Сохраняется закрытость учреждений УИС.  До сих пор в  некоторых учреждениях сидят дяденьки, которые не принимают философию общественного контроля за учреждениями, надеются досидеть до пенсии. Многие из  искренне считают, что  выполняют  государственный долг. Именно у них ломаются  видеорегистраторы, о чем говорили заседания. Сломанные регистрации в данном случае – следствие сформировавшейся культуры закрытости учреждений.
Министр коснулся дискуссии о том, способствовало  ли   разделение осуждённых на тех, кто осуждён впервые и тех, кто отбывал наказание  ранее, соблюдению прав заключенных. По его мнению, этот шаг  способствовал улучшению ситуации с соблюдением прав заключённых. При этом министр признал, что  на этот счет  существуют и иные мнения.
Важным успехом стала ликвидация 31 декабря 2010 года Секций дисциплины и порядка. Этот шаг также вызвал неоднозначную реакцию, так как у секций нашлись защитник, в  том числе и среди тех, кто казалось бы, должен был однозначно поддержать их ликвидацию. После их запрета секции исчезли не сразу,  а в ряде случаев мимикрировали под другие самодеятельные  организации  осужденных.  Запрет Секций  дисциплины и порядка – принципиальная позиция Минюста и пересмотру не подлежит.
Оптимизация бытовых условий, в которых находится спецконтингент, медленно, но идет.
Однако до сих пор нарушение прав спецкотингента продолжает носить массовый характер.
Министр коснулся института социальных лифтов. По его данным, благодаря этому институту, на 76 % снизился уровень рецидива.   Условием успеха социальных лифтов является немедленная оценка  при помощи социальных лифтов изменений в поведении осужденного. Однако социальные лифты сделали  пока что только первые шаги.
Концепцию  реформы УИС  часто критикуют за то, что на строительство  новых тюрем требуются многие миллиарды рублей. Между тем, скорее всего эти суммы могут быть меньше раза в три, в первую очередь за счет применения труда самих осужденных, среди которых есть много высококвалифицированных   специалистов.
Оценивая  предложения Совет а,  Министр  поинтересовался, можно ли этот документ рассматривать,  как коллективную позицию большей части правозащитного сообщества страны. После утвердительного  ответа Федотова  М.А. Министр  сказал, что эти предложения – наиболее  квалифицированная реакция на Концепцию реформы УИС из всех  многочисленных документов, что ему приходилось видеть.    Оценивая предложения Совета , Министр выделил 5 групп таких предложений: с одними он согласен, с другими согласен, но считает их утопией, третьи интересны, но нуждаются в проработке,  некоторые не до кона понятны, однако есть такие, с которыми он принципиально не согласен.
Министр не согласился с критикой, содержащейся в  предложения СПЧ,  о том, что  в Концепции имеет место отход от принципов комплексности и системности, а также с тем, что при  разработке Концепции были проигнорированы предложения  институтов гражданского общества.  Вместе с тем, он поддержал выводы  Совета о том, что  участие институтов гражданского общества в реформировании УИС пока что носит ритуальный характер,  а органы суда и прокуратуры безразлично относятся к вопросам развития и реформирования УИС.
Окончание  основных тезисов  выступления Коновалова А.В.  я размещу завтра.

Я выступал после В.М. Гефтера и перед министром. Привожу основные тезисы своего выступления.

  1. В связи с сокращением финансирования ФСИН на 15 млрд. руб.,  на нынешнем этапе реформирования УИС, упор необходимо сделать на мерах, не требующих дополнительного финансирования.

  2. В первую очередь имеется в виду создание системы внеконкурсного размещения на предприятиях УИС государственных и муниципальных заказов.  Однако при этом необходимо принять дополнительные антикоррупционные меры с тем, чтобы под видом работы пенитенциарных предприятий вне конкурсные заказы не получали  сторонние коммерческие структуры, как это имело место в ГУФСИН Челябинской области.

  3. Остается низким качество внутрисистемных поставок. Это имеет прямое отношение к соблюдению прав человека, так  как матрасы, приобретаемые для СИЗО,  выходят из строя через пару месяц и спать на них невозможно, столы и скамейки неудобны для сидения, часто выявляются кровати, на которых спать невозможно.

  4. В процессе реформирования важно  не допускать шагов, приводящих к ухудшению сложившейся ситуации. Такие примеры, к сожалению, есть. Например, преобразование колоний  и СИЗО из ФБУ в ФКУ привело к снижению их финансовой самостоятельности и заинтересованности в развитии производства. Передача функций продажи продуктов питания и ППН от магазинов к ФГУПам, в некоторых регионах. Например, в Мурманской области, привело к тому, что магазины в начале декабря закрылись, а ФГУПы свои торговые  точки так и не открыли.

  5. В ряде случаев уже предпринятые меры, направленные на соблюдение прав человека, не работают. Например, в 80 % отслеженных нами ситуаций, при применении спецсредств, использовались видеорегистраторы. Однако только в 40 % отслеженных случаев данные видеозаписи были представлены для разбирательства.  В остальных случаях они куда- то исчезли.

  6. Несмотря на предпринимаемые усилия со стороны руководства ФСИН, не решён вопрос о приближении места отбытия наказания к месту жительства семей. Не все сотрудники ФСИН заинтересованы в таком приближении. Например, когда я запросил о лимите наполнения колоний – поселений и их фактическом наполнении, мне отвечают, что я не имею права запрашивать эти данные, а может их запрашивать только М.А. Федотов.

  7. Не используются имеющиеся ресурсы защиты и восстановления прав человека. Например, членам ОНК не разрешают брать с собою измерительные приборы – люксметр, гигрометр, газоанализатор.

Правильно отметил В.К. Шаешников, что после работы осужденный должен иметь возможность носить спортивную одежду и никакого вреда целям наказания это не принесет.
Из общественных советов при  органах ФСИН почти исчезли правозащитники, хотя именно наличие правозащитников в составе Советов   является ещё одним ресурсом стабильного  и эффективного функционирования УИС.

  1. Главной проблемы психологической помощи является отсутствие специалистов в области психокоррекции.    

  2. Следует избегать чрезмерных мер воздействия, идущих в разрез с требованиями законодательства. Такой мерой мне представляется направление осужденных в СУС сразу же после того, как они выбывают из карантина. Более того, я хотел бы обратить внимание на то, что помещение вновь поступивших в запираемые помещения, в т.ч. СУС, является одним из источников конфликтов и обоснованных жалоб.

В ряде регионов выявлена практика принуждения осужденных держать руки в положении сзади при посещении камер СИЗО  представителями администрации. Более того, на осужденных за то, что они выполняют эти незаконные требования администрации, налагаются взыскания.   Однако в ПВР СИЗО такого требования не содержится.

  1. Не используются все возможности для снижения численности тюремного населения. Не всегда документы  для освобождения по болезни отражают комплекс заболеваний. Нужна помощь Минюста в коррекции позиции прокуратуры и судов по вопросу УДО. Например, Тверской суд освобождает по болезни менее 1/3 лиц, поддержанных администрацией. В отряде хоз обслуги, отбывает наказание старший бригады столовой, который не имеет ни одного взыскания, но имеет более 50 поощрений.  Однако суд отказал ему в УДО, так как он осужден по ст. 131 УК РФ.

Хочу напомнить, что в 170- миллионной Российской Империи  максимальная численность лиц, отбывающих наказание  составляло 220 тыс. чел.

  1. Изменение системы ведомственных проверок нарушений прав человека. Например, объектом преследований  стали участниками мирной акции протеста в ИК – 6 г. Копейска.  Хотя

  2. Опыт демилитаризации, о котором здесь говорилось,  пока что является отрицательным. Снятие погонов с врачей привело к снижению уровня заработной платы и увеличению кадрового дефицита.  

  3. Хочу отметить, что нынешнее руководство ФСИН – впервые за 2 десятилетия это люди, с которыми правозащитники говорят на одном языке – языке законов, интересов российского государства и прав человека.


              А. Бабушкин
promo an_babushkin november 20, 04:27 2
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars