an_babushkin (an_babushkin) wrote,
an_babushkin
an_babushkin

Может ли власть услышать граждан?

Предложения
по изменению системы работы с обращениями граждан
(разработано во исполнение поручения Президента РФ  Совету при  Президенте).

Неудовлетворительная работа с обращениями обращений граждан подрывает доверие к власти, снижает  востребованность правовых механизмов решения политических, социальных и правовых конфликтов и споров, увеличивает риск криминальных и экстремистских способов их разрешения.
Обращения граждан чаще всего рассматриваются не по существу, исполнитель  руководствуется в первую очередь желанием не стать объектом начальственного гнева, а не решить вопрос по существу. Мониторинга  качества  рассмотрения обращений  в органах власти и местного самоуправления не ведётся. Лица, виновные в уклонении от рассмотрения жалоб или их рассмотрения не существу, не выявляются и какой – либо ответственности не несут.  Общественного контроля за процедурой  и результатом рассмотрения обращений граждан не существует.  Механизмы судебного контроля  и прокурорского надзора  работают или работают в явно недостаточно, не обеспечивая приоритета прав человека над интересами ведомств и должностных лиц. 
Для исправления ситуации считаю необходимым: 



  1. В пункте 6 статьи 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», запрещающем направлять обращения тем должностным лицам, действия которых  обжалуются, запретить также направлять обращения в адрес подчиненных им должностных лиц.  В настоящее время такой запрет отсутствует, чем активно  пользуются должностные лица, например сотрудники органов прокуратуры.



  1. Дополнить Уголовный Кодекс РФ статьей  140-1 УК РФ «Преследование за критику  или подачу обращения в органы государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, негосударственные организации, межгосударственные органы, если такое  преследование причинило существенный ущерб».



  1. Пункт  2 статьи 9 закона, предусматривая возможность рассмотрения заявления с выездом на место, не предусматривает права  заявителя на личное либо через своего законного представителя участие в проверке и рассмотрении жалобы.   Предлагается  такую возможность предусмотреть.



  1. В пункте 4 части 1 статьи  10  Федерального Закона  предусмотреть  обязанность  субъектов рассмотрения  обращений  мотивировать принятое решение, излагать основания, по которым это  решение  было принято,  часть 1 дополнить пунктом об обязанности знакомить заявителей с материалами и заключениями  проверки по их требованию.



  1. Пункт 2 ст. 5  о том, что нельзя ознакомиться с  материалами проверки, если это затрагивает права иных лиц, фактически исключает возможность для гражданина ознакомиться  с документами и материалами проверки, так как практически любое обращение «затрагивает права, свободы  и законные интересы других лиц». Предлагается  изменить эту норму, предусмотрев, что ознакомление с материалами проверки не производится, если это нарушает права и свободы иных лиц; в таком  случае заявителю предоставляются материалы проверки без ознакомления с материалами, знакомство с которым может нарушить права и свободы иного лица. 



  1. Предусмотреть, что, если  при   личном приёме гражданин не имеет документа, удостоверяющего личность, то в приеме ему не отказывается, а принимается собственноручное заявление об отсутствии соответствующего документа. 



  1. Законодательно  предусмотреть институт обращений граждан, рассматриваемых в срочном внеочередном порядке, дополнив статью 12 Федерального Закона следующей номой: «Если заявление  носит срочный характер, то есть его  рассмотрение  в указанные выше сроки способно причинить существенный и необратимый ущерб правам, свободам и законным интересам граждан, то такое заявление  рассматривается незамедлительно, а при  невозможности  такого рассмотрения –  не позднее, чем  в 5 – дневный срок»



  1. Законодательно  предусмотреть институт обращений граждан, не требующих проверки, дополнив статью 12 Федерального Закона следующей номой: «Если заявление не требует проверки либо требует текущего выхода на место,  то заявление  рассматривается незамедлительно, а при невозможности такого рассмотрения – в десятневный срок».



  1. Так как статья 14 Федерального закона о контроле за соблюдением  законодательства о рассмотрении обращений граждан носит общий, декларативный и неконкретный характер.  Предлагается  дополнить её записью о том, что «руководители органа государственной власти и местного самоуправления несут личную ответственность за  организацию работы по рассмотрению граждан».

  2. Так как  ст. 13  закона не предусматривает право граждан на их прием  в удобном для них месте и  удобное для них время, предлагается дополнить  часть 1 статьи 13  закона записью о  том, что:  «Прием граждан, как правило, проводится в удобное для них время и в удобном для них месте».



  1. Так как закон не предусматривает  возможности  общественного контроля за рассмотрением жалоб, предлагается дополнить статью  14 частью второй следующего содержания:  «Общественные  объединения в установленном законом порядке вправе осуществлять общественный за контроль за рассмотрением  обращений граждан.»



  1. В пункте 1 ст. 5 закона заявителю  предоставляется право представлять  дополнительные  документы  и  материалы  либо обращаться с просьбой об их истребовании, однако не указано, в каком  случае  такое истребование  является  необходимым. Предлагается дополнить эту норму  словами «Истребование документов и материалов является обязательным, если их отсутствие может привести к неполноте, необъективности, односторонности рассмотрения, воспрепятствовать восстановлению или защите прав, свобод и законных интересов граждан».



  1. Статью 5 предлагается дополнить пунктом о том, что заявитель вправе пользоваться пользоваться помощью адвоката, доверенного лица, общественного объединения.



  1. Дополнить статью 10  положением о том, что «При   наличии в  обращении нескольких доводов  рассматривается каждый из них».



  1. В статье 14 предусмотреть, что «Материалы о результатах   рассмотрения  обращений, имеющих повышенное общественное значение,  а также  анализ и обобщение  обращений граждан, поступивших  в органы власти,  должны доводиться до граждан  путем публикации в СМИ отчетов органов власти (должностных лиц, органов самоуправления) в средствах массовой  информации.»


20) Дополнить  закон новой статьей  следующего содержания:

«Принципы рассмотрения обращений граждан.
Обращения граждан рассматриваются   на принципах:

  • приоритета норм  Конституции и международных договоров с участием  России над  нормами федеральных нормативно – правовых актов;

  • направленности процесса и результатов рассмотрения  обращений граждан на восстановление, защиту   и обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан;

  • открытости и гласности рассмотрения обращений граждан;

  • Ответственности органов власти и должностных лиц за нарушение прав, свобод и законных интересов граждан».


21) Статью  10  Закона дополнить словами:

  • «Ответственность за утрату обращения гражданина несет и восстановление обращения и приложенных к нему материалов производит тот  орган власти, местного самоуправления или должностное лицо, которые допустили утрату обращения»;

  • в каждом органе и местного самоуправления на одно из подразделений возлагает оперативный контроль и анализ работы с заявлениями,  определение  показателей  такой работы,  в том числе  связанного с количеством обращений, по  которым были приняты положительные решения.


23) Предусмотреть, что в Администрации Президента Российской Федерации, а также в администрациях глав субъектов РФ создаются органы по контролю за  качеством рассмотрения обращений граждан в органах власти федерального и регионального органа, а также органах местного самоуправления, которые вправе возбуждать административное производство при обнаружении признаков административного правонарушения.

24)  В качестве  механизма контроля за качеством рассмотрения жалоб предусмотреть, что  каждое ведомство обязано обеспечить аккредитацию гражданских активистов, обладающих знаниями, навыками и репутацией для анализа жалоб граждан и качества их рассмотрения, которые вправе на бесплатной основе дать заключение  на предмет  качества и полноты рассмотрения обращения, его соответствия ст. 18 Конституции РФ,  для повышения качества  рассмотрения жалоб.

25) Внести изменение в указ Президента РФ   от 28 июня 2007 г. N 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», предусмотрев в качестве одного  из критериев оценки качество рассмотрения обращений граждан по оценке самих заявителей.

В основу предложений положены материалы круглого стола по оценке законопроекта «О порядке рассмотрения обращений граждан», не воспринятые законодателем при работе над законом, предложенные  в 2007 году членом СПЧ Андреем  Бабушкиным и членом ОП РФ  Марией Слободской.

А. Бабушкин



Tags: Совет при Президенте, обращения граждан
Subscribe
promo an_babushkin november 20, 2018 04:27 3
Buy for 100 tokens
Идея амнистии носится в воздухе. Призрак амнистии бродит по России. Ну и чего, спрашивается, он бродит? Количество заключенных по сравнению с 2000-м годом снизилось 1 миллиона 60 тысяч с до 680 тысяч. Исчезли камеры, где на 10 мест находилось 20 заключенных. В 2008 году в монотонную жизнь…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments